Цель нашего урока - оценить свои достижения, но не предметные и не межпредметные, а душевные! Что накопилось у нас внутри за два года нашей с вами работы, мои дорогие? Чему научились вы и чему научили свою учительницу? Столько всего мы уже пережили вместе, столько узнали, столько почувствовали. И не все было всегда у нас гладко.
«Таких не возьмут ни в инженеры, ни в космонавты!» - как-то сказала я сгоряча... Вдруг в классе наступила мертвая тишина. Я и сама испугалась. Разве здесь есть только ваша вина? Нет, конечно. И учителя допускают ошибки, и учителям нужно проводить работу над ошибками (вот бы сейчас удивились дети этой фразе)! А как же... Как ни старайся учиться на чужих промахах, своих не избежать.
Вот они - девятнадцать моих учителей, каждому по девять и каждый готов меня научить.
Ну, начнем все сначала! Инженерам, космонавтам, врачам, композиторам, спортсменам, журналистам, балеринам (и другим, на что только вам хватит отваги) быть!
Смотрят на меня мои маленькие педагоги, и я читаю в их глазах: «Учительница, успокойтесь, нам тоже бывает трудно, мы только третий год...»
Терпение - это первое, чему беспрестанно учат меня мои ребята. Все у нас получится, главное - верить! Итак, если вдруг что-то пошло не так, - глубокий вдох, выдох. Попробуем еще раз.
Мои ученики - мои учителя, учителя терпения и надежды. Учителя, в чьих руках будущее (а как же мне хочется, чтобы это будущее было ясным, безоблачным), но мы не торопимся жить, мы не стараемся это будущее приблизить, мы хотим пережить каждое мгновение в полной мере, поэтому и терпение для нас - золото.
Каждая трудность, испытанная моими ребятами, - небольшой, но ценный урок для меня. Учат меня они чуткости, внимательности, заботе. Да нет, я не Снежная королева, но ведь каждому нужна своя особая забота, каждому нужно особое внимание!
Мои ученики - мои воспитатели. Воспитатели человеческих чувств, такие мои маленькие гуманисты. Вот они все передо мной - девятнадцать человек, каждый из них - целый мир. Нельзя найти двух ну хоть чуточку похожих друг на друга. Безусловно, все они еще дети, они быстро включаются в общую игру, они еще беззаботны, они открывают всем свое сердце и дарят улыбку, но каждый из них уже индивидуальность. Кто-то уже проявляет свое остроумие и веселит нас своими шутками, кто-то как выдаст на уроке такое умозаключение, что думаешь - ну будущий кандидат наук! А кого-то совсем будто и не слышно, но ты знаешь, что за этим молчанием скрывается нежная и творческая натура.
С каждым надо найти общий язык, но это не очень трудно, ведь все они еще полны своей детской добротой и готовы рассказать все, что только знают об этом мире. Как интересно! Вот чему нам, взрослым, можно поучиться у них. Напоминают нам наши маленькие учителя о том, что все мы люди и не надо нам друг друга бояться. Можно поговорить о своих переживаниях, о том, что в душе накопилось. А еще - подумать только, сколько друзей можно нажить в детстве и как это нелегко уже взрослому человеку.
А как они умеют прощать! Думаю, каждому педагогу приходилось наблюдать ситуации, когда без двух минут враги, не поделившие игрушку или не сумевшие договориться о правилах игры, снова вместе и о чем-то шепчутся. Не всем, конечно, дано это нелегкое умение, но кому не надо, на то он и рядом - педагог! И тут мы как будто учим друг друга: я вам напоминаю о культуре общения, а вы делаете мое сердце еще мягче и теплее к другим.
Что я читала в теории о своей профессии? Не увидеть мне результатов работы ни сегодня, ни завтра. Все это будет через несколько лет. Но на практике что-то я уже вижу сейчас. Только со временем пойму, что можно было бы изменить, сделать по-другому, как, возможно, было бы лучше. Думаю, что это особенность нашего педагогического труда - нельзя сразу знать всех тонкостей процесса обучения и воспитания, предугадать все трудности и разрешить в начале их появления.
Да, я все еще учусь, а вы, мои дорогие, - девятнадцать моих учителей.

Виктория БУРМИНА, учитель начальных классов гимназии №1532