А между прочим, есть в Москве место, где воспитывают таких мастеров. В декабре на первом национальном всероссийском конкурсе профессионального мастерства инвалидов «Абилимпикс» в компетенции «ювелирное дело» победил и получил право участвовать в Международном чемпионате студент московского политехнического колледжа №13 Саша Зубкович.
- Наше учебное заведение носит имя замечательного ювелира Павла Акимовича Овчинникова, - начинает рассказ о своем любимом детище директор Николай Селенков. - Немного странно, правда? При чем здесь знаменитый ювелир?
А дело вот в чем: руководить колледжем Николай Борисович начал 15 лет назад. И уже через год открыл ювелирное отделение. Почему? Да просто потому, что «ювелирка», как говорят профессионалы, была его... тайным увлечением. Он никому об этом не рассказывал, но любил всем сердцем. Мастерил и кольца, и серьги, и колье. И каким же счастливым он почувствовал себя, когда открыл это отделение! Когда понял, что не ошибся, что ребята с радостью идут туда учиться. Селенков знал, что в столице около 80 государственных и частных предприятий нуждаются в хорошо подготовленных ювелирах, имеющих профессиональную теоретическую и практическую базу. В колледже появилось три группы здоровых ребят - будущих ювелиров, и две создали специально для детей, страдающих проблемами со слухом: слабослышащих и глухих. Всего набрали 75 человек. Назначением профессии уже тогда стало «изготовление ювелирных и художественных изделий разной степени сложности из цветных и драгоценных металлов различного назначения и области применения». Студентам давали знания по рисунку и живописи, графике и скульптуре, по использованию традиционных и современных приемов и техники во всех видах ювелирного искусства. Ребята с огромным интересом изучали виды и основные стилевые особенности декоративно-прикладного искусства, народные художественные промыслы России. Они постигали основы проектирования, правила композиционного построения и чтения чертежей изделий. Практически овладевали специальными инструментами и приспособлениями. Сегодня они имеют знания и практические навыки еще и по особенностям литейного, филигранного, чеканного, эмальерного (от слова «эмаль»), камнерезного дела, гравировки изделий из кости.
- Приятно вспомнить, у меня не было особых трудностей с набором таких ребят, хотя никакой программы по инклюзивному образованию тогда не существовало, - продолжает свой рассказ директор Селенков. - Помогли мои связи с несколькими интернатами для детей-инвалидов. Правда, поначалу почти все они вместе с родителями боялись выбрать именно эту специализацию. Слесарем, как они считали, глухой быть может, а ювелиром - нет. Я убеждал, что ювелирное дело - то же, что и слесарное, только значительно тоньше. Тут нужны руки ремесленника и сердце художника. А еще безусловное умение трудиться - кропотливо, вдумчиво, чрезвычайно сосредоточенно. Ну и кто, как не глухой человек, способен на такое?
Помню также, многие боялись выбрать профессию, потому что рисовать не умели. Но сегодня это умение совсем не обязательно: такую функцию с успехом выполняет компьютер. И если ребенок его знает, то и талантливым ювелиром стать сможет вполне! Компьютер нарисует, например, любое кольцо. Можно заложить программу в станок, и через 20-25 часов из воска он «вырастит» эту модель. Подчеркиваю, восковую модель. Затем ее можно тиражировать в металле хоть сотнями тысяч. Если делать модель вручную, на нее уйдет месяца два. И, воплощенная в драгоценном металле, стоить она будет гораздо дороже. Ведь это уже произведение мастера, профессионала, художника!
Оказывается, специальные знания компьютерных программ колледж дает своим студентам в курсе дополнительного образования. В него входит все, что не предусмотрено стандартом. Невозможно предусмотреть в обязательной программе то, что неожиданно станет очень необходимым завтра. А дополнительное образование можно варьировать исходя из веления времени. Вот почему система допобразования в колледже охватывает всех ребят. Они это понимают. Знают, что время постоянно меняет задачи. Хочешь быть успешным - учись не только по учебникам. Не так давно будущим выпускникам «ювелирки» предложили посмотреть, как на предприятии изготавливают ордена, медали и значки. Как ни странно, в Москве нет учреждения, которое готовит эмальеров. Ребята из колледжа, будущие специалисты по горячей эмали, съездили на производство. И (кто бы сомневался!) понравились опытным коллегам. Ну что тут говорить: проблемы с местом работы у ювелиров не будет никогда.
