Сергей СОБЯНИН:

- МГТУ - один из старейших и ведущих вузов в Москве, и, конечно, очень важно, чтобы вы, приходя после окончания университета, хорошо знали этот город, чувствовали его и участвовали и в управлении, и в работе крупнейших корпораций города. Должен сказать, что, несмотря на то что многие говорят, есть города круче и больше, чем Москва, в Европе таких городов нет. Москва - самый крупный мегаполис по сравнению с крупнейшими мегаполисами Европы (Лондон, Париж, Мадрид значительно уступают). По количеству людей, которые постоянно находятся в Москве, мы, может быть, уступаем китайским городам Пекину, Шанхаю, может быть, еще одному-двум городам мира, но не более того. Хотя говорят, что в нашей агломерации проживают 15 миллионов человек, если брать в целом Московскую область и Москву, то постоянно на этой площадке вращаются 25 миллионов человек. Это значительная часть нашей страны.
Чтобы обеспечить город всем необходимым, нужны сложнейшие инженерные сети, коммуникации, энергетическая система. Для примера можно сказать, что протяженность коммуникаций в городе в два раза больше, чем экватор Земли. Это колоссальное количество сетей, которые требуют повседневного ухода, обновления, инвестиций. Москва - крупнейший транспортный узел, потому что географически она расположена так, что все пути с севера на юг и с запада на восток проходят органически через нее, если человек захотел миновать наш славный город и московский транспортный узел, это было бы сделать непросто. В результате больше половины перевозок осуществляют через Москву, наши любимые пригородные перевозки - это больше половины всех пассажиров России. Кроме того, общественный транспорт Москвы перевозит совершенно астрономическое число пассажиров: миллиарды в год, миллионы каждые сутки. Метро, наземный пассажирский транспорт стали крупнейшими в мире системами с точки зрения объема и качества обслуживания пассажиров, наземный пассажирский транспорт также отличается в хорошую сторону от большинства городов мира. Москва лидирует во всем в мире.
Москва непосредственно как город управляет огромной социальной сферой. Это школы, больницы, поликлиники, объекты социальной защиты. Всего у нас 508 тысяч работников социальной сферы, а если брать других сотрудников, которые работают в коммуналке, в подрядных организациях, это будет больше миллиона человек, то есть крупнейшая из всех корпораций в России. Это можно рассматривать не только как какие-то учреждения, которыми нужно управлять, следить за ними, финансировать. Все это сложнейшая управленческая задача. Поэтому, когда задумываешься над главными задачами и принципами управления, ты должен вложить в эти принципы, в эти задачи свою идеологию. Не просто сидеть на месте и подписывать бумажки, а понимать, с какой целью ты это делаешь, какая у тебя идеология, чего ты хочешь добиться в конце концов. Один из таких, сказал бы, очевидных, но революционных принципов заложен в системе нашей работы, в идеологии. Обычно все эти системы работают сами по себе, со своими задачами, своими проблемами, а люди сами по себе. Понятно, что системы созданы для людей, но с точки зрения мотивации их работы, с точки зрения нацеленности это далеко не всегда так. Мы все находимся в пределах возможного: в предельных объемах финансирования, бюджета, управляем городом в рамках определенных бюджетных ограничений. Просто так нарисовать какие-то налоги, собрать дополнительные деньги практически невозможно, если мы это и делаем, то в самых минимальных объемах. Задача, как деньги, которые есть в бюджете, материальную базу использовать максимально эффективно, одна из фундаментальных. Таким образом, у нас существуют два принципа: делать город для людей удобным, ориентировать управление на клиенто-ориентированность и использовать все имеющиеся ресурсы в городе максимально эффективно.
