сенний день показался удивительно теплым, несмотря на дождь и серое небо. «Снова Крым», - подумала я, вспоминая середину 90-х и любимые семейные поездки в Партенит. Вспоминались море, пляжи, мягкий климат и бесконечная радость нового путешествия. В мыслях было огромное желание заметить все видимые и невидимые перемены, произошедшие в Крыму за последнее время. Но основная тема поездки была совсем другой. Каждый участник семинара учителей, в котором я участвовала, имел определенное задание от своих школьных объединений: увидеть новое, современное и мощное настроение в работе учителей Крыма, способное увлечь любого современного учителя, которому доверено самое главное - обучение и воспитание детей. Как воспитывать так, чтобы, вспоминая классику, «не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»? Контекст крылатого выражения Павла Корчагина в великом произведении Н.А.Островского не был связан с проблемой воспитания, но каждый родитель и каждый учитель действительно опасаются, чтобы школьные годы каждого ребенка не прошли в преследовании только лишь учебных целей. Мечта каждого классного руководителя - воспитать личность с богатым внутренним миром, великодушного современного человека, патриота своей страны.
Основной целью стажировки учителей школ Москвы, прошедшей в Севастополе, было знакомство с уникальным опытом работы учителей Крыма в формировании гражданской позиции учащихся разных возрастных групп - от дошкольных учреждений до высших учебных заведений. Побывав на презентациях в детских садах, я увидела, что основным лозунгом в работе с детьми стал лозунг «Мы любим всех детей». Исторические особенности и мультикультурная среда Крыма предполагают воспитание детей в традициях уважения к многонациональной культуре Крыма, этот подход к воспитанию нравственно здорового общества дает прекрасные результаты. Уже сейчас в возрасте 3-6 лет, а именно такие возрастные группы были представлены в детских садах №120 и №127, дети знают свои исторические корни и гордятся тем, что живут в городе-герое. Севастополь - уникальный город, в котором важные исторические места находятся практически повсюду. Если ты гуляешь по Приморскому бульвару, то можно закрыть глаза и, повернувшись в любом направлении, обязательно увидеть либо исторический памятник, либо мемориальную доску на фасаде здания, либо памятное место, так или иначе связанное со славной историей города. Интеграция регионального компонента в содержании курса отечественной истории - одно из приоритетных направлений в технологиях реализации курса «Севастополеведение» в современной школе Крыма. Авторская презентация учителя истории В.Богатиковой продемонстрировала учебные пособия по истории Крыма и Севастополя в рамках задачи патриотического воспитания школьников. Презентация школы-гимназии №8 и лекция «Плюралистический диалог как средство формирования у школьников установки на неконфронтационную солидарность в общении» показали не только высокий уровень адаптации учащихся к многонациональному обществу, но и возможность самореализации в таком обществе, основанном на принципах гуманизма и взаимоуважения. Тема «Этносоциализация молодежи как фактор стабильного социального развития региона» актуальна для молодежи и в высшем учебном заведении. В этой возрастной группе были даны примеры работы с молодежью, показана роль музейной и туристической деятельности в системе патриотического воспитания и школьные музеи в школе №47 в селе Орлиное. Роль театральной деятельности в системе патриотического воспитания была продемонстрирована на примере учебной деятельности студентов литературного и исторического факультетов СевГУ. Литературно-музыкальная композиция, показанная студентами университета, продемонстрировала глубину понимания темы патриотизма, способность транслировать тему другим учащимся.
Увидев бесконечное чувство патриотизма и любви к детям у наших крымских коллег, мы с новой силой и радостью ощущаем себя гражданами великой России и участниками процесса воспитания нового поколения патриотов.
Виктория ЗАМОЛОЦКАЯ, учитель английского языка гимназии №1503