ередко в профессиональном сообществе сегодня можно встретить мнение о том, что предложенный документ нуждается не в редакционной правке, а в принципиальной переработке, поскольку содержит в себе определенные тенденции, которые вместо консолидации российского общества могут способствовать его расколу. Комиссия по развитию науки и образования Общественной палаты, призванная осуществлять общественный контроль за целесообразностью проводимых реформ и модернизации, обеспокоена задуманным колоссальным проектом, направленным на тотальное обновление сложившейся системы школьного филологического образования, создание новых учебников, новой методической литературы, новых электронных ресурсов без четкого обозначения принципов и подходов к формированию самого содержания образования. Поэтому мы и провели общественные слушания, чтобы свое мнение высказали эксперты.

Решение по итогам общественных слушаний
В центре внимания участников общественных слушаний было обсуждение проекта Концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Российской Федерации, разработанного под руководством председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва Сергея Нарышкина. В процессе научных дискуссий, а также в ходе обмена мнениями участники общественных слушаний постановили:
- представленный для обсуждения проект будущего документа не именовать концепцией, поскольку он не отвечает требованиям, предъявляемым к документам, определяемым понятием «концепция»;
- проект концепции считать не подлежащим редакционной правке, так как он противоречив, содержит целый ряд опасных с государственной точки зрения положений и не может быть принят за основу в качестве документа важного государственного значения;
- отложить принятие решения об утверждении концепции в заявленной редакции;
- поручить рабочей группе, создавшей проект концепции, доработать документ с учетом требований жанра и статуса;
- инициировать широкое общественно-профессиональное обсуждение проекта концепции, подготовить документы о результатах обсуждения (включая различные площадки, СМИ) и последующих учтенных замечаниях, обнародовать их для чтения и изучения;
- выйти с предложением в Министерство образования и науки Российской Федерации о принципиальной переработке примерных основных образовательных программ для старшей школы в части, имеющей отношение к примерным рабочим программам по предметам «Русский язык» и «Литература»;
- рекомендовать Министерству образования и науки Российской Федерации рассмотреть вопрос о возможной смене состава рабочей группы, занимающейся примерными основными образовательными программами для старшей школы, о продлении времени, отведенного на создание примерных рабочих программ по предметам «Русский язык» и «Литература».

Роман ДОЩИНСКИЙ, член Комиссии по развитию науки и образования Общественной палаты Российской Федерации