- Константин Николаевич, ваш лицей носит название, которое больше подходит вузу. Чем он отличается от других школ, гимназий и лицеев?
- Средняя общеобразовательная школа №29 открыла свои двери в 1969 году. В 1994 году она была преобразована в экспериментальную школу-лицей. Эксперимент стал инновационным: программа обучения в корне изменилась - общеобразовательные предметы были дополнены углубленным изучением специальных экономических дисциплин. И это стало основой для будущего профильного обучения детей в нашем лицее. В ту пору профильных школ еще не было, но уже тогда можно было выбрать направление, обозначить свою специфику по содержанию и по сути.
Изначально школа получила название «экспериментальная школа-лицей», но в 1995 году направление было найдено, и лицей официально стал финансово-экономическим. В последующие годы мы приступили к реализации профильного обучения. И сегодня предлагаем три специализации. В лицее реализуются социально-экономический, физико-математический и информационно-технологический профили. Ребята при зачислении в 10-й класс выбирают из предлагаемых им предметов те, которые могут дополнить профильные. В этом году добавился индивидуальный учебный план учащихся. Среди лицеистов оказалось немало желающих изучать русский язык на углубленном уровне в рамках реализуемых профилей.
- Вам нередко приходилось выступать на конференциях, семинарах перед коллегами. Что чаще всего их интересует?
- Прежде всего структура и содержание профильного обучения, особенности экономического образования. С одной стороны, это вызвано тем, что экономика сегодня наиболее востребована как наука и как учебный предмет, с другой - им любопытен сам процесс преподавания этой дисциплины. У нас накоплен большой опыт. Экономическое образование в лицее начинается с пятого класса. Используются специальные учебные дисциплины с целью введения в мир экономических знаний: «Экономика семьи», «Экономика школы», «Экономика ближайшего окружения». В восьмом классе приступаем к изучению экономики как отдельного учебного предметана базовом уровне. В девятом классе завершается цикл изучения основ экономической структуры общества, а в десятом - приступаем к профильному обучению.
В процессе преподавания экономики используются учебники и учебные пособия в рамках единой линии экономического образования, учитываются возрастные особенности детей.
Мы разработали учебную образовательную программу по экономике, которая позволяет в старших классах дополнить и углубить ранее полученные знания на этапе основного общего образования: учащиеся 10-11-х классов изучают основные проблемы макроэкономического характера.
В 2015-2016 учебном году в соответствии с планом работы Управления образования города Пензы лицей стал экспериментальной площадкой для учителей экономики общеобразовательных школ.
В лицее ежегодно проходит урок налоговой грамотности. В этом году он был организован совместно с сотрудниками налоговой службы. Старшеклассникам рассказали о том, какие основные функции выполняют налоги и как формируются федеральный и региональный бюджеты. В заключительной части учебного занятия ребята приняли участие в экономической викторине.
- Экономическое образование у вас в лицее увязано, очевидно, не только с основной программой?
- Конечно. Мы проводим ролевые и деловые игры. В рамках образовательного проекта администрации Пензы «Бюджет нашего города» лицей стал городской площадкой его финальной стадии.
В чем суть игры? От соревнований в знаниях предстояло перейти к конкурсу проектов. Командам из разных школ необходимо было создать проект «Построй свой город».
Реализуя образовательную программу лицея, мы стараемся экономические знания соединить со знанием других дисциплин: математики, информатики, географии, права. Правовое образование помогает учащимся соединить теорию с практикой. Лицеисты, привыкшие к самоуправлению, создали свою республику «Земля экономики». Само название подчеркивает нашу особенность. На практике ребята ведут себя так же, как должны вести себя граждане любой другой реальной республики. Они участвуют в выборах, выбирают президента, формируют правительство.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее о самоуправлении в лицее.
- Существуют модели реальной жизни. По ним проходят и наши школьные выборы президента - осуществляется избирательная кампания, работают избирательная комиссия, агитаторы. Выпускаются буклеты, листовки. За два дня до выборов в актовом зале проходят дебаты, в которых участвуют кандидаты и их доверенные лица. Избиратели задают вопросы, порой каверзные. На этих дебатах хорошо видно, кто готов и достоин стать президентом. В этом учебном году избран девятиклассник Илья Семанчев. Инаугурация президента состоялась 19 октября - в день посвящения в лицеисты первоклассников. Получилось настоящее торжество.
После выборов сами ребята вместе с педагогами-консультантами формируют правительство и участвуют в управлении общелицейскими мероприятиями. Каждый класс выбирает своего лидера.
- Вернемся к игре. Как можно заинтересовать детей игрой в экономику?
- Лицеисты вместе с педагогом, готовясь к игре, изучают не абстрактную экономическую ситуацию, а конкретную тему, интересующую всех, такую как, например, муниципальный бюджет, процедура его формирования, его структура и место в жизни общества, а самое главное - в жизни города. И здесь очень важно уметь теорию подкрепить практикой, показать, как бюджет создается, как реализуется. Бывает так: у детей и их родителей возникает вопрос, почему у нас нет того или другого. Ответ простой: ознакомьтесь со статьями бюджета, источниками его формирования, и вы многое поймете. Ребята должны понять, что бюджет формируется из налоговых поступлений. После того как он сверстан, определяются конкретные статьи для выполнения конкретных задач. И здесь ребята получают прикладные знания: какая часть бюджета идет на образование, здравоохранение, культуру.
В ходе экономической игры дети моделируют свой город, учитывая полученные знания о бюджете. Школьные команды соревнуются также на экономическом ринге, участвуют в экономической ярмарке, отвечая на вопросы и зарабатывая баллы.
Отдельный этап - моделирование будущего города. Ребята учатся формировать бюджет, наполнять его налоговыми поступлениями, грамотно распределять средства. В соответствии с этим выясняют, какую прибыль могут принести разные сектора экономики, как будет проходить дальнейшее развитие города. Проекты всех команд представляются на всеобщее обсуждение.
Финал городской акции «Бюджет города», состоявшийся в марте 2015 года, стал городским праздником экономических знаний. Ребята проявили настоящее творчество. Здесь можно было не просто услышать, что знает ученик, но и увидеть, как он смог применить эти знания на практике. У некоторых ребят оказались очень грамотные решения.
- Можно надеяться, что ваши ученики станут активными гражданами, знающими свои права и обязанности, избирателями, умеющими разбираться в экономике...
- Да, мы воспитываем «квалифицированных» граждан, хорошо знающих экономику, социально активных. В соответствии с духом времени. Некоторое время назад проводили видеоконференции наших ребят и учителей с американскими учащимися и педагогами. Иногда на них присутствовали ребята из других школ. Сначала мы выбирали тему, затем лицеисты готовили соответствующую информацию на экономические, культурологические, социально-политические темы. Язык общения - английский, выступают ребята, которые хорошо владеют и темой, и языком. Особый интерес вызывали темы, связанные с культурой, искусством, проблемами молодежи, ее увлечениями. Радует, что наши лицеисты активно участвовали в дискуссии. Они могли и интересно рассказывать, и аргументированно отвечать на вопросы.
- Что отмечают обычно учителя - участники семинаров, на которых вы делитесь опытом?
- Они замечают, что все образовательное пространство лицея наполнено экономикой, но не в ущерб другим дисциплинам. Благодаря экономическому образованию у лицеистов формируется грамотное понимание современной жизни, умение определять свое место в жизни общества.
Экономика - это программная наука. Она помогает ученику понять ситуацию и найти правильное решение проблемы. Мы говорим детям: «Экономика - это наука о тебе, о твоей нынешней и будущей жизни».

Маргарита КУРГАНОВА, Пенза