Опыт самоизменения
В каждом человеке заложен ресурс этого самоизменения. Стоит только посмотреть на маленьких детей - каждый новый день они другие, чем были только вчера. Они меняют себя непрерывно, испытывая восторг от каждого нового события. Но потом что-то случается, естественный ресурс самоизменения исчерпывается, человек, взрослея, постепенно приобретает привычки, повторяет одни и те же схемы поведения, опасается неизвестности, скучнеет, деревенеет и мертвеет. Взрослый устает от изменения, он тянется к определенности, стабильности.
Беда школы в том, что она раньше времени превращает ребенка во взрослого, прежде всего физически, привязывая его к стулу на много часов, отучает его от радости непрерывного изменения. Но вместе с радостью уходит неутолимое любопытство, жажда познания, интерес к образованию. Счастливое исключение - педагоги, которые продолжают сами двигаться, менять себя. Дети со своим удивительным внутренним чутьем таких взрослых определяют безошибочно.
Кинематограф в переводе с греческого означает «двигопись, запись движения». Первое и главное свойство кино - это непрерывное движение (даже Бергсон определил движение как кинематографическую иллюзию, объясняя это тем, что мы не можем схватить движение непосредственно). В фильмах лучших режиссеров это движение многомерно: движение света и тени становится движением тончайших чувств, сменой состояний человека и его жизненного пространства, движением сюжета с неожиданными для зрителя поворотами, наконец, движением мысли автора. (Строго говоря, кино - это не просто зафиксированное на пленку или цифру движение, а только такое авторское высказывание, которое точно и тонко выстроено на разных уровнях киноязыка.) Попадая в кино, оказываясь перед экраном кинозала или компьютера, мы включаемся в поток движений всякого рода, с разнообразным темпом и ритмом, он захватывает нас. Кино - это источник непрерывного, не останавливающегося изменения. Поэтому кино так привлекательно для детей - оно возвращает им давно забытое и отнятое у них взрослыми ощущение радости от попадания в эпицентр, в водоворот, в самую суть жизни.
Помню себя в пятнадцать лет после просмотра в «Звездном» «Андрея Рублева». Это было что-то сногсшибательное. На улице ноябрьский вечер, дождь, лужи, холодно и ветрено. Но для меня мир был невероятно прекрасен, все это как-то соединилось в единую полифонию, которая раньше была мне совершенно незаметна. Я не могла остановиться, ходила по улицам до поздней ночи, потому что фильм продолжался и продолжался, он открыл для меня какое-то иное измерение происходящего. Промозгло и неуютно было и в фильме, и на улице. Но в фильме в этой промозглости как-то образовался русский Икар, «Троица», звонил колокол. Что было более реальным? Лужи или фильм? Это был удар, толчок, встреча с чем-то подлинным, что обличило какую-то ненастоящесть обыденной жизни. Фильм дал мне опыт проживания неизвестных раньше ощущений, чувств, состояний. Опыт того самого самоизменения, который позже стал затравкой для размышлений о творчестве, об искусстве, о нашей стране, о вещах, менее уловимых, а впоследствии - и основой принятия каких-то решений в моей жизни. Может, отчасти и из-за этого ноябрьского просмотра я теперь работаю в киноколледже. Но, конечно, не только из-за него. Много раз еще кино обращало (и до сих пор обращает) меня к возможности проживания иного опыта, которого недостает в моей жизни.
Дети стремятся к этой иной жизни, поэтому они любят кино совершенно беззаветно и безоговорочно (жаль, что так часто им подсовывают пустую обертку вместо конфеты).
Оно дает им шанс на иной опыт. Через кино можно вернуть детям интерес к образованию и радость самоизменения. Превратить двоечника в отличника. Это их изменение и есть наша профессия. Другое дело, что прежде них эту радость нужно вернуть нам самим.
Самый лучший способ проверить свою способность к самоизменению - смотреть кино вместе с детьми. Первое, что произойдет, - мы окажемся вместе, рядом с учеником, плечом к плечу перед экраном. Экран нас объединит, снимет разрыв, который образуется, когда педагог стоит против всего класса и что-то вещает. Смотря фильм, мы будем вместе посмеиваться или пугаться, у нас одновременно перехватит дыхание или даже навернутся слезы. Появится самое ценное для педагога - совместный опыт переживания чего-то нового вместе с учеником. За сто с лишним лет существования кинематографа снято такое количество интересных и замечательных фильмов, что по любой теме и проблеме - гуманитарной, социальной или естественно-научной - можно подобрать с десяток киношедевров. Причем каждый фильм даст какой-то особый, уникальный, неповторимый взгляд на интересующий вопрос, откроет и для нас, педагогов, что-то совсем неожиданное.
Теперь о том, как с учениками смотреть и обсуждать кино. Главное, что нужно сделать педагогу, - открыть ученику киноязык, который столь же сложен, как китайский язык или язык программирования. Кино притягивает детей, это правда, но они очень часто в него «проваливаются». Первое, чему предстоит научить ребенка, - не забывать себя во время просмотра, а наблюдать за своими чувствами и ощущениями в процессе восприятия фильма. С этого начинается вхождение в киноязык. Наша задача - обратить внимание ученика не только на тот или иной кадр, но и на то, как этот кадр воспринимает лично он, без оглядки на других зрителей или критиков. Что вызывает у него грусть, что - восторг, а что - раздражение. Впоследствии, уловив то или иное собственное чувство или ощущение, ученику обязательно нужно назвать его словом. С этим называнием дети испытывают большие сложности. Эмоциональное развитие ребенка - слабое место современной школы. Несмотря на то что величайшие научные и гуманитарные открытия рождались из предчувствий, интуитивных прозрений, даже снов (их совершали люди с тонко развитой сферой чувств), вся система образования построена на развитии интеллекта. В результате мы имеем недоразвитых взрослых, у которых весь спектр переживаемых чувств сводится к двум словам: «жесть» и «крутяк». Вопрос о том, какие чувства и ощущения вызывает тот или иной экранный образ, возвращает зрителя к миру его собственных чувств. Восприятие - тоже творчество, сколько зрителей, столько и интерпретаций фильма. Искусство - это область, где нет правильного ответа в отличие от ЕГЭ, впрочем, и в жизни часто приходится решать задачи без ответа. Поэтому, наблюдая за собственным восприятием, учась улавливать и называть свои чувства и ощущения, с каждым новым фильмом зритель (и ученик, и педагог) открывает и понимает себя, обнаруживает темы, которые его волнуют или приводят в восторг, слабые или сильные места в самом себе. Дальнейшее проникновение в киноязык строится на исследовании свойств и законов искусства и кинематографа, которые непосредственно связаны со свойствами человеческого сознания. Для любого человека (и подростка, и взрослого) это основной процесс - поиск и познание себя. Через такой поиск становится осмысленным все остальное образование, собираются в целое отдельные предметы, образуются связи между географией и математикой. Кино, по существу, и представляет собой такое зеркало, в котором мы, научившись его смотреть, можем разглядеть себя.

Ольга КЕРЗИНА, директор киноколледжа №40 «Московская международная киношкола»