В 2004 году именно в Москве рабочая группа под руководством директора школы №1060 Анатолия Пинского предложила новую модель соуправления - управляющий совет (УС). Концепция УС предполагала привлечь в школу наряду с социально активными родителями (они работали в советах школ и в 80-90-е годы XX века) кооптированных членов, представителей общественности, бизнеса, СМИ, которые помогали бы администрации решать задачи благополучия и устойчивости школы, ее связей с социумом. Модель такого управляющего совета приобрела особую значимость для крупных городов России, где сосредоточены бизнес и управленческие структуры.
«Полномочия управляющего совета - это полномочия заключить между договорившимися сторонами договор, обязательный для исполнения всеми участниками договора, по сути, общественный договор. Тогда и участники коллегиального органа будут помнить, что они не безответственные общественные «советники», а общественные управляющие, ответственные перед всем школьным сообществом как авторы управленческого решения» (С.Косарецкий, А.Седельников, Е.Шимутина «Директор и управляющий совет: работаем вместе». Серия «Школьный управляющий Москвы»).
Москва участвовала в эксперименте 2004-2006 годов по апробации модели управляющих советов в пилотных регионах России. Однако это участие фактически ограничилось одним округом (ЮАО). В период комплексного проекта модернизации образования 2007-2009 годов столица оставалась на периферии процесса модернизации систем управления и финансирования школы.
Новый этап обращения к модели управляющего совета связан с масштабной программой изменений, запущенной в столице в 2011 году под руководством Исаака Калины. Эта модель оказалась востребована не просто как одна из частных новаций, но как необходимый элемент в системе преобразований, включавших изменение модели финансирования школ, оплаты труда педагогов, реорганизацию образовательных организаций с созданием образовательных комплексов. Поэтому вопрос встал не просто об использовании имеющихся наработок и опыта, но о создании эффективной модели государственно-общественного управления, соответствующей особенностям столичного социума, системы образования, задачам модернизации.
Для этого в 2012 году по инициативе Департамента образования Москвы была создана городская инновационная площадка по государственно-общественному управлению. Ее оператором стал возглавляемый Ефимом Рачевским Центр образования №548 «Царицыно», где в 2004 году был создан один из первых в России управляющих советов.
Эксперты инновационной площадки пришли к выводу, что сегодня управляющие советы можно поддержать и развить при соблюдении нескольких условий:
наличие стандартов деятельности управляющего совета;
введение процедуры аккредитации, помогающей поддерживать эти стандарты;
объединение общественных управляющих в единую городскую сеть;
информационная поддержка и продвижение;
регулярное обучение школьных управляющих.
Еще один важный момент: чтобы знать, чем живет общественность, надо держать руку на пульсе. Пульсом стал мониторинг состояния московских управляющих советов.
Школьное соуправление нельзя навязать извне. Это понимают все. Но вырастить его, как выращивают дерево или цветок, вполне возможно. При этом должны пройти не год и не два.
«Нам часто возражают: «Давайте пока повременим с общественно-государственным управлением, подождем, когда общественность созреет для того, чтобы управлять школой. Зачем торопить события? Если общественность пассивна, у нас все равно не будет никаких управляющих советов», - считает Сергей Косарецкий, директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ. - Но мы уверены, что общественной активности можно и нужно помогать. Важно закрепить те или иные права на уровне закона, чтобы у людей была возможность этим правом воспользоваться. Но важно не пассивно ждать, а помогать общественности узнать о правах и возможностях и эффективно ими пользоваться».
«Наш опыт показывает, что управляющие советы не сразу формируются в том составе, в котором они могут активно работать, - подтверждает Елена Шимутина, директор Института развития государственно-общественного управления образованием, зам. директора Центра образования №548 «Царицыно». - Большинство из них сначала проходят этап формального существования. Нередко мы наблюдаем это во время фокус-групп в тех школах, которые подали заявку на аккредитацию. Изучив состав совета и задав вопросы школьным управляющим, мы порой видим: да, совет формальный. Но мы уверены, что людей, которые заинтересованы в общественном управлении школой, можно и нужно стимулировать и вдохновлять. Этим в рамках нашей инновационной площадки мы и занимаемся».

