Задача взрослых на данном этапе сопровождения - обеспечить ребенку максимально комфортные условия для созревания всех возрастных психофизических образований. Прежде всего это использование в работе таких приемов педагогического воздействия, которые соответствуют возрастным возможностям детей, учитывают показатель их зрелости. При этом следует помнить, что актуальный физиологический возраст не всегда совпадает с паспортным, так как темп созревания организма и условия его развития могут быть разными, а несоответствие требований возможностям организма может принести большой вред.
Наряду с возрастными особенностями детей необходимо учитывать их индивидуальные особенности, вызванные влиянием внутренних и внешних факторов развития.
К внешним факторам относится неблагополучие среды.
К внутренним факторам относятся различные воздействия биологического характера, перенесенные ребенком на ранних стадиях развития: гидроцефальный синдром, отмеченные в анамнезе травмы головного мозга, эпилепсия, сенсорные нарушения (слуха, зрения, двигательной сферы, речи), эмоционально-волевые нарушения (тревожность, агрессивность, проявление раннего детского аутизма), синдром дефицита внимания и гиперактивность. Они накладывают свой отпечаток и требуют специального психолого-медико-педагогического подхода в работе с такими детьми.
Большое внимание в процессе сопровождения детей в детском саду уделяется организации предметно-развивающей среды. Пространство каждой возрастной группы разграничено на участки, имеющие свое целевое назначение: для занятий творческого характера (лепка, конструирование, изо и т. д.), настольные игры, спортивные, музыкальные принадлежности. Все это в открытом доступе, и дети имеют возможность выбрать то, чем им хотелось бы заниматься. Имеется зона релаксации с природными материалами, аквариумом для рыб, водой и иным современным оборудованием, которое способствует снятию усталости, повышенного волнения, состояния возбудимости и агрессии. Для этих же целей используются бассейн, детская сауна, спа-бассейн, массажный кабинет, занятия иппотерапией, а также созданная в школе специальная психолого-педагогическая среда, в частности интерактивная инсталляция «Гнездо». Дети и взрослые могут забраться в это гигантское гнездо и «общаться» с большим белым яйцом, которое при поглаживании начинает задавать вопросы. В зависимости от цели занятия подбирается программа (вопросы записаны на аудиофайлы), содержание программы может быть направлено на развитие сенсорной, когнитивной, эмоционально-волевой сферы детей. Занятия в «Гнезде» позволяют снимать состояние повышенного возбуждения, нарастающей агрессии, чувство страха, тревожности. Дети, неуверенные в себе, с трудностями общения, оставаясь сначала наедине с яйцом, а затем и в присутствии других, начинают поглаживать яйцо и отвечать на его вопросы.
1.2. Внутренний аудит используемых в дошкольном отделении школы №109 комплексных и парциальных программ с позиции целевых ориентиров ПООП ДО1
Внутренний аудит образовательных программ диктуется необходимостью:
определения их соответствия целевым ориентирам ФГОС;
конкретизации путей достижения целевых ориентиров с учетом особенностей контингента детей и реальных условий работы образовательной организации;
выявления тех элементов существующей образовательной системы, которые соответствуют ПООП ДО;
определения тех элементов системы образовательной организации, которые нуждаются в обновлении;
нахождения и отбора авторских и парциальных программ, позволяющих устранить выявленные недостатки в работе образовательной организации и направить ее деятельность на достижение содержащихся во ФГОС целевых ориентиров;
анализа кадровых ресурсов образовательной организации, необходимого для выявления тех педагогов, чьи профессиональные компетенции позволяют уже сегодня достигать отдельных целевых ориентиров ФГОС;
кооперации педагогов с целью достижения синергетического (системного) эффекта в реализации.

