ыне, как никогда, сформировались силы разрушения, конфронтации, противостояния обществ, государств, национальностей, религий, что объективно породило иллюзии национальной исключительности, превосходства, нетерпимости к иному образу жизни и миропониманию, другим жизненным приоритетам и ценностям. Это способствовало формированию идеологии террористических угроз, направленных прежде всего на подрастающее поколение. Мы видим, что на завоевание умов и душ подростков, юношества и молодежи брошены террористические методы, которым уже поставлен государственный и межгосударственный коалиционный заслон.
Повсеместный мировой кризис не может не отражаться на образовании, выступающем системообразующим социальным институтом государства и общества. Закономерно, что спасительные для всей мировой цивилизации идеи возлагают в значительной мере на образование, на учителя. В связи с этим остро встает вопрос о готовности образования противостоять глобальным цивилизационным вызовам, с чем столкнулись практически все государства. Готовы ли мы ответить на эти вызовы? Достаточно ли у нас компетенций, чтобы действовать ответственно в рамках самостоятельности?
Образовательные организации в условиях законодательно закрепленных изменений получили важнейшее из демократических завоеваний новейшего времени - самостоятельность в управлении организацией. В рамках компетенций, прав, обязанностей и ответственности образовательной организации каждая организация самостоятельно обеспечивает выполнение важнейших задач образовательного процесса. Безусловно, в масштабах задач развития московского образования фактор самостоятельности требует высокого уровня ответственности.
Управление современной московской школой требует особого уровня компетенций руководителя и новых механизмов управления укрупненными образовательными организациями, что в свою очередь обусловливает необходимость постоянного повышения квалификации и профессиональных компетенций как управленцев, так и педагогов, в первую очередь коллегиального, коллективного, непрерывного.
Сегодня многие структуры бьются над проблемой активизации различных видов и способов неформального образования и самообразования, чтобы в определенной мере компенсировать недостаток актуальных профессиональных компетенций, остро востребованных современной практикой.
Идеи и принципы самообучающейся организации, с одной стороны, дают ответ на поставленные вопросы, с другой - становятся серьезным основанием для глубокого анализа и размышления об истоках, противоречиях и диалектике САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ образовательной организации, поиска моделей САМООБУЧЕНИЯ, САМОПОЗНАНИЯ, САМОРАЗВИТИЯ, чтобы ответить на глобальные вызовы времени.
Что такое высшая управляющая система в живом организме - в образовательной организации? Это, конечно же, наличие совокупности, комплекса убеждений, представлений и веры в правильность избранного курса, устойчивое представление о значимости коллегиального решения по проблемам обучения и воспитания. Это и ядро, ОБРАЗ образовательной организации.
При таком подходе объективно возникает конкуренция, то есть такое состояние взаимоотношений, при котором происходит полное и достоверное сопоставление всех результатов образовательных организаций и отдельных работников.
Саморазвитие, самообучение... Что лежит в основе этих двух определений? В основе - сам, лично, персонально, собственной персоной, самолично, собственнолично. Делать - собственноручно (устаревшее - своеручно); видеть - своими или собственными глазами, воочию; слышать - своими собственными ушами, делать без чьей либо помощи, самостоятельно, своими силами, самосильно, без чьих-либо указаний: по собственному почину, по своему усмотрению, на свой страх и риск, самочинно испытывать что-либо: на собственном опыте, иногда говорят - на собственной шкуре.
Принцип самообучения организации лежит в основе развивающейся организации, в которой готовность и способность учиться признают все члены коллектива.
Как известно, термин «самообучающаяся организация» первоначально возник в зарубежных теориях управления. Впервые этот термин был использован в ХХ веке в Гарвардской бизнес-школе, впоследствии системные исследования в Массачусетском технологическом институте предоставили бизнес-сообществам убедительные выводы о том, что способность учиться ключевая для эффективной организации, а самообучающейся организацией становится та, которая создает, приобретает, сохраняет, приумножает и передает знания, умения и навыки. Для бизнеса человеческие ресурсы наиболее важный фактор профессиональной эффективности, производительности и цель инвестиций, а обучение работников - фундаментальная основа профессиональной деятельности.
Почему мы вынуждены обращаться к зарубежным теориям менеджмента и опыту бизнеса? Современная образовательная система работает в рыночных условиях. С одной стороны, прозрачные принципы нормативно-подушевого финансирования формируют бюджет образовательной организации, который, как известно, определяет количество обучающихся, ведь деньги следуют за учеником. Но с другой стороны, сегодня семья имеет возможность выбрать именно ту организацию, которая в полной мере отвечает на образовательные потребности и запросы. А это значит, что школа должна быть конкурентоспособной и привлекательной для семьи. Заинтересованные родители, как во все времена, идут на учителя! И чем больше профессиональных и компетентных педагогов, тем выше уровень родительского интереса. И здесь уже возникает необходимость говорить о конкурентоспособности не одного учителя, а целого педагогического коллектива, поскольку один или два даже самых сильных и выдающихся учителя не могут сделать организацию эффективной и конкурентоспособной в условиях рынка.
Поэтому сегодня правильный вектор современного управления школой - формирование модели самообучающейся организации, в основе которой лежит идея коллективного непрерывного самообучения и саморазвития кадров. Можно с уверенностью сказать, что модель самообучающейся организации - это модель организации будущего, которая быстро приспосабливается к новым требованиям и изменениям на основе формирования профессиональных компетенций, востребованных практикой.
