Девушка еще и еще раз прокручивает в памяти все этапы предстоящего рабочего дня, отмечая, чему необходимо уделить особое внимание, чем заинтересовать детей, кого похвалить. Улыбаясь, вспомнила, как впервые проходила по этой дороге, волнуясь от тревоги и ожидания встречи с малышами. Она уже представляла знакомство с этими маленькими ангелочками, которых будет любить, учить, открывать им мир. Ей казалось, что она даже чувствует легкое колыхание ангельских крылышек. Даже смешно вспоминать эти наивные мечты. Нет, дети оказались далеко не ангелочками. Ее малыши были обыкновенными земными детьми с капризами, ссорами, упрямством. Иногда даже казалось, что она замечает у некоторых маленькие рожки и длинные хвостики. Не знаешь, что они задумали сейчас, какими они будут через полчаса. Время сильно изменило ее мнение и о них, и о работе. Но она не стала любить их меньше. Наоборот, многому научилась у малышей, стала уважительнее относиться к ним, поняла, что это не маленькие дети, а уже личности. Они во многом изменили ее отношение к людям, работе, к себе.
...Это случилось в слякотный осенний день на прогулке, когда шустрый Ванечка, доставая из кустов сирени мяч, увидел тощего котенка. Бедняга был мокрый, облезлый, с загноившимися глазками. От бессилия и голода он уже не мяукал, а только широко открывал ротик. Дети обступили умирающее животное, некоторые заплакали. Но они с такой надеждой смотрели на Анну Аркадьевну. В их взглядах она читала призыв: «Спасите! Вы ведь взрослая, вы все можете!» И не только надежду видела она в их глазах, но и стойкую веру в ее безграничные возможности спасти и защитить слабого. Но Анна Аркадьевна смалодушничала, за что впоследствии ей было очень стыдно! «Мы не можем его взять, нам не разрешат, не трогайте. Кто-нибудь возьмет его...» Но дети ее, несмышленые малыши, крепко взялись за руки, окружили Ваню с котенком на руках и твердо заявили, что не могут уйти обедать, спать и играть, если котику плохо. Они вообще останутся здесь, под дождем. Анна Аркадьевна вдруг поняла, что именно сейчас решается очень важный вопрос в ее и их жизни, вопрос веры, доверия, уважения! Котенка они оставили в коробке у охранника, а после работы она уже бережно несла его к себе домой. Через несколько месяцев этот умирающий тщедушный доходяга превратился в большого пушистого рыжего кота, которого дети звали «наш Рыжик», а Анна Аркадьевна звала просто «наш». Дружба кота и детей была крепкая, верная. Анна Аркадьевна приносила в группу письма от имени кота с интересными заданиями. А ребята с удовольствием изготавливали ему разные поделки, которые кот, мурлыча, обнюхивал, как бы давая каждой вещи свою кошачью оценку.
...Однажды в группу привели новенького мальчика Даню. Полгода назад с ним произошла трагедия. Мама вышла в магазин. Он остался один, когда у соседей за стеной произошел взрыв. Мальчика спасли, но он получил страшные ожоги рук. Врачи все это время боролись за спасение его левого глаза, поэтому ему приходилось ходить с повязкой на нем. Когда он вошел в группу, воспитатели и дети испытали шок, увидев изуродованные руки и ожоги на лице. Даже медсестра, всегда приводящая детей в группы за руку, в этот раз стояла в стороне, то ли боясь сделать ему больно, то ли ей было неприятно само прикосновение к нему. Дети садились за столы, обходя Даню стороной, тоже боясь коснуться его. А он стоял один, спрятав ручки за спиной, опустив голову. Из его правого глаза капали большие слезы. Даня уже в который раз почувствовал отчуждение. А ведь он с такой радостью и надеждой на дружбу шел в сад. И тут к нему подошла Лизонька, самая симпатичная девочка детского сада. Она взяла Даню за руку и повела к своему столику, спросив у воспитателей: «Можно он сядет со мной, тут свободно?» И, повернувшись к нему, предложила: «Давай с тобой дружить! И все ребята будут с тобой дружить. Правда, ребята? Знаешь, какие они хорошие!» Дети закивали в ответ, стали подходить и по-взрослому пожимать мальчику руку. Тогда действительно взрослым людям, таким умным, таким знающим, стало отчего-то стыдно за свои чувства и мысли.