Отдельные программы в той или иной степени позволяют достигать некоторых целевых ориентиров ФГОС. Одновременно каждая из них имеет свои сильные и слабые стороны.
Так, например, в двух группах детского сада, работающих по технологии М.Монтессори, существует предметно-развивающая среда, позволяющая решать задачи сенсорного развития детей, развития мелкой моторики, формировать на чувственном, тактильном уровне математические представления дошкольников (золотой материал Монтессори, работа с геометрическими формами и т. д.). Возможность самостоятельного выбора ребенком занятий в бытовой или учебной зоне, разновозрастный состав группы - все это, безусловно, способствует саморазвитию личности дошкольника. Но данная предметно-развивающая среда формировалась в начале прошлого века и потому не может учитывать все особенности восприятия современного ребенка. Кроме того, реально пользоваться монтессорианской предметно-образовательной средой имеют возможность лишь две группы. Остальные дошкольники такой возможности лишены.
Программа экологического воспитания дошкольников д.п.н. Н.А.Рыжовой прекрасно решает задачи экологического воспитания, приобщает детей к элементам исследовательской деятельности, используя предметно-развивающую среду - лабораторное оборудование.
Вместе с тем в рамках данной программы исследовательская деятельность дошкольников организуется «сверху» под контролем педагога, который диктует строгие алгоритмы исследовательской деятельности, что неизбежно на начальном этапе. Но программа имеет узкое поле вариативности и практически не предусматривает времени и места для проявления детской инициативы, что противоречит целевым ориентирам ФГОС.
В этом ключе проанализированы все авторские комплексные и парциальные программы дошкольного отделения.
Отдельному анализу подлежат программы психолого-педагогической поддержки. Строго говоря, ПООП ДО по сути своей является развернутой программой поддержки развития ребенка, отсюда необходимость выявления сильных и слабых сторон существующих поддерживающих программ и механизмов управления ими.
В школе №109 давно сформировалась медико-психолого-педагогическая служба сопровождения детей, накопившая значительный опыт работы. (Подробнее в книге: Ямбург Е.А., Забрамная С.Д. Управление службой сопровождения детей в условиях образовательной организации. Практико-ориентированная монография. - М.: Бослен. - 2013. - 255 с.)
В ее задачи входят:
ранняя комплексная диагностика с целью выявления проблем в развитии ребенка;
комплексная коррекция, позволяющая своевременно компенсировать выявленные дисфункции;
помощь педагогам в построении индивидуальных программ развития детей с учетом их индивидуальных особенностей;
повышение квалификации педагогов: психологические и коррекционные компетенции;
психолого-педагогическое просвещение родителей.
В результате работы службой сопровождения были разработаны и внедрены в практику как коррекционно-развивающие программы для детей, имеющих проблемы в развитии, так и программы когнитивного развития сохранных детей. Что, безусловно, является базисом для достижения заявленных в ФГОС ДО целевых ориентиров. Вместе с тем данные программы осуществлялись специалистами (медиками, психологами, дефектологами) избирательно, в первую очередь в работе с детьми группы риска. В результате значительная часть дошкольников этими программами не охвачена. Между тем детей без проблем не бывает. Свои личностные проблемы есть и у одаренных детей. Ограничение в финансовых ресурсах не позволяет бесконечно расширять штатное расписание детского сада, вводя дополнительные ставки специалистов. Следовательно, службе сопровождения необходимо сосредоточиться на повышении квалификации педагогов-дошкольников с целью освоения ими дополнительных психолого-педагогических компетенций, заявленных в новом профессиональном стандарте педагога. Это позволит расширить диапазон действия поддерживающих программ. (План повышения квалификации с соответствующей тематикой прилагается.)
Кроме того, поскольку в качестве параметров оценки качества работы педагогов-дошкольников будет рассматриваться динамика развития ребенка, служба сопровождения должна вооружить педагога соответствующими инструментами, позволяющими эту динамику отслеживать. В качестве таких инструментов предлагаются: «Карта развития ребенка», куда включены базовые характеристики личностного роста, и «Дневник индивидуального сопровождения детей группы риска». (Данные инструменты даются в приложениях.)
Проведенный внутренний аудит позволяет выявить содержательные дефициты рабочих программ.
