Одна из главных задач предстоящего периода развития российской школы - повышение роли школьного образования в воспитании подрастающего поколения. Основной инструмент решения этой задачи - новый федеральный государственный образовательный стандарт, который поэтапно вводится в наших школах. Он впервые регулирует не столько образовательный процесс, сколько образовательные результаты.
При этом важно, что это не результаты обучения, а стандарты образования - единого процесса воспитания и обучения, причем воспитание здесь стоит на первом месте. Именно задача воспитания граждан нашей страны, любящих, уважающих свою Родину - и большую, и малую, знающих и уважающих свою историю, имеющих способности мыслить и действовать в сложных реальных ситуациях, впервые в явном виде поставлена в новых образовательных стандартах.
Воспитание проходит красной нитью через все виды школьной деятельности - и урочной, и внеурочной. Невозможно воспитывать лишь на отдельных уроках или специальных мероприятиях. Воспитание - это задача, которую школа решает совместными усилиями с семьей, обществом, социальными и культурными институтами. Именно эта идея ключевая при создании Российского движения школьников, которое создают в интересах развития детей, для их вовлечения в социальную практику, эффективного проведения воспитательной работы. Начало 2016 года станет стартом этого нового движения.
Существенная часть воспитательной работы в соответствии с новыми образовательными стандартами и профессиональная ориентация. Прежде всего популяризация высокотехнологичных рабочих профессий в среде школьников. Сегодня созданы правовые условия для организации на базе школ профессиональной подготовки по массовым профессиям, запущено создание ресурсных центров по освоению профессиональных компетенций в соответствии с международной системой WorldSkills, которая у нас получила название «Молодые профессионалы». Но, безусловно, задачу профессиональной ориентации одна школа решить не может. В регионах местные власти активно стимулируют предприятия для организации практик и профессиональных проб старшеклассников.
В такой многообразной огромной стране, как наша, одной из центральных задач образовательной политики всегда остается задача обеспечения единства образовательного пространства. Ее суть - сформировать общую гражданскую и культурную основу, дать каждому ребенку равные возможности получения качественного образования. Как показало введение образовательных стандартов, в их исходном варианте были заданы лишь общие требования к результатам образования. Это создавало высокую степень неопределенности. Для корректировки этой ситуации мы вместе с профессиональным сообществом провели работу по уточнению базового содержания образования через конкретизацию образовательных результатов по каждому предмету. В школьном образовании мы будем и дальше сохранять разумный баланс между обязательными для всех требованиями, с одной стороны, и возможностями учета разнообразия регионов, школ, учеников - с другой. Это позволит нашим педагогам работать и результативно, и творчески.
Важный механизм обеспечения единства нашего образовательного пространства - объективная система оценки качества образования. Хочу поблагодарить всех без исключения глав регионов за принципиальную позицию в отношении единого государственного экзамена, благодаря которой нам удалось не только получить объективную картину качества работы наших школ, но и начать реализацию целевых программ поддержки тех школ, которые демонстрируют устойчиво низкие результаты обучения школьников, улучшение обучения по отдельным предметам. В некоторых регионах эти программы уже идут. Сейчас важно сделать следующий шаг, чтобы повысить объективность экзаменов на всех уровнях образования.
В этом году мы успешно опробовали всероссийские проверочные работы, запустили национальные исследования качества образования. Важно, чтобы выводы по результатам этих исследований не были направлены на наказание тех школ, которые работают недостаточно хорошо, наоборот, служили основой для выработки инструментов поддержки этих школ, создавали мотивацию для расширения деятельности институтов повышения квалификации учителей. Мы надеемся, что руководители регионов не только продолжат держать проведение единого государственного экзамена и итоговой аттестации под личным контролем, но и поддержат создание объективных систем оценки качества образования в своих регионах.
Ключевые фигуры в решении поставленных задач - педагоги и руководители школ. Президент страны поставил задачу - существенно поднять зарплату педагогов, и она выполнена. Сейчас важно помочь учителям добиваться более современного и высокого качества работы. Для этого изменены принципы оплаты труда учителей, утвержден профессиональный стандарт педагога, который мы считаем главным элементом реального обновления школы. Он поэтапно вводится в действие, не раньше 2017 года он станет обязательным для всех школ, естественно, по мере готовности к нему школ муниципалитетов и регионов.
