В детстве мы учимся у родителей, воспитателей, учителей, понимая, что взрослый обладает большим количеством практических знаний и жизненным опытом. Мы копировали, перенимали, подражали. Кто из нас не пробовал удержаться на маминых каблуках или не пытался не запутаться в папином галстуке?!
Время шло, авторитет взрослого начал отходить на второй план. Главными учителями становятся сверстники. Знания и опыт старших нас больше не интересуют, переходя из категории «важное» в статус «устаревшее». Когда тебе 13, 14, 15 лет, не особо интересно, что будет дальше, ты не задумываешься о глобальном, не просчитываешь последствия. Ты живешь сегодня, сейчас. Живешь с теми, кто тебе близок, такой же, как ты. У вас общие интересы, взгляды, ошибки. Да, в это время мы учимся у сверстников, но не на их ошибках, а на своих. Жизнь идет под девизом: «Теперь буду знать, как делать не стоит».
Но все течет и все изменяется. Наделав необходимое количество ошибок, мы входим в спокойное русло обдуманной и размеренной жизни: планируем, рассчитываем, сопоставляем. Ведь мы уже взрослые, самостоятельные люди, накопившие свой багаж жизненного опыта. Так?
Нет! Хоть большинство людей считают, что на этом этапе жизни можно учиться только у старшего поколения, я с ними не согласна. В силу своей профессии я много общаюсь с детьми, и, поверьте, у них есть чему поучиться. В первую очередь отношению к себе, людям и миру в целом. Взрослые люди в силу своей серьезности и статусности имеют большие ограничения в осознании мира. Есть множество правил, условностей и тому подобных шор. Но только ребенок может увидеть человека такого, какой он есть, без оглядок на его положение, деньги, заслуги. Только ребенок может заплакать от прослушивания музыки, не стесняясь окружающих. Детям вообще по большей части не очень интересно мнение окружающих.
Дети и взрослые - люди разной расы. Мы живем вместе, на одном пространстве, пользуемся словами одного языка, но редко понимаем друг друга. Человек, вырастая, странным образом забывает о своем детстве. Восприятие жизни меркнет, краски бледнеют, яркость становится не такой, как раньше. Мы помним события, но уже не можем вернуться к детскому взгляду на них. Взрослые, у которых есть желание, понимают это и пытаются как бы заново учить язык детства.
Дети - превосходные психологи, которые не терпят фальши. Они научили меня быть искренней, честной и обязательной в любой ситуации. Слова воспитателя никогда не должны расходиться с действиями. Дети не будут уважать человека, который сам не верит в то, что говорит. Для меня первые месяцы было очень сложно держать это все в голове, контролировать каждый свой шаг, который могут видеть и оценивать юные воспитанники.
Существует теория, что каждое последующее поколение под воздействием естественной эволюции рождается умнее предыдущего. Я с этой теорией согласна. Если мы росли на сказках, любили в детстве фантазировать, придумывать правила игр, то современные дети более прагматичны и осведомлены об окружающем мире. Наблюдая за детьми, общаясь с ними, я понимаю, что в некоторых вопросах дети намного сообразительнее меня. Большинство детей в 6-7 лет свободно пользуются компьютерами, планшетами и прочими гаджетами. Мне же иной раз приходится увлекательно читать инструкцию.
Грустно только то, что каждое новое поколение становится тревожнее, уязвимее, ухудшается психологическое и физическое здоровье. Дети нуждаются в теплых и доверительных отношениях со взрослым.
В детском социуме нам, взрослым, стоит почерпнуть идеи для общегосударственности. В каждом детском коллективе существует четко выстроенная иерархия, где каждый знает свое место. Казалось бы, у нас то же самое, но есть у детей одно условие, которое предрешает развитие отношений в группе, - русский самотек. Каждый взрослый понимает, что любому социуму, тем более детскому, необходимы контроль, распределяющая и руководящая сила. Но те, кто пробовал отстраниться от формирования отношений в группе, пробовал дать детям возможность самим распределить социальные роли, видели, что дети намного умнее и рациональнее подходят к этому. Объединяясь в группы по интересам, они сами себе назначают ту или иную функцию, таким образом, выделяя не одного, а нескольких лидеров в разных областях.
Есть еще множество примеров из жизни, чему мы можем научиться у детей. Я могла бы их перечислять долго, но ведь суть не в этом. На каждом этапе своей жизни мы учимся: у родных, сверстников, учителей, на нынешнем этапе моей жизни мои учителя - мои ученики.

Карина РОМАЗ, педагог лицея №1586