Содержательные дефициты:
ни одна из отдельно взятых программ не охватывает все аспекты ФГОС;
ни одна из программ не реализует в полной мере тезис Л.С.Выготского об активности ребенка и его способности к самообучению;
отсутствуют программы, предусматривающие активное использование сюжетно-ролевых игр;
отсутствуют программы, формирующие у дошкольников практический опыт проектной деятельности;
отсутствуют программы формирования детско-взрослого сообщества, предусматривающие механизмы создания условий для совместной партнерской деятельности детей и взрослых;
процесс освоения инклюзивного образования идет стихийно, комплексный подход к решению проблемы интеграции детей-инвалидов и детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников не реализуется;
отсутствует программа обучения русскому языку тех дошкольников, для которых он не является родным, что затрудняет их интеграцию в русскоговорящую среду и неизбежно тормозит их личностный рост;
имеющаяся предметно-развивающая пространственная среда детского сада недостаточна для решения задач социализации дошкольников.
Выявленные дефициты позволяют определить перечень проектов освоения ООП ДО, выделив среди них первоочередные, создав организационно-управленческий механизм их реализации.
2. Организационный раздел
Специфика управления ООП ДО накладывает свой отпечаток на все управленческие функции: целеполагания, планирования, контроля и руководства. (Не цели, а целевые ориентиры; гибкое планирование учебного процесса, идущее от потребностей и интересов ребенка; оценка результатов педагогической деятельности, исходя из показателей динамики личностного роста дошкольника и созданных для этого условий и т. д.) По сути дела, ООП ДО ориентирует педагогов на реализацию программ индивидуального развития детей. Но решать эту задачу приходится в условиях ограниченной ресурсной базы: переполненные группы детского сада, отсутствие достаточной предметно-развивающей пространственной среды, недостаточная научно-методическая проработка ключевых подходов реализации ФГОС ДО, которая помогала бы педагогам осуществлять их в реальной практике.
Очевидное противоречие между задачами реализации ФГОС ДО и реальными условиями их решения диктует необходимость создания специальной организационно-управленческой модели дошкольного подразделения. Основными требованиями к этой модели являются:
Реалистичность - максимальный учет имеющихся условий и специфики деятельности организации, к которой относятся:
размер организации, определяемый общим числом детей и групп;
потребности, мотивы и интересы детей, членов их семей, обусловленные особенностями индивидуального развития детей, спецификой национальных социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
возможности педагогического коллектива;
контингент родителей, их готовность участвовать в образовательном процессе совместно с педагогами детского сада;
возможности окружающего социума для развития детей.
Гибкость в организации учебного процесса, предполагающая разумный баланс между занятиями, организованными взрослыми и инициированными самими детьми, между обучением и свободной игрой.
Мобилизация имеющихся внутренних ресурсов и привлечение социальных партнеров в рамках сетевого взаимодействия.
Проектный способ реализации ФГОС, предполагающий создание команд педагогов, поэтапно решающих задачи его освоения.
Гибкий учебный план и расписание занятий, позволяющие осуществлять ротацию по группам тех педагогов, чьи профессиональные компетенции позволяют уже сегодня достигать отдельных целевых ориентиров ФГОС. (В основе такого расписания сочетание специализации и кооперации педагогов. Один прекрасно владеет методикой организации сюжетно-ролевых игр, другой прививает дошкольникам навыки исследовательской работы, третий формирует у дошкольников практический опыт проектной деятельности, но до сих пор каждый из них делал это только в своей группе. Ротация и взаимозаменяемость педагогов позволят постепенно охватить все аспекты ФГОС во всех группах без исключения.)
Наличие управленческой структуры, обеспечивающей открытость дошкольного образования, независимую общественную оценку деятельности детского сада, предусматривающей механизмы организации партнерского взаимодействия педагогов и родителей. (Такой структурой должен стать совет дошкольного отделения как составная часть управляющего совета школы, решающий свои специфические задачи. Положение о совете дошкольного отделения дается в приложениях.)
3. «Дорожная карта» освоения ФГОС ДО

