С тех пор прошло два года. Скоро на той самой табличке появится надпись «3-й «В». А пока передо мной лежат тетради 1-го и 2-го классов. Сравниваю. Сначала были палочки и петельки, написанные дрожащими маленькими ручками. Чуть позже уже «Мама мыла Милу мылом» красивыми буквами. Цифры сменяются примерами и задачами. Так мы начинали. Дальше рассматриваю тетради второклашек. Главные члены предложений аккуратно подчеркнуты карандашом, сочинение про первые цветы, фонетический разбор, так полюбившийся моим детям, уравнения, задачи в три действия, периметры. «А я многому их научила!» - проносится в моей голове. И следующая мысль: «И я тоже многому научилась у них». Человек, который никогда не работал в школе, скорее всего удивится. Разве можно чему-то научиться у маленьких, так мало знающих детей? Могу дать точный ответ на этот вопрос - можно. Например, искренности, которую так редко встретишь у взрослых. Слова любви, восхищения, возгласы: «Вы такая красивая сегодня!» из уст детей - это их настоящие чувства и эмоции. Очень точны на этот счет слова Бориса Пастернака. Он сказал: «Дети искренни без стеснения и не стыдятся правды, а мы из боязни показаться отсталыми готовы предать самое дорогое, хвалим отталкивающее и поддакиваем непонятному». Иногда просто необходимо скинуть с себя оковы общественного мнения, научиться не бояться и не стыдиться правды. Разве не здорово говорить то, о чем думаешь и что чувствуешь? Не бояться всеобщего осуждения за выражение реальных эмоций? Этому стоит научиться.
А еще можно перенять у детей умение задавать правильные вопросы. К сожалению, мы живем в очень неспокойное время. В жестокое время. Войны, катастрофы, теракты. Но почему-то перестрелка в школе или военные действия в соседней стране воспринимаются как что-то обыденное. Нет, мы, конечно, переживаем, ругаем, осуждаем такую жестокость. Спрашиваем друг друга о том, как будут жить эти люди, чем это все закончится, а главное, когда? Но совсем не удивляемся таким вещам. Другое дело - дети. Насмотревшись сюжетов из новостей о страшных событиях, они задают иные вопросы: «Почему люди так поступают? Зачем они это делают? Что нужно сделать, чтобы такого больше не случилось?» А затем и отвечают на свои же вопросы: «Большая война начинается с маленькой ссоры. Значит, мы должны перестать ссориться. Нам нужно дружить, чтобы не было войны!» Они хотят узнать причины, понять, как все исправить. Не думать, какой день будет завтра, а разобраться в мотивах человеческих поступков. Этому обязательно следует научиться.
А еще мои дети научили меня радоваться мелочам. У детей отношение к миру, к простым вещам и событиям совершенно особенное! Как-то в октябре, вместо того чтобы вдоволь набегаться в коридоре на перемене, мои дети (все до одного!) выстроились у окон в классе и молча за чем-то наблюдали. На мой вопрос прозвучал стройным хором ответ: «Первый снег!» Ну и что такого, подумает скучный взрослый. Но не дети. И теперь не я! Первый снег, первый одуванчик, выросший в школьном дворе, первый майский жук, бабочка, радуга, гроза! Это же так захватывает! Будоражит воображение! Радует слух и глаз! А иногда очень пугает! Ребята сделали невозможное: вернули мне беспричинную, беззаботную радость от повседневных, обычных вещей! Этому тоже стоит научиться.
Говоря о детях, невозможно не отметить их смелость. В своей жизни не встречала смелее людей! Им ничего не стоит сходить к дантисту, а на следующий день хвастаться дырочкой на месте вырванного зуба. А еще они могут собрать всю свою волю в кулак и пойти на страшную прививку. А какие они смелые, когда предстоит выступление перед зрителями! У меня, например, трясутся руки и сбивается дыхание, но дети совсем не такие. В прошлом году мы с ребятами участвовали в конкурсе, представляли свой проект и делали это не в родной школе перед своими одноклассниками, а в совершенно новой обстановке. Мои ученики Вика и Дима размеренно, с расстановкой, четко и громко рассказали о нашем исследовании, а затем с присущим им чувством юмора ответили на трудные вопросы взрослых. Маленькие герои! Всем бы быть такими смелыми.
Искренность, умение задавать правильные вопросы, отношение к миру, смелость... Этот список, конечно же, можно продолжить. Возможно, другие люди увидят нечто иное в детях. То, чего не удалось увидеть мне. И скорее всего со временем и я обнаружу что-то еще более удивительное в своих ребятах.
Только не нужно думать, что все так просто! Трудности, разочарования, детские шалости преследуют нас на каждом шагу. Но мои ученики научили меня забывать плохое, держать в памяти и сердце только хорошее. Поэтому, подводя итоги своей двухлетней работы в школе, могу точно сказать: я многому научилась. И не только у своих талантливых коллег, не только из прочитанных за это время книг и пройденных учебных курсов. Как ни странно, многому я научилась у своих учеников. И еще многому предстоит научиться. Им и мне.

Астхик АКОПДЖАНЯН, учитель начальных классов школы №374