А там и оглянуться не успел, как подал документы на профессиональную переквалификацию и открыл резюме на hh. К счастью, профессиональная переквалификация не происходит моментально, и пока набиралась группа, я вновь заскучал, почитал, задумался. И на этот раз додумался до того, что со своей переквалификацией в маркетолога я маленький офис поменяю на офис побольше. Радости моей не было предела.
Полагаю, у каждого есть свой Учитель. Одним зимним вечером (как раз пока набиралась группа профессиональной переквалификации) мой Учитель сказал мне: «Андрей, пора заняться Делом». Мой Учитель (С.В.) - филолог и театральный режиссер по образованию, которого я знаю уже 10 лет, руководитель нашего маленького просветительского театра. Спектакли и композиции мы возим в колледжи, интернаты и прочие учебные учреждения, где еще не слышали последние новости о том, что миф о крахе системы дополнительного образования развеян (кстати говоря, сейчас мы репетируем «Тартюфа»).
Пора заняться делом...
Так я оказался в гимназии. Разумеется, сначала было непросто. Но весьма весело: ко мне обращаются по имени и отчеству и смотрят в рот, а я, подобно ослу между двумя стогами сена, не знаю, что мне сделать по этому поводу: рассмеяться или лопнуть мыльным пузырем от переполняемого чувства собственной важности (вообще работа с детьми в школе и некоторые наблюдения привели к мысли, что чем больше трясешься об авторитете, тем его меньше). Но, как известно, бедный ослик издох, а я, проработав первый год, ушел в летний отпуск довольным, даже воодушевленным - работа с детьми меняет.
Работая с младшими классами, понимаешь банальную истину (пардон за каламбур) - дети должны быть детьми. Девочки должны быть хохотушками, а мальчишки - разбойниками. Это естественно. Хочется верить, что с опытом получится не просто относиться к этому как к данности, но полноценно встраивать это их милое свойство в структуру урока. Нужно беречь детский внутренний моторчик, который, к сожалению, по мере взросления и без того сбоит и ломается, оставляя вместо себя нечто скучное и безвкусное. Британский профессор Кен Робинсон (Sir Kenneth Robinson) много и здорово про это пишет.
Работая со старшими классами, начинаешь иначе воспринимать ход времени, потому что старшеклассники - пример его стремительности. Мгновение назад и сам был таким же.
Мы много с ними разговариваем, и я не устаю им повторять, что сильнее и красивее, чем сейчас, они никогда не будут, и все, о чем мечтается, нужно воплощать сейчас. Лишь немного силы и воли, и времени, которых пока предостаточно. Ведь сейчас они живут в своем прошлом, и их настоящее начнется только тогда, когда принятые решения останутся позади, а впереди относительно прямая дорога, на которой каждый не запланированный в прошлом (то есть в их сейчас) поворот будет даваться все труднее и труднее, пока они вовсе не остановятся и не окажутся в своем «настоящем». Вот что такое «настоящее» - закостенелость.
Многие понимают, кто-то не совсем понимает, а некоторые не понимают совсем.
В этом для меня кроется некая трагичность преподавания - неизбежность созерцания, когда инструментарий иссяк, а будущее ребенка все так же видится безрадостным после столкновения с жизнью и одиночеством.
С другой стороны, я практически уверен, что «неизбежность созерцания» относительна ровно настолько, насколько богат инструментарий педагога, а я только начал осваивать профессию, расширение этого инструментария моя основная задача. Ведь, как мне кажется, в этом и дело преподавания - предотвратить трагедию, заложить в ребенка силы и уверенность про запас.
В этом очень помогает ведение театрального кружка, который мы с детьми организовали. Это относится вообще к любой деятельности в сфере так называемого дополнительного образования. Забавное словосочетание. В колледже радиосвязи, где работал С.В., был у него один ученик - Р. Он был из малообеспеченной семьи, родители его никогда книжку в руках не держали и вообще по-русски не очень хорошо говорили (по национальности они были татарами). Весь педагогический коллектив колледжа не знал, что с бедным Р. делать, неоднократно речь заходила об отчислении, С.В. приволок его в театральную студию. И вот несколько лет назад Р. защитил на «отлично» диплом на тему «Сравнительный анализ произведений Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» и Виктора Астафьева «Прокляты и убиты» и сейчас преподает русский и литературу в одной из московских школ. С.В. и Р. поддерживают общение (театральная студия - это в первую очередь общение), которое длится уже более десяти лет. Появление Р. в студии всегда сопровождается смехом, тонким литературным юмором (который, впрочем, никто, кроме филологов, не понимает) и, как правило, частичным или полным срывом репетиции. С.В. смеется, что незваный гость лучше татарина.
Вот вам и «дополнительное» образование.
И ту радость общения с детьми в рамках театрального кружка трудно передать и получить где-либо еще. Особенно приятна сама атмосфера непринужденности и доброжелательности, которую создает не учитель (он лишь задает тональность), но ученики.
Образование - это процесс взаимного обогащения преподавателя и ученика. Можно долго говорить о себе (пардон, оговорился!), о том, чему научился за этот год, общаясь с детьми, проводя с ними большую часть своего времени. Разумеется, углубляются познания в собственном предмете, разумеется, изобретательнее получается объяснять материал и т. д. и т. п. Но, как мне кажется, главное, чему дети учат и к чему рано или поздно, худо или бедно, но в конечном счете приходит каждый педагог, - это некоторое осознание того, что есть жизнь, что главное и что второстепенное, что такое справедливость и несправедливость, что значит быть плечом и опорой в нужное время и в нужном месте. Работа учителем - это не совсем работа, это, наверное, состояние души. И если дети научили этому своего учителя, и он многое для себя осознал в моральном и нравственном плане, значит, он на своем месте. В противном случае дети первыми закричат: «А король-то голый!»

Андрей ФЕТИСОВ, учитель английского языка гимназии №1541, участник конкура «Педагогический старт-2015» МГО Общероссийского профсоюза образования и «Учительской газеты-Москва»