Не оттого ли, что каждый год как в первый раз идешь на школьную линейку - с легким волнением, с трепетом в сердце и дрожащими коленками? Не потому ли, что первое сентября всегда радостный, суматошный, но такой прекрасный день?! День встреч, искренниx улыбок и эмоций, день очередного «все сначала»! И как ни крути и дети, и учителя рады этому дню!
Этот учебный год подарил мне шанс попробовать себя в новой роли - прежде всего ответственной, трудной, требующей душевныx сил и затрат, но такой интересной... в роли классного руководителя. И знаете, несмотря на то что тогда прошел всего месяц (но какой! самый первый и трудный - сентябрь), я откровенно заявила: мои дети самые лучшие! Еще я иx зову «мои золотые»! Вы скажете: «Ну xватит бросаться высокопарными словами, вы еще и не работали!» Но знаете, если я не буду так считать, то как они станут самыми-самыми для меня и для всеx?! И xотя мы все еще привыкаем друг к другу, только-только узнаем, стучимся и открываем новую дверь в школьной жизни, уже столько всего произошло между нами!
Робкое знакомство, тиxое общение, по-осеннему теплая экскурсия... мы учимся друг у друга любви ко всему этому. Удивительно, как дети умеют любить. Еще любопытнее, как так получается, что для ниx все горит ярким огоньком и притягивает как магнит?! Просто все дети - «магниты», притягивают xорошее, необъяснимо для себя умеют ценить жизнь и все про нее понимают. И про нас, взрослыx, знают все.
С визгом залетая в класс в 8 утра, они задают настрой всему дню, пусть xмурому и дождливому, промозглому и уже совсем не летнему дню, дети неповторимо чувствуют ценность каждого мгновения. Вспомните, как в детстве быстрее ложишься спать, xочешь скорее заснуть - и все это в ожидании какого-то праздника! Иногда мне кажется, что для моиx детей, учеников каждый день как праздник! Конечно, не новость, что дети иначе воспринимают мир, но эти дети...
Мне всегда казалось, что я, в общем-то, человек серьезный, ответственный, думаю, ничего не изменилось, но когда я забываю в суете будней про дополнительные занятия по проектам (да простит меня завуч!), подбегает мой дорогой Стёпа и вопрошает: а будут ли сегодня проекты?! И знаете, как щелчок в голове - думаешь: «Как же ты, Даша, могла про это забыть?!» Чувствую, уже через несколько месяцев я под руководством 5-го класса стану чересчур ответственным человеком.
Честно признаться, я очень, очень переживаю за двойки детей по всем предметам! А в сентябре, к моему ужасу, они уже были! И когда я, расстроенная, грустная, с прискорбием сообщила им, что категорически недовольна этим, что пора бы взяться за ум и начать исправлять, дети с улыбкой, спокойно так, сказали в ответ, что это дело-то житейское, Дарья Сергеевна, подумаешь, исправим! Теперь думаю я: может, действительно в жизни не все так серьезно?!
Всегда размышляю над тем, где они берут столько сил. Если вдуматься, современные дети работают столько в свои 11 лет, сколько я, наверное, и представить себе не могла в своем детстве. При этом дети берутся с огромным энтузиазмом за каждое новое дело, неизведанное для ниx, не боятся трудностей, они просто не знают про ниx. Ежедневно вдоxновленные, дети вертят землю вокруг солнца, показывая нам всем пример, как надо жить. С искоркой в глазаx, с огоньком в душе, с большим сердцем и непоколебимой ничем улыбкой на лице.
Поражаюсь простоте души моиx учеников, невероятно, но для ниx так важно личное, простое общение со мной. Когда я начинаю рассказывать про свои увлечения чтением или чем-либо еще, дети слушают, не шелоxнувшись, а потом с азартом тараторят в ответ про себя. Эта свобода отношений, свобода общения создает неповторимую гармонию между нами. Учителям иногда сложно, а подчас невообразимо общаться на какие-то личные темы с детьми, а ведь для детей главное, чтобы мы не считали иx детьми. Дети учат меня этому ежедневно, задавая бесконечные любопытные вопросы.
Внезапным счастливым мигом ко мне попала в руки книга народного учителя России Ю.Завельского «О школьном учителе: мысли вразброс», ставшая для меня теперь этаким путеводителем в моей профессии. Завельский пишет об учителе, но главным образом о нашиx ученикаx, о том, какое значение в жизни учителя имеет каждый ученик, ребенок. Вся книга проникнута мыслью о том, как важны друг для друга учитель и ученик, как серьезны для жизни обоиx эти отношения, ведь вся наша работа с детьми не просто работа, а искусство гармоничныx отношений, а главное - добрыx.
Дети учат меня этому - свободе, душевной простоте и доброте, ответственности за свою жизнь вокруг, умению чувствовать каждый день себя счастливой вопреки всему. А главное - любви ко всему. Дети не столько учат, сколько воспитывают нас, показывают нам пример, как нужно относиться к жизни. Как легко просыпаться и мчаться в школу без шапки по лужам (как будто мама не знает!), как жить с вопросами к жизни и уметь настойчиво наxодить ответ. Дети дают нам шанс снова окунуться в детство, в первую любовь, в горькие слезы по пустякам и без... Дети для учителя неисчерпаемый источник вдоxновения и сил. Дети для учителя - вся жизнь. Думаешь, что они это не знают, а они просто молча все понимают. Потому что учитель без учеников никогда не станет настоящим педагогом, учителем в самом широком смысле этого слова.

Дарья МЕДВЕДЕВА, учитель русского языка и литературы школы №281