«Хочу поблагодарить всех, кто принимает самое активное участие в реализации наших планов - общественных деятелей, учителей, директоров школ, представителей политических партий и движений, - сказал, открывая заседание, президент. - И конечно, руководителей регионов, муниципалитетов - все ваши команды».
Глава государства отметил позитивные изменения, которые произошли в этой сфере. В частности, президент сообщил, что за последние годы удалось улучшить условия обучения детей не только в крупных городах, но и в сельской местности. Практически все российские школы подключены к сети Интернет. Возрождается престиж профессии учителя, повышается ее привлекательность для молодых специалистов.
«Считаю, что на ближайшее десятилетие мы можем поставить перед собой цель нового уровня и другого масштаба - сделать российскую школу одной из лучших в мире», - сказал президент. - Школа должна идти в ногу со временем, а где-то и опережать его, чтобы готовить ребят к динамичной, быстроменяющейся жизни. Для этого нужен эффективный механизм постоянного обновления содержания общего образования».
При этом он призвал не забывать о гуманитарной, воспитательной составляющей: «Важно сохранить и передать новым поколениям духовное и культурное наследие народов России: историю, русский язык, великую русскую литературу, языки народов Российской Федерации, достижения в гуманитарных областях. В этом сила страны, способность нации отвечать на любые вызовы, и задача воспитания не менее значима, чем обучение и подготовка кадров для новой экономики».
Отдельно Владимир Путин остановился на роли школьных педагогов. Создание достойной мотивации для учителей, условий для их постоянного самосовершенствования, повышения квалификации, по его словам, сегодня становится ключевым фактором развития всей системы общего образования. В этой связи президент поручил правительству разработать и внедрить общенациональную систему профессионального роста учителей.
Глава государства также напомнил, что в стране ведется целенаправленная работа по созданию новых школ: в 2016 году из федерального бюджета на эти цели выделено 50 миллиардов рублей.
«Уже в ближайшие годы должна быть ликвидирована третья смена в школах, а затем нужно добиться, чтобы ученики как минимум начальных и старших классов учились в одну смену», - заявил президент.
При этом он уточнил, что задача стоит гораздо шире - сформировать современную образовательную среду, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Президент также высказался о необходимости ранней профориентации школьников и организации взаимодействия предпринимательской среды со школами, развития системы дополнительного образования.
Глава Минобрнауки России Дмитрий Ливанов в своем докладе сообщил, что одной из главных задач предстоящего периода развития российской школы является повышение роли школьного образования в процессе воспитания. Основным инструментом ее решения является федеральный государственный образовательный стандарт.
«Задача воспитания граждан-патриотов, развития способности мыслить и действовать в сложных реальных ситуациях впервые в явном виде представлена в новом стандарте», - сказал Дмитрий Ливанов.
По его словам, воспитательный аспект затрагивает все виды школьной деятельности - урочной и внеурочной.
«Именно эта идея является ключевой при учреждении Российского движения школьников, которое создается в интересах развития детей, для их вовлечения в социальные практики, эффективного проведения воспитательной работы», - отметил глава Минобрнауки России.
Среди других основных задач, которые стоят перед общим образованием, министр назвал создание системы ранней проф­ориентации, обеспечение единства образовательного пространства, объективную систему оценки качества образования.
«Мы также прорабатываем систему карьерного или профессионального роста учителей, связываем существующую систему аттестации с принятым профессиональным стандартом и уровнями квалификации учителя», - добавил Дмитрий Ливанов.
Затронул министр и проблему снижения бюрократической нагрузки на школы. «Нам всем надо еще раз договориться, как перестать загружать школы проверками и отчетами», - сказал глава ведомства и подчеркнул, что и федеральным, и региональным органам власти необходимо ограничить контролирующие организации.
К 2025 году количество школьников увеличится на 3,5 миллиона. Поэтому стоит задача создания новых школьных мест - до 2025 года в общей сложности потребуется более 6,5 миллиона. Речь идет не просто о новых местах, а о принципиально новых школах, где создана современная среда для обучения и воспитания, пространства и для уроков, и для внеурочной деятельности. В 2016 году Минобрнауки завершит разработку рекомендаций по современному оснащению и устройству школьных пространств.
Министр также отметил, что новая школьная инфраструктура невозможна без высокоскоростного Интернета - он делает более эффективным внедрение дистанционного обучения и широкое использование электронных образовательных ресурсов.
«Мы начали реализацию нового амбициозного проекта «Российская электронная школа», благодаря которому дети смогут получать общее образование с 1‑го по 11‑й класс, в той или иной мере используя электронные ресурсы», - сообщил Дмитрий Ливанов.


Подробнее о заседании Государственного совета читайте в следующем номере «МП».