- Судите сами: из нашего колледжа 80 процентов выпускников отправляются работать в школы, а из Новосибирского государственного педагогического университета - лишь 18-20 процентов, - рассуждает Мария Жафярова, директор новосибирского педагогического колледжа №1. Наши ребята понимают свои возможности и те преимущества, которые может дать им школа. Они гораздо быстрее адаптируются, потому что начинают работать уже с первого курса, они ближе по возрасту к своим ученикам, лучше понимают их, быстрее схватывают требования, которые предъявляет время, не претендуя на всезнайство. Зато не перестают учиться сами, реализуя идею обучения через всю жизнь.
Чтобы шагать в ногу со временем, Новосибирский государственный педагогический университет, единственный педагогический вуз за Уралом, реализует масштабную программу модернизации педагогического образования, стартовавшую в России два года назад. Одно из основных направлений деятельности вуза - создание инновационной образовательной среды, позволяющей готовить учителей новой формации: креативных, умеющих организовать обучение с учетом требований информационного общества, владеющих современными образовательными технологиями.
В рамках модернизации закуплена новейшая техника для научных исследований, 73 аудитории вуза оснащены мультимедийным оборудованием, открыты новые компьютерные классы. Создано 10 ресурсных центров по разным предметным областям: «Цифровая школа», «Семья и дети», сопровождения начального образования, методики обучения ОБЖ, химии, физике, математике, интерактивная студия изо, конструкторское бюро робототехники и прочие.
У проекта модернизации педагогического образования три направления: смещение акцента на педагогическую практику, предоставление возможности студентам перейти на педагогические программы с других программ высшего образования, оказание профессиональной поддержки молодым учителям.
- Очень важно как можно раньше включать студентов в профессиональную практику, которая, на наш взгляд, должна быть непрерывной и начинаться с первого курса, - считает Наталья Алтыникова, проректор по стратегическому развитию НГПУ. - В рамках проекта мы разработали и апробировали технологии такой работы. Совместно с Минобрнауки Новосибирской области создана региональная образовательная сеть, включающая базовые кафедры, стажировочные и инновационные площадки на базе 42 образовательных организаций общего и дополнительного образования, а также вузов, колледжей, органов управления образованием, культурой, предприятия.
Этот проект, по словам Алтыниковой, заставил пересмотреть свои взгляды на педагогическое образование. Очень важный результат - сетевое взаимодействие между вузами. Модульный подход построения образовательных программ повлек за собой серьезные изменения в организации учебного процесса вузов.
- Но в итоге мы выходим на реальное формирование библиотеки модулей, - говорит Наталья Васильевна, - которое в перспективе позволит, как из кубиков, выстраивать образовательные программы вузов, что снизит нагрузку на преподавателей, дав возможность больше времени отдавать использованию новых технологий.

Вузы не готовы
При реализации проекта обнаружилась серьезная проблема, связанная со старением кадров, - преподаватели вузов тоже далеко не молоды.
- Мы обнаружили неготовность профессорско-преподавательского состава к разработке новых программ, к новым идеям, к использованию новых технологий в учебно-образовательном процессе. Это серьезные вещи, которые увеличивают время на внедрение новых подходов. Кто-то не хочет работать по-другому, кто-то не может, у кого-то нагрузка меняется. Тем не менее это преодолимо, вузы в рамках проекта делятся своими наработками, и это не просто учеба, это уже формирование новой идеологии, новой философии в подготовке новых педагогов. Постепенно идеи запускаются в коллективы, и люди зажигаются ими. Зато очень позитивно отреагировали студенты на эксперимент с практикой с первого курса, с максимальным приближением их к реальной профессиональной деятельности. Буквально за полгода апробации модуля, направленного на вхождение в профессию, отношение к будущему у молодежи изменилось. Если раньше многие говорили, что пришли просто за дипломом, то сейчас студентам нравится учиться по новой программе, работать в школе. Они захотели быть педагогами!
Впрочем, педвузов, реализующих новые программы подготовки учителей, пока всего 13 в стране. Что же в остальных, которых насчитывается почти полтысячи?
- Сравнив новую образовательную программу для школьников с учебным планом профессионального образования в Омском государственном педагогическом университете, мы выяснили, что они не соответствуют друг другу по содержанию, - говорит Екатерина Спехова, директор Департамента образования города Омска. - Договорились, что ректор ОмГПУ в ближайшее время должен выйти на Министерство образования и науки РФ с инициативой обновления учебного плана. В классическом университете отменили педагогическую специализацию, тоже разговаривали с ректором - то количество математиков, физиков, которое ОмГУ выпускает, слишком велико для нашего города, а в школах они нужны.
С этого года Департамент образования активно сотрудничает с Омским государственным педагогическим университетом. Готов помочь с практикой, поскольку Спехова считает, что уже со второго курса студентам нужно идти в школы не на ознакомительную практику, как сейчас, а на профессиональную:
- Непосредственное общение с учениками пойдет на пользу и будущим учителям, и школе. Студенты будут понимать, чему учит детей современная школа. Новый ФГОС заставил нас думать иначе, поэтому каждый факультет ОмГПУ открыл свои базовые предметные кафедры в 15 школах. То есть в этих лицеях, гимназиях и без того углубленно изучали какие-то предметы, а с открытием кафедр этот компонент мы усилили. Практика для студентов будет, считайте, беспрерывная, в течение всего учебного года, что поможет им в профессиональном становлении. А для детей силами педагогов этих кафедр организованы бесплатные факультативные занятия. В этом же году начали работать педагогические классы - элективы или факультативы, где дети уже нацелены на педагогические профессии. Решаем вопрос с ректором ОмГПУ о повышении баллов ребятам, которые окончат педагогический класс.