Инструктаж в иллюстрациях
Рассказать разным группам общественных управляющих о том, чем занимается школьный управляющий совет, гораздо труднее, чем принять решение о его создании.
В 2004-2010 годах главными адресатами разработок и публикаций статей о государственно-общественном управлении школой были директора и сотрудники департамента образования. В 2014 году в Москве благодаря инновационной площадке появилось ноу-хау - серии цветных иллюстрированных брошюр серии «Школьный управляющий Москвы» и «Библиотека школьного управляющего». Они адресованы разным членам управляющего совета. Во-первых, старшеклассникам («Школьники в управляющем совете», в которой рассказано, помимо прочего, о правилах поведения и навыках эффективной дискуссии во время заседаний УС), во-вторых, сотрудникам школы («Секретарь управляющего совета образовательной организации» - полная, но легко читаемая инструкция по делопроизводству УС), в-третьих, родителям и учителям («Добро пожаловать в управляющий совет!» - пошаговая инструкция, как провести первые рабочие заседания или организовать в школе разнообразные комитеты и комиссии УС (финансово-экономическую, учебную, организационно-правовую). Не забыта и школьная администрация («Директор и управляющий совет: работаем вместе» - настольная книга для руководителей школы). В брошюрах серии «Библиотека школьного управляющего» раскрывают темы, актуальные для реализации основных полномочий советов: образовательные стандарты и программы, финансирование образовательных организаций, информационная открытость школ, создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников. Серия включает также словник важнейших понятий государственно-общественного управления и сборник вопросов - ответов («катехизис») по наиболее востребованной проблематике. Брошюры подготовлены ведущими российскими экспертами в области образования. Их отличительная особенность - доступный язык изложения и качественная инфографика (схемы, рисунки). Кстати, ни одна из брошюр (которые выпущены тиражом 1000 экземпляров и пользуются успехом везде, где встречаются общественные управляющие) раритетом не стала: любой желающий, в том числе и не из Москвы, может ознакомиться с ними на сайте www.gouo.ru.
Читают эту серию с интересом, хотя спрос на методические разработки, связанные с управляющими советами, намного превышает предложение. Мониторинг, проведенный среди общественных управляющих Москвы в конце 2015 года, подтвердил, что 25-30% опрошенных по-прежнему испытывали недостаток общей информации об УС, а 50% отметили дефицит информации по конкретным вопросам. И это при том, что большинство желающих работать в управляющих советах Москвы уже принимают участие в программах повышения квалификации, знакомятся с методическими разработками на сайте www.gouo.ru, задают онлайн-вопросы экспертам по государственно-общественному управлению или намерены пройти дистанционные курсы обучения общественных управляющих.
Опрос в рамках мониторинга выявил рост информированности родителей об управляющих советах и довольно высокий уровень интереса к ним и возможностям собственного участия в их работе.
Более 50% школьных управляющих Москвы считают свой управляющий совет обладателем более серьезных полномочий, чем прежние советы школы или попечительские советы.
Треть опрошенных принимали участие в работе комиссий, комитетов, рабочих групп УС.
58% родителей ответили, что согласились бы стать членами УС, если бы им позволила занятость и появилась такая возможность.
В этом, очевидно, сыграла свою роль информационная кампания, проведенная ДОгМ с инновационной площадкой в 2014-2015 годах, включавшая распространение видеороликов и плакатов.

Стандарт для управляющего совета
В Москве реализуют единственную в своем роде практику (которую, впрочем, вряд ли можно называть необычной в эпоху ФГОС) - добровольную аккредитацию управляющих советов школ на соответствие базовым принципам (стандартам) деятельности управляющих советов образовательных организаций Москвы, прошедшим общественное обсуждение в 2012 году в формате краудсорсингового проекта (в рамках ГИПа) и принятым в 2014 году Общественным советом при ДОгМ. Нормативная база управляющего совета в Москве должна соответствовать определенным требованиям, без этого невозможно грамотно осуществлять государственно-общественное управление. Процесс аккредитации УС - это не только снятие необходимой информации со школьного сайта (устав, положение об управляющем совете, положение о выборах, о кооптации, состав УС: наличие школьников, родителей, педагогов, представителей учредителя, кооптированных членов). Аккредитация - это приведение в порядок нормативной базы УС в школах, информирование и консультирование школьных управляющих, методическая поддержка управляющих советов больших образовательных комплексов.
Самое важное - это фокус-группа, которую эксперты Общественного совета проводят с общественными управляющими. Именно на ней проясняют главные вопросы, ради которых проходит аккредитация: формально или неформально работает УС, нуждаются ли школьные управляющие в методической поддержке, с какими проблемами они сталкиваются. Может быть, для их успешного решения родители, школьники и другие члены УС нуждаются в дополнительном обучении?