Хорошо известны проблемы, которые существуют в школьном образовании. До недавнего времени в школах был дефицит ученических мест, нам говорили, что невозможно записаться больше чем в половину школ, сложно было понять, почему это происходит, ведь формально количество школьных мест в городе было достаточным. Оказалось, школьная администрация вообще никак не была заинтересована в учениках, как это ни странно. Они получали деньги по смете, исходя из количества людей, которые у них работают: завхозов, уборщиц, административного персонала, завучей, а не из количества учащихся. Учащиеся им приносили одни убытки, потому что чем больше учащихся, тем больше расходов на них, одни проблемы. Поэтому у нас многие школы стояли полупустые, в классах был далеко не всегда полный комплект, хотя московская система еще не самая худшая в стране, есть и другие, более сложные примеры. Тем не менее главное здесь то, что никак труд учителя и директора не зависел от количества учащихся и от качества преподавания. Мы изменили эту систему, сегодня деньги идут за учащихся. Не за директором, который выбивает деньги у Департамента образования, все зависит ровно от того, столько придет учащихся. Поэтому школы начинают конкурировать друг с другом за учащихся: чем больше записалось учеников, тем больше они получают денег. Чем больше преподаватель, учитель обучает учащихся, тем больше у него заработная плата. И, как по мановению волшебной палочки, в течение года никакого дефицита школьных мест в городе не стало. Более того, стало совершенно очевидно, что школы начали уже больше ориентироваться не на административный персонал, а на учащихся. В этой ситуации главными стали ученик и учитель, а не чиновники. Что в результате произошло? В результате доля административного персонала с 60 процентов снизилась до 48 процентов, а доля учителей увеличилась с 40 до 52 процентов. То есть это еще не предел, но тем не менее в советское время была пропорция 60 на 30, так что видна динамика изменения. В результате того, что труд учителя во многом стали оплачивать и премировать за качество преподавания, школа сама выигрывает от количества учащихся и результатов, которых она достигает.
У нас результаты ЕГЭ за последние годы по сравнению с 2010-2011 годами выросли в два раза, в два раза увеличилось количество учащихся в Москве, которые побеждают на всероссийских олимпиадах школьников (даже не городских, а всероссийских), в два раза стало больше наших школ во всероссийских топах, почти в два раза выросла зарплата учителей.
Примерно такая же ситуация была и в поликлиниках. По сути дела, система была слабо привязана к посетителям поликлиник, к жителям. Финансирование шло хотя вроде и за услугу, на самом деле оно добывалось различными субсидиями: чем больше затрат, тем больше денег, а сколько и как ты обслуживаешь людей, это на зарплату и на объем финансирования влияло очень мало. Помимо того что обновили оборудование и подремонтировали сами здания, мы перевели оплату за каждого прикрепленного пациента. Поликлиники теперь получают деньги за пациентов: чем больше у них прикрепленных пациентов, тем больше денег. Для того чтобы не только отдать на откуп эту систему самим поликлиникам, но и видеть управленцам, руководителю поликлиники, руководителям департамента, мне в конце концов, всем горожанам, что происходит в поликлиниках, мы ввели систему ЕМИАС (Единая медицинская информационно-аналитическая система). Эта система одна из лучших в мире, практически нет ее аналогов, где можно посмотреть, какая загрузка у поликлиник, например, по самозаписи к врачу. Мы выложили все эти данные на портале, можно посмотреть, где какие поликлиники, как они работают, и, более того, управленцы видят вплоть до каждого врача, как он загружен, какое время работает, какие у него проблемы. Сегодня, когда все врачи более-менее равномерно загружены, у них есть время для приема пациентов.
В целом ситуация, которая связана с финансированием, дала и качественные результаты. С изменением системы мотивации, финансирования, контроля за работой здравоохранения мы видим, что при росте заработной платы врачей у нас из года в год идет стабильное снижение смертности трудоспособного населения, причем достаточно большими темпами. Продолжительность жизни за пять лет выросла на три года, это достаточно серьезные темпы, в целом мы видим хорошую, позитивную динамику.
Еще одна важная тема - общественное пространство Москвы. В первую очередь мы начинали с московских дворов, парков, скверов, сегодня перешли на реконструкцию улиц, их благоустройство и создание пешеходных зон. Всего в Москве созданы 230 километров пешеходных улиц, велосипедные дорожки. В целом появилось более-менее цивилизованное пространство, количество людей на улицах после их реконструкции стало увеличиваться кратно, так же как и количество посетителей парков, например, в одном Парке Горького количество посетителей в год выросло до 20 миллионов, а на ВДНХ - до 30 миллионов. Это уже рекорды мирового уровня по посещению парковой инфраструктуры, большинство парков уже соответствуют современным требованиям.