Обжигать эмаль невероятно трудно, чтобы она не растеклась при температуре 800 градусов. И терпение, и мастерство здесь требуются отменные. Преподаватели возродили даже давным-давно забытую оконную эмаль. Раньше ее делал Павел Овчинников. Было это чуть ли не два века назад. Потом про нее благополучно забыли. Колледж вернул профессию эмальера к жизни. И это, безусловно, дорогого стоит! Эмаль, если так можно сказать, продукт долговечный, однако время бывает неумолимо, появляются трещины и сколы. Восстановление ее - процесс не менее трудный, нежели рождение. В колледже учат и этому. Учат понимать технологию двухсотлетней давности и применять сегодняшнюю.
Это наша гордость! И не только наша. Гордятся тем, что мы сохраняем традиции, и наши друзья. Недаром же Гильдия ювелиров России подарила для инвалидов колледжа прекрасный компьютерный класс. Мало того, она учредила повышенную стипендию для одного слабослышащего и одного здорового студента, успешно осваивающих ювелирное дело.
Селенков приглашает меня на экскурсию по отделению. На стенах в коридорах всех трех этажей колледжа разместилась выставка живописных работ. Художники-ювелиры должны выставляться, таков признак активной профессиональной жизни. Мы спускаемся в подвальное помещение. Это особый центр отделения. Именно здесь создаются и хранятся модели и сами изделия. Здесь хранилище проб и ошибок начинающих. Но здесь же и прекрасные дипломные работы выпускников. Я вижу многочисленные поделки из бронзы. Вот, например, забавная, хитренькая обезьянка - символ 2016 года. А вот солидная фигура Правосудия с весами. Вот каффы - роскошные ювелирные украшения для ушей. Они приобрели сегодня огромную популярность. А вот это большая серьезная работа - резьба по дереву. Иллюстрация картины Леонардо да Винчи «Рождение Иисуса».
Мы проходим дальше и попадаем в экспериментальную лабораторию. Это уже не учебное помещение, а настоящая производственная мастерская. Здесь нет тишины, слышны звуки работающих станков и инструментов. Приходится даже кричать, чтобы услышал собеседник. Студенты проходят в этих мастерских свою первую производственную практику.
Знакомлюсь с Александром Зубковичем. Саша тотально глухой, и разговариваем мы через сурдопереводчика. Он учится на третьем курсе. Колледж выбрал по совету старшего брата, который тоже учился здесь. На конкурсе Саша изготовил ювелирную булавку - эмблему «Абилимпикс». Я спрашиваю у Саши, кем он себя считает - ремесленником или художником. «Ну разумеется, ремесленником», - не задумываясь, отвечает он. И я понимаю, что писать это слово я должна вообще-то с большой буквы. Поскольку умный, профессионально грамотный ремесленник сродни большому художнику.
Мы поднимаемся на третий этаж. В наш разговор вступает заместитель директора Ольга Самохвалова:
- Производственные мастерские созданы по принципу небольшого ювелирного завода. Условия максимально приближены к реалиям настоящего предприятия. Но мне хочется еще раз подчеркнуть, что колледж носит имя Павла Овчинникова, поставщика императорского двора, и мы с огромным уважением относимся к традициям.
Я рассматриваю изделия дипломников. И у меня ликует душа, настолько они интересны. Браслет. Трехслойная скань. Оказывается, они бывают разные. Изготовлять изделия однослойной, плоской скани не составляет особого труда. А вот четырехслойная - это вершина мастерства! Владеют ею все мастера производственного обучения колледжа. Скань - их конек. Свой опыт и знания они щедро передают студентам. И это тоже чрезвычайно дорогого стоит, поскольку очень многие ювелиры сегодня не хотят раскрывать тайны мастерства, секреты технологии. Тайна - деньги. Вот часы в стиле Овчинникова. Выпиловка по металлу. Очень сложный металл нейзильбер. Однажды пришел в колледж президент крупной ювелирной компании. Увидел эти работы, достал визитки и в восхищении воскликнул: «Беру ребят на работу!»
Вот так колледж воспитывает современных ювелиров. Воспитывает, а не просто учит. Ибо хорошего ювелира можно только вырастить. Как растение в саду - терпеливо и с любовью.