Какие новые компетенции сегодня важны для учителя?
Безусловно, те, которые отражены в профессиональном стандарте педагога. Именно они определяют и формируют трудовую функцию педагогического работника - учителя, воспитателя. В соответствии с профстандартом современный педагог осуществляет педагогическую деятельность по проектированию образовательного процесса в образовательных организациях и по реализации образовательных программ. Как видно, это отличается от устаревшего стереотипа дискуссии о том, кто есть учитель - урокодатель или воспитатель. Проектирование образовательного процесса в рамках определенной учебной дисциплины, программы, модуля, конкретного детского коллектива, безусловно, требует совершенно иных компетенций, чем это было ранее.
Компетенция педагога - это круг вопросов, в которых он обладает знаниями, необходимыми для осуществления своей деятельности. Что включает понятие педагогической компетенции? Это, во-первых, все имеющиеся профессиональные знания для передачи их подрастающему поколению. Из чего состоят эти знания? Теория предмета, проблематика урока или семинара, специфическая терминология, понятия предмета, исторические либо межпредметные параллели, экономические составляющие для формирования успешности ученика в будущем. Этот перечень может иметь продолжение в зависимости от предмета, содержания материала, готовности учащегося познать новое и достигнутое вложить в копилку, хранилище знаний. Во-вторых, компетенция педагога - это наличие инициаций (новаций) в дифференциации содержания предмета, выявление главного и второстепенного, определение реперных точек в материале урока или занятия. Сегодня необходимо мотивировать ученика на развитие, учить его не рецептам, а алгоритмам, применимым в практике, поступках, последовательности в накоплении знаний.
В таком контексте возникает справедливый вопрос, в какой мере компетентность педагога пропорциональна компетентности всего педагогического коллектива. К сожалению, пока нет специальных критериев для измерения всех показателей, отражающих вклад каждого работника в общую результативность, еще и потому, что, во-первых, профессиональная педагогическая деятельность имеет отсроченные результаты, а во-вторых, она имеет количественно не измеряемые данные, отражающие динамику развития личности ребенка в условиях образовательной среды, воспитательной системы конкретной образовательной организации. Поэтому границы эти условны. Отвечает ли на этот вопрос рейтинг? Думаю, что не совсем и не в полной мере.
Введение профстандарта, безусловно, вносит закономерные изменения в процессы подготовки и переподготовки педагогических кадров педагогических вузов и системы повышения квалификации. Однако модель профессионального развития коллектива самообучающейся организации также имеет огромные перспективы, поскольку очень быстро реагирует на запросы рынка образовательных услуг и потребности организации в новых компетенциях.
Очень показателен пример московской гимназии №1538, которая сформулировала идею самообучающейся организации и провела конференцию для своих педагогических работников с обучающей целью. Гимназия №1538 не так давно стала крупным образовательным комплексом, в состав которого вошли 8 детских садов и 4 школы, соединились разные педагогические коллективы. Теперь здесь обучают и воспитывают четыре с половиной тысячи детей, работают 600 сотрудников. Гимназия под руководством директора Натальи Мухиной сделала серьезный шаг к тому, чтобы стать единой организацией, последовательно перейти от организационного этапа к этапу развития гимназии, опираясь на анализ кадровых и методических ресурсов, разнообразия опыта и образовательных практик.
Значительной находкой стало то, что гимназия привлекла к работе на конференции профессиональных экспертов, представителей науки и системы образования Москвы. Это позволило коллективу провести общественно-профессиональную экспертизу педагогических разработок и практического опыта, представленных на секциях, получить объективную оценку на соответствие заявленным направлениям самообучения и профессиональное одобрение.
Какие принципы и механизмы модели самообучающейся организации продемонстрировал педагогический коллектив гимназии №1538 в рамках проведенной конференции? Во-первых, готовность и способность обучаться в процессе профессиональной деятельности. Во-вторых, открытость обмена педагогическим опытом, возможность учиться у коллег, не конкурировать и соперничать друг с другом, а формировать единую корпоративную общность методического взаимодействия, сотрудничества и поддержки. В-третьих, командный, коллективный принцип формирования корпоративного знания. Обучение в проектных командах-секциях, предметных и межпредметных методических объединениях способствует развитию командности и профессиональной общности педагогического коллектива. В-четвертых, конференция показала, какой колоссальный практический опыт и ноу-хау образовательных технологий и методик разработан и накоплен педагогами разных специальностей, разных структурных подразделений.
И самое главное, участие в этой значимой для педагогического коллектива конференции лично меня вооружило ответом на один вопрос, на который все пытаются найти ответ. Где же центр идеи конвергенции школы, общества, учителя, педагогического коллектива, родителя, ученика? В чем он? Он в САМОРАЗВИТИИ каждого из индивидов, структур, способных к духовной интеграции, дружественному, многоформатному профессиональному диалогу.
Вектор самообучающейся организации становится синтезатором знаний, педагогических нововведений, что шаг за шагом движет к саморазвитию каждого и единому образовательному пространству нашего мегаполиса.

Мария ЛАЗУТОВА, доктор исторических наук, профессор