Научите меня управлять школой
- Впервые системно работать со школьниками - членами управляющих советов мы начали именно в Москве, - рассказывает Елена Шимутина, директор Института развития государственно-общественного управления образованием, зам. директора ЦО №548 «Царицыно». - В регионах такие практики мы встречали лишь эпизодически (в Архангельской области и в Карелии). Наши школьники умеют формулировать свой общественный заказ к образованию, и делают это достаточно четко. Для них управляющий совет не просто социальный проект. Это школа реальных дел. Они узнают, как устроена их образовательная организация, учатся принимать решения, работать в коллективе, состоящем из людей разного возраста (что становится полезным навыком, который пригодится им в будущем). В последнее время на наших семинарах мы говорим взрослым: «Если у вас в школе формальный управляющий совет, на заседаниях которого вы лишь поднимаете руки, задумайтесь, какую модель соглашательства усваивают школьники, глядя на вас. Нам с вами не стыдно показывать им, как это делается?» Другая благодарная категория для обучения - родители. Состав управляющего совета меняется на наших глазах - от активных родителей, которые привыкли работать в родительских комитетах, до тех людей, которые раньше в школу никогда не ходили. В УС приходят юристы, экономисты, специалисты банковской сферы. У них иначе поставленное мышление. На одном из наших семинаров, где родителей обучали работе в управляющих советах, собрались сразу десять экспертов из разных крупных компаний. На то, чтобы самоорганизоваться и стать реальной командой, им понадобилось всего несколько минут. Таким родителям важно объяснить специфику школы, в управлении которой они хотят участвовать (например, чем отличается программа развития школы от вариативной части образовательной программы), и тогда они сразу понимают, чем они могут ей помочь. Директор может ставить перед такими родителями задачи стратегического соуправления школой. Эти люди уже не думают о конкретном ребенке или классе. Они помогают в управлении этим большим кораблем, который должен найти новое русло.
«Бесплатный квалифицированный труд родителей на благо школы является более ценным ресурсом, чем практика использования родителей в качестве неквалифицированной бесплатной рабочей силы на различных мероприятиях по ремонту школы. Если бы школа попыталась получить их консультации и их помощь иным образом, на платной основе, то у школы вряд ли хватило бы финансовых средств для оплаты их услуг» (С.Косарецкий, А.Седельников, Е.Шимутина «Директор и управляющий совет: работаем вместе». Серия «Школьный управляющий Москвы»).

Разыграем заседание?
Родители - самые активные участники УС, они охотнее всего посещают семинары инновационной площадки.
- На сегодняшний день сложнее всего, пожалуй, повышать квалификацию представителей учредителя в управляющем совете, - считает Елена Шимутина. - Это сотрудники Департамента образования и его подведомственных организаций, которым департамент поручает представлять свои интересы в конкретном УС. На волонтерских началах они должны присутствовать в каждом управляющем совете, обеспечивать обратную связь с Департаментом образования и повышать статус решений УС. Их роль двоякая: с одной стороны, это трансляция в управляющий совет образовательной политики департамента. С другой - канал обратной связи с департаментом, помогающий понять, что происходит в конкретной школе. Они осуществляют в хорошем смысле контроль за легитимностью принятия решений управляющего совета. Все эти люди - профессионалы в своей области: психологи, управленцы, ведущие специалисты. По решению Департамента образования осенью этого года был сформирован реестр представителей учредителя в управляющих советах московских образовательных организаций, и мы начали обучение почти 500 представителей учредителя. Такого в нашей практике (а мы занимаемся вопросами ГОУО более 10 лет) еще не было. С ними мы стараемся проводить семинары в виде деловых игр: «Сегодня у нас заседание управляющего совета, будем решать такие-то вопросы. Кто будет родителями, представителями учредителя, школьниками?» Заканчивая игру, спрашиваем: «Как вы считаете, было ли заранее подготовлено это заседание? Как вы оцениваете его психологический климат? Все ли вопросы повестки относятся к полномочиям именно УС? Какова должна быть ваша роль как представителя учредителя при рассмотрении каждого из этих вопросов?» Следующие полгода мы будем сопровождать их вхождение в управляющие советы московских школ.