Уже подойдя к двери сада, Анна Аркадьевна услышала знакомый веселый голосок. Радостно улыбаясь, к ней спешили Сереженька со своей мамой: «Здр-р-р-равствуйте, Анна Ар-р-ркадьевна! А я уже хор-р-рошо читаю, пр-р-равда, мама?» и, задорно перескакивая через ступеньки, побежал в группу. Еще долго из группы доносился его раскатистый звук «р». А ведь еще недавно нельзя было понять ни одного слова в его речи. «Каша во рту» - дразнили его ребята из группы, сами шепелявившие и картавившие. Постановка звуков шла с большим трудом, непослушный язычок никак не хотел выполнять упражнения правильно. «У меня никогда ничего не получится», - плакал малыш. И даже у мамы и Анны Аркадьевны иногда опускались руки. Но однажды Сереженьку в сад привел его прадедушка. Это был седой, морщинистый человек с удивительно добрыми глазами и ласковой улыбкой. На его пиджаке ярко горели ордена. Дети и взрослые, затаив дыхание, смотрели на старика и его ордена. От имени всего детского сада Анна Аркадьевна пригласила прадедушку Сережи на праздник, который должен пройти через 3 месяца к юбилею Победы, 9 Мая. «Наши ребята споют для вас песни и расскажут стихи», - сказала она. «И я, и я тоже расскажу», - маловразумительно закричал Сережка. Но Анна Аркадьевна возразила: «Как же ты будешь рассказывать, ведь тебя никто не поймет?» Но мальчик упрямо сказал: «Я обещаю, что буду заниматься и научусь красиво говорить!» И он сдержал слово. Занимался каждый день и в саду, и дома, и по дороге в сад, и на прогулке. Дети играли, а он стоял в сторонке, выполняя все упражнения так, что даже болел язычок. Все удивлялись его упорству, но все же сомневались в успехе. Но Анна Аркадьевна верила в Сереженьку и вновь и вновь занималась с ним. И вот настал этот светлый праздничный день. Нарядный зал заполнен детьми и взрослыми. На почетных местах, смущенно улыбаясь, сидели самые важные гости - ветераны. Среди них с букетом цветов сидел прадедушка Сережи. Дети пели, плясали, читали стихи, всем было интересно и весело. И вот на середину зала в военной прадедушкиной пилотке вышел Сереженька. Он гордо поднял голову и, глядя на своего любимого дедушку, громко, задорно улыбаясь, начал читать стихотворение. В самом дальнем уголке зала было слышно каждое слово:

Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты.
Марширует строй солдат.
Что такое День Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.
Что такое День Победы?
Это песни за столом,
Это речи и беседы,
Это дедушкин альбом.

Пока Сереженька читал, весь зал затаив дыхание слушал и потом долго аплодировал большой победе маленького мальчика. Анна Аркадьевна на примере Сереженьки еще раз убедилась, что никогда не надо сдаваться, всегда нужно стремиться к поставленной цели.
«Какие у меня чудесные воспитанники! - с гордостью подумала Анна Аркадьевна. - Как многому они меня научили, и я думаю, еще не раз удивят и обрадуют успехами, огромной добротой своих маленьких сердечек». Входя в группу, Анна Аркадьевна была уверена, что новый день принесет много новых проблем и их решений, много радости и неудач, смеха и слез. Но с ней будут ее маленькие друзья и их большая любовь, дружба и доверие.

Татьяна КОВАЛЕВА, учитель-логопед дошкольного отделения №10 школы №2101 «Филевский образовательный центр»