Москва отличается от маленьких городов не только своим размером, но и возможностью дойти до каждого человека, выслушать его мнение, предоставить ему ту или иную услугу. Без информационных технологий здесь делать ничего невозможно, поэтому мы уделяем этому огромное внимание. Мы создали единый городской портал mos.ru, который объединил большинство электронных сервисов, существующих в Москве. Там можно увидеть все услуги, которые мы предоставляем (уже 144 услуги в электронном виде), количество электронных услуг уже стало больше, чем услуг, которые предоставляют непосредственно в общении с населением. Кроме этого, на портале можно узнать все новости о городе, культурных мероприятиях, получить различные электронные услуги.
Вместе с горожанами мы стараемся контролировать практически все направления работы городской инфраструктуры: как работают жилищные организации, как идет уборка города, в каком состоянии дороги. У москвичей есть возможность, зайдя на портал города mos.ru, портал «Наш город», активно участвовать в этом контроле. Но не просто участвовать, писать жалобы на деревню дедушке, а отметить конкретную проблему и с гарантией получать ответы в течение восьми дней. Статистика - есть 610 тысяч пользователей, неравнодушных москвичей, которые помогают нам фиксировать любые нарушения, которые есть в городе, активно бороться за то, чтобы они были исправлены. 80 процентов всех проблем в среднем решают за четыре дня. Конечно, есть много проблем, есть желающие отписаться, пожульничать, обмануть заявителя, но, как правило, это плохо кончается для тех, кто этим занимается. За время существования портала мы уволили десятки чиновников, причем достаточно высокого уровня, чтобы не было ни у кого соблазна обманывать москвичей.
Очень важная тема связана непосредственно с принятием решений. Никакие опросы, никакие собрания не эффективны в городе с 12-миллионным населением. Иногда нам нужно очень быстро получить ответ, реакцию на ту или иную проблему. Поэтому была создана система «Активный гражданин», в которой мы оперативно задаем вопросы, граждане на них оперативно отвечают, говорят свое мнение о решении тех или иных проблем. Всего на «Активном гражданине» сегодня 1,2 миллиона участников, это 10 процентов населения. Это уже серьезный актив, сотни тысяч горожан голосуют очень быстро в течение нескольких дней, реагируя на те или иные проблемы. Теперь можно опираться на мнения москвичей, а не просто на какие-то политические лозунги, трескотню. Иногда мнение москвичей становится достаточно неожиданным для тех, кто инициирует те или иные вопросы.
Недавно было голосование по переименованию «Войковской». Оно было во многом неожиданно для политиков, которые считали, что москвичи однозначно проголосуют за переименование. Получилось не так, но с этим нужно мириться, с этим нужно считаться. Есть система краудсорсинга crowd.mos.ru, на которой обсуждают конкретные проблемы и набирают идеи, как проблему решить. Например, мы проводили краудсорсинг по школам, по работе поликлиник, по другим сложнейшим вопросам. В краудсорсинге принимали участие десятки тысяч людей, по поликлиникам был самый большой краудсорсинг в мире - 50 тысяч активных участников, на основе которого мы создавали программу реформирования амбулаторного звена.
Помимо электронных услуг, которые можно получить на нашем портале, созданы центры госуслуг. Это целая сеть совершенно новых центров, где можно получить практически 99 процентов всех мыслимых государственных услуг. Раньше десятки тысяч чиновников сидели каждый в своем кабинете за закрытыми дверями, чтобы получить одну справку или одну услугу, нужно было пройти пять раз по разным чиновникам, выстоять под дверями. Сегодня, как правило, нужно прийти в один центр, написать заявление, а дальше уже на уровне межведомственных связей все происходит без участия человека. Среднее время ожидания - около трех минут, начинали мы с 40 минут, сегодня среднее время около трех минут считается лучшим временем в европейских центрах подобного рода.
Ни один из наших проектов, которые реализовывали в предыдущие пять лет, мы останавливать не собираемся, несмотря на финансовые, экономические сложности. Мы продолжаем строить и метро, и дороги, и школы, и детские сады, спортивные сооружения, готовиться к чемпионату мира по футболу. В Москве есть возможности, ресурсы, чем больше мы развиваем город, тем быстрее пройдут все кризисные явления, и в конечном счете мы победим.