...И еще множество вопросов
Для школьников УС - школа реальных дел. Для родителей - возможность транслировать свою энергию в проекты развития школы. Но что может дать управляющий совет педагогам и методическим объединениям? В России существуют давние традиции педагогического самоуправления. Надо ли встраивать методические объединения в УС и давать им при этом серьезный голос? Этот и еще многие вопросы, связанные с деятельностью управляющих советов, задавали на городской научно-практической конференции школьных управляющих «Государственно-общественное управление образованием в Москве». И далеко не на все сегодня есть ответы...
- Как перестроить мышление общественных управляющих в крупнейших образовательных комплексах? Если в таком комплексе 7 тыс. учащихся и более 10 зданий, как научить педагогов, родителей и учащихся мыслить стратегически и решать глобальные задачи?
- Нужно ли (а если нужно, то как) вовлекать общественных управляющих в решение вопросов, связанных с реализацией образовательной программы? Большинство родителей и школьников, участвующих в работе УС, по данным мониторинга, не знают, что образовательная программа их школы имеет вариативную часть.
- Как и на основе каких документов вступать в дискуссию с учредителем, который централизованно решает вопросы, относящиеся к компетенции УС (задает типовой шаблон для школьного сайта, вводит централизованно режим школьной недели и каникул)?
Опыт Москвы последних лет, связанный с разработкой стандартов, проведением аккредитации, подготовкой школьников, вызывает живой интерес в российских регионах. А пример организации информационно-просветительской работы с общественностью во многом послужил основанием для включения этого направления в Поручение Президента России по итогам форума Общероссийского народного фронта «За качественное образование» и Федеральную целевую программу развития образования на 2016-2020 годы.
Особенно важно, что управляющие советы в Москве в отличие от многих российских регионов не выполняют декоративную функцию, они востребованы в решении действительно актуальных для образования и общественности вопросов: контроль качества питания, согласование стоимости платных образовательных услуг, реорганизация школ. Конечно, не во всех школах можно найти образцовые примеры, но процесс реальной интеграции советов в систему управления, как говорится, пошел. И общественность видит его первые эффекты. По данным поведенного опроса, в наибольшей степени они проявляются в улучшении условий обучения и жизнедеятельности в образовательных организациях, усилении вовлеченности родителей в жизнь школы, защите прав и интересов участников образовательных отношений.

Информация к сведению

Общественный совет при Департаменте образования Москвы, Центр образования №548 «Царицыно», Московский городской педагогический университет, Московский городской экспертно-консультативный совет родительской общественности провели Городскую научно-практическую конференцию школьных управляющих советов  «Государственно-общественное управление образованием в Москве: современная ситуация и перспективные задачи».

Основными направлениями работы конференции стали:
    анализ эффективности деятельности органов государственно-общественного управления образованием (по итогам ежегодного мониторинга); 
    реализация основных полномочий управляющих советов в целях развития качества образования (НОКО и общественный контроль, стратегия дополнительного образования и стратегия воспитания, информационная открытость школы);
    организация деятельности управляющих советов в территориальных образовательных комплексах (добровольная аккредитация, модели государственно-общественного управления образованием в комплексах, подготовка школьных управляющих к деятельности в органах государственно-общественного управления образованием);
    особенности работы членов управляющих советов в зависимости от принадлежности к категории (школьники, работники образовательных организаций, представители учредителя, кооптированные члены, родители), работа комиссий и комитетов.