Чтобы лучшие выпускники вузов закреплялись на рабочих местах в школах, у них должна быть возможность серьезной поддержки на начальных стадиях работы, возможность роста в рамках учительской профессии. Поэтому в соответствии с поручением Президента РФ мы разработаем систему карьерного и профессионального роста учителей, которая бы увязывала существующую систему аттестации с принятым профессиональным стандартом и уровнями квалификации учителя. Но, конечно, реальное улучшение социального самочувствия учительства требует и моральной поддержки. Очень важно, чтобы образ педагога позитивно воспринимали в обществе: нужны хорошие фильмы об учителях, публикации в средствах массовой информации о лучших представителях учительской профессии, чтобы она и дальше привлекала успешных молодых людей. Мы издаем ежегодно лучшие советские фильмы об учителях, распространяем их по школам, но очень важно, чтобы появлялись и новые фильмы. Здесь необходима популяризация в средствах массовой информации успешных школьных практик, мы ждем здесь активной позиции регионов, на федеральном уровне ведем соответствующую работу.
Очень важно договориться, что пора перестать загружать школы избыточными проверками и отчетами. Мы провели мониторинг: ежедневно в каждую школу приходят 11 запросов. Конечно, учителя перегружены и внутренней документацией. Здесь и федеральным органам, и главам регионов надо ограничить контролирующие организации, чтобы они заходили в школы, как правило, через учредителей, через муниципалитеты. Мы, со своей стороны, будем остро реагировать на запросы. Вот новогодний запрос: «Доложить о праздничном оформлении окон и приложить к отчету фотографии». В школы из одного региона были такие запросы разосланы. Понятно, что любая школа готовится к Новому году, это не требует дополнительной регламентации, тем более не нужно отчитываться об этой работе. Учителя, педагоги, руководители школ сами заинтересованы в том, чтобы подготовить свое здание к встрече Нового года.
Мы также обеспечим представление основной информации о каждой школе, включая статистические формы на сайтах школ в формате открытых данных. Эта система будет создана, запущена в следующем году. Очень важно, чтобы регионы активно включились в ее внедрение и в школы прекратились запросы, дублирующие друг друга, всю информацию можно было бы получить из открытых источников информации сети Интернет.
Благодаря успешной демографической политике число школьников в России растет год от года. В течение ближайшего десятилетия число школьников увеличится на 3,5 миллиона, все они должны прийти в новые, современные школы. К сожалению, сегодня процент школьных зданий с износом выше 50, даже 70 процентов высок. Из-за нехватки площадей примерно четверть детей обучается во вторую смену.
Поэтому перед нами стоит задача создания новых школьных мест, в общей сложности до 2025 года их потребуется более 6,5 миллиона. И здесь речь идет не просто о новых местах, а о принципиально новых школах, где создана современная среда для обучения и воспитания, пространство и для уроков, и для внеурочной деятельности. Правительство сегодня утвердило программу содействия регионам в создании новых мест, новой инфраструктуры школьного образования. С 2016 года она стартует.
Исключительно важно, чтобы в новых школьных зданиях была новая образовательная среда. Мы намерены коренным образом повысить роль и качество работы школьных библиотек. В ближайшее время будет завершена в целом работа по стандартизации в части современного оснащения и обустройства школьных пространств.
Конечно, современные школьные инфраструктуры невозможны без высокоскоростного Интернета. При качественном Интернете более эффективным становится внедрение дистанционного обучения, широкое использование электронных образовательных ресурсов. Это особенно важно для детей, живущих в сельской местности, в удаленных районах, для детей с ограниченными возможностями здоровья и для одаренных детей, обучающихся по индивидуальным учебным планам, для наших соотечественников, проживающих за рубежом.
На основе опыта лучших российских школ и педагогов мы начинаем реализацию нового масштабного проекта «Российская электронная школа», благодаря которому дети смогут получать общее образования с 1-го по 11-й класс либо полностью, либо частично с использованием электронных ресурсов, дистанционных технологий.
Школьное образование - наша общая забота. И мы уверены, что тесная работа министерства и регионов поможет решить самые сложные задачи.