3.1. Характеристика организации
Дошкольное учреждение функционирует с 1984 г., расположено в двухэтажном здании с проектной мощностью 240 детей.
На начало 2015 учебного года в саду работают 10 групп.
Всего: 282 человека, из них:
Младшая группа (№3 - 30, №1 - 30) - 60 человек.
Средняя группа (№4 - 28, №5 - 29) - 57 человек.
Старшая группа (№2 -28, №9 - 24) - 52 человека.
Подготовительная (№1 - 28, №12 - 26) - 54 человека.
Разновозрастная (№8 - 31, №10 - 28) - 59 человек.
В дошкольном учреждении имеются: спортивный зал, музыкальный зал, бассейн, компьютерный кабинет, медицинский кабинет, пищеблок, прачечная, кабинет психолога, кабинет логопеда, кабинет музыкального руководителя, кабинет методиста, кабинет коррекционной работы.

3.2. Педагогический состав
Старший методист - 1 шт. ед.
Воспитатели - 20 шт. ед.
Психолог - 1 шт. ед.
Логопед - 2 шт. ед.
Инструктор по физкультуре - 1 шт. ед.
Воспитатель по физкультуре - 1 шт. ед.
Музыкальный руководитель - 2 шт. ед.
Балетмейстер - 1 шт. ед.
Всего - 29 шт. ед.

Из них имеют:
высшее образование - 24 чел.;
среднее специальное - 5 чел.;
высшую квалификационную категорию - 14 чел.;
первую квалификационную категорию - 11 чел.;
соответствие с занимаемой должностью - 4 чел.;
звания (почетный работник/отличник труда) - 7 чел.
3.3. Комплексный план подготовки внедрения ФГОС ДО (работа с кадрами) (См. таблицу 1.)
3.4. Проектная деятельность по освоению ФГОС ДО (См. таблицу 2.)

Оба проекта, по сути, носят управленческий характер. Результаты реализации проектов должны быть представлены конкретными продуктами деятельности. К таким продуктам следует отнести: реально функционирующую структуру управляющего совета школы, осуществляющую свою деятельность на базе дошкольного отделения (положение о ее правах и полномочиях должно быть закреплено в специальном локальном акте школы); обновленный учебный план и календарное планирование, гибкое расписание учебных занятий. Таковы управленческие продукты обоих проектов. В качестве содержательного продукта следует рассматривать планы проведения и сценарии совместных детско-взрослых творческих дел.

3.5. Интеграция содержания авторских комплексных и парциальных программ
В настоящее время в дошкольном отделении используются 32 авторские комплексные и парциальные программы. Их интеграция должна базироваться на анализе содержания каждой и выявления на основе этого анализа тех разделов, элементов, методик, которые позволяют продвигаться в направлении целевых ориентиров ФГОС ДО.

3.5.1. Анализ комплексных и парциальных программ, методических пособий и педагогических технологий, используемых в рабочих программах педагогов ДО

Комплексные программы
В настоящее время в дошкольном отделении в рабочих программах педагогов представлены две комплексные программы: «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой и «Детский сад по системе Монтессори» под редакцией Е.А.Хилтунен. Данные программы разработаны на основе ООП ДО ГБОУ «Школа №109». Отбор программ обусловлен возможностью их реализации для групп детей с различными образовательными потребностями. В обеих программах отсутствует жесткая регламентация знаний детей. Они направлены на развитие личности, индивидуальных особенностей ребенка, познавательного интереса, на нравственное воспитание и воспитание патриотических чувств, укрепление и сохранение здоровья детей от 3 до 7 лет. Содержание данных программ соответствует целевым ориентирам ФГОС ДО и возрастным характеристикам детей данного возраста. Педагоги остановили свой выбор на программе «От рождения до школы», исходя из:
программного содержания, разработанного с учетом уровня развития ребенка, включая младший дошкольный возраст (3-7 лет);
возможности введения или замены смысловых блоков на парциальные или самостоятельно составленные программы, которые не противоречат целям и задачам ФГОС ДО;
обеспеченности учебно-методическим комплектом, включающим методические пособия по всем линиям и направлениям образования и воспитания ребенка, комплексно-тематическое планирование, рабочие тетради и др.
Обращает внимание четкая структурированность документа, в котором отражено содержание работы с детьми от 3 до 7 лет по образовательным областям: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. В разделах программы помимо характеристики возрастных особенностей психического здоровья детей, особенностей организации жизни детей, примерного режима дня и содержания психолого-педагогической работы даются примерное комплексно-тематическое планирование и промежуточные результаты освоения программы, что является ориентиром для разработки рабочих программ, в которых педагогам предоставлена возможность включения парциальных программ, методических пособий, материалов из личного опыта работы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей своей группы. ДО ГБОУ «Школа №109» - организация общеразвивающей направленности, поэтому целесообразным является использование в рабочей программе психолога ДО элементов программы Н.Е.Вераксы, включающих психолого-педагогическое сопровождение дошкольников во всех образовательных областях.