Учиться всю жизнь
Понятно, что выпуском из педагогического вуза работа над обликом нового учителя не заканчивается. Учиться всю жизнь - доля педагога, хоть нового, хоть старого. В Институте развития образования Омской области начали с того, что делегация проректоров, деканов и заведующих кафедрами объезжает районы области: администрации районов должны почувствовать необходимость изменений, определив заказ на будущее - какие именно специалисты нужны.
Новосибирский институт мониторинга и развития образования, изучив систему повышения квалификации и профессиональной переподготовки, выявил сущностные проблемы ДПО, перестроил ее, обратив внимание на четыре элемента - самоопределение, актуальность компетентностей, обратную связь, непрерывность. Теперь работник образования сам выбирает свою траекторию профессионального роста - содержание, сроки, место обучения. Разработали систему самооценки и самоконтроля профессионализма. Она должна сопровождать человека в процессе всей его педагогической деятельности, а уж тем более в ходе активной части повышения квалификации, поэтому сделали ее максимально удобной - учитель в любое время может это сделать с помощью компьютера.
По мнению Надежды Лыжиной, директора Томского областного регионального центра развития образования, нужны более кардинальные меры - практика будущих педагогов должна строиться по принципу интернатуры сроком не менее года:
- Это поможет решить проблему вхождения в профессию, поможет адаптации молодых учителей, в том числе психологической готовности к работе в школе. Нужно создать школу молодого учителя, обеспечить закрепление за молодыми специалистами более опытных наставников. Например, в Японии введена в действие обязательная программа интенсивной подготовки для учителей, работающих в школе первый год: эта программа предусматривает овладение практическими навыками преподавания. Новые учителя работают на полной ставке, но на протяжении первого года в школе до двух дней в неделю им предоставляется индивидуальный наставник.
В Томске разработан и реализуется проект «Три горизонта» для молодых учителей, которые хотят достигать высоких результатов в профессии, карьере и жизни.
- Привлекли лучших педагогов, наставников, - делится Ирина Маркидонова, начальник отдела управления человеческими ресурсами РЦРО. - На первом горизонте «Я и система образования Томской области» молодые педагоги должны построить карту образовательных ресурсов профессиональной адаптации и развития, сформировать цели индивидуальной образовательной программы. Мы организовали тренинги, где педагоги определяли, чего ждут от школы, детей, государства, а главное - от себя, обсуждали позиции наставника, решали проблемы с помощью ролевых игр. На втором горизонте «Я и моя профессия» молодые формируют индивидуальную образовательную программу с помощью мастер-классов лучших учителей, наставники осваивают коучинг как технологию наставничества. Третий горизонт называется «Я и моя карьера». Молодые педагоги оценивают себя и реализацию своей индивидуальной образовательной программы, формируют портфолио. А главное - молодежь должна встретиться с представителями педагогических династий, поистине уникальных - некоторые насчитывают почти 800 лет. Надеюсь, они поймут, почему этой профессии люди верны веками, и увидят для себя столь же глобальные горизонты.

Статфакт

По данным Министерства образования и науки РФ, 1 миллион 50 тысяч учителей пришли на работу в школу 1 сентября 2015 года.
Около 20 процентов от этого числа - люди пенсионного возраста, чуть больше 13 процентов - молодые специалисты.
136107 человек составила численность молодых педагогов до 30 лет в прошлом учебном году.
По подсчетам спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, только 8-15 процентов выпускников педагогических университетов идут работать в школы.

Наталья ЯКОВЛЕВА, Томск - Омск - Новосибирск