Если спросить образованного человека, как стать актером кино, то он скорее всего ответит: «Поступайте во ВГИК». То же самое он посоветует, если спросить, как стать режиссером, оператором или художником по костюмам. Высочайший уровень мастерства, на котором находится отечественный кинематограф, требует профессионального обучения каждого человека, решившего связать свою судьбу с «фабрикой грез», иначе получится сделать только что-то невнятное, любительское, спорное, одним словом, не шедевр. Но как узнать: правилен ли выбор той или иной профессии в кинематографе? Как понять, мое это кино или не мое. Неужели для этого следует окончить ВГИК, потерять время, разочароваться, занять чье-то место? Да и поступить во ВГИК совсем непросто...
В Москве огромное внимание уделяют развитию дополнительного образования для подростков и взрослых. Столица обладает значительным преимуществом перед другими городами России, поскольку в ней сосредоточены опытные педагогические кадры, ведут многочисленные методические разработки, проводят тщательный мониторинг потребности в специалистах и в целом уделяют повышенное внимание образованию. Относительно компактное размещение нескольких миллионов горожан и приезжих позволяет предложить гигантский набор услуг в области дополнительного образования. Надо только как следует осмотреться по сторонам.
Иногда не нужно даже искать профессионалов дополнительного образования. Много, очень много можно сделать самостоятельно, было бы желание добиться искомого и была бы готовность работать не покладая рук.
В Москве есть Образовательный комплекс дизайна и технологий (ОКДиТ), а в состав комплекса входит в качестве структурного подразделения бывшая школа №813, в этом подразделении работает Светлана Николаева, считающая, что широкий кругозор и развитие креативных способностей учащимся не повредят. Почему бы им не создавать свое кино, пусть даже оно никогда не получит «Оскара»? Почему бы ребятам не окунуться в мир создания новостных передач и тематических программ для своего, школьного, телевидения? Не надо готовить из школьников профессионалов для «Останкино». Пусть они своими руками попробуют еще одну профессию. Пусть увидят себя на экране. Пусть еще чуть-чуть расширится их кругозор. Даже если это и не пригодится в жизни, то не помешает - это точно.
Любая большая и ответственная работа начинается с создания команды единомышленников. Весной прошлого года были отобраны первые кандидаты в команду. Дело для них было новое, увлекательное, незнакомое, а следовательно, первое, что надо было сделать, - это защитить лоб, так как предстояло набить много шишек, прежде чем будет получен желанный результат.
В числе первых к команде присоединилась Маргарита Передкова, или просто Рита. Ей с раннего детства не давала покоя журналистика. Почему? Творческая профессия, способная повести за собой людей, что-то раскрыть, где-то дать оценку... Да мало ли? Тем более что девочка вела активный образ жизни на протяжении всего времени обучения в школе: участвовала в самодеятельности на Новый год, на 8 Марта, на 1 апреля... Постепенно сформировалась идея освещать ученическую жизнь так, чтобы всем было интересно.
Сначала Рита опробовала силы в школьной газете, в которой освещали достаточно серьезные мероприятия школьной жизни: предметные недели (неделя по истории, неделя по обществознанию). На следующем этапе возникла идея освещать новости по школьному радио. И наконец кульминация - создать школьное телевидение. Идея интересная, сразу захотелось попробовать свои силы в новом деле в качестве одного из ведущих.
В марте 2015 года первые шаги сделали первопроходцы. Маргарита стала ведущей, ей это понравилось. Специального образования у нее не было и нет, но было большое желание попробовать свои силы. Училась самостоятельно, наблюдая за телевизионными дикторами, ведущими новости, искала учебные материалы (как правильно себя вести перед камерой) в Интернете. Подруги считают, что эксперимент удался, хотя было непросто, впрочем, как и всем. Может быть, у профессионалов и возникнут претензии, но, на наш школьный взгляд, очень неплохо, и ребятам нравится.
Программы телестудии выходят в эфир раз в неделю или раз в две недели. Показывают их на переменках, поэтому хронометраж программы предусматривает размер не более 10-15 минут. Впрочем, иногда ребята выпускали праздничные выпуски, а они длятся дольше, чем обычно. Пока сил хватает только на освещение событий в своем структурном подразделении: что произойдет вскоре или что уже произошло, например освещение предметных недель. Недавно прошли несколько предметных недель, связанных с естественными науками и... физкультурой. Проведение этих мероприятий нашло отклик на экране в холле структурного подразделения. Все, что происходит с учениками, находит свое отражение на фото и видео, позже используется для создания новостных и тематических роликов. Текстовую часть передач создают участники проекта и руководитель Светлана Николаева, которая исподволь, ненавязчиво направляет усилия ребят на достижение максимального результата. Часть информации и фотографий она выкладывала на официальный сайт ОКДиТ.
Соответственно и передачи прокручивают в первую очередь в своем структурном подразделении. Но есть желание привлечь к этому делу и других ребят, из других подразделений, осуществлять обмен программами. В марте прошлого учебного года выпустили восемь программ, в этом году передач было подготовлено всего две - к Дню знаний и к Дню учителя, но обе передачи были очень большими по сравнению с предыдущими. Кроме того, ребята показывали свою работу (фотографии победителей) на линейках, а также на конкурсе зарядок и конкурсе чтецов. По утрам на экране в холле крутится зарядка победителей.
Нельзя не отметить телевизионные рубрики «Интересные люди» и «Знаменательные даты». В первом случае ребята берут интервью у школьных спортсменов и других учеников, достигших каких-либо высот в разных сферах деятельности, а во втором в эфир выпускают передачи об интересных датах, включая День защиты детей, День борьбы с курением. Зрители обязательно получают историческую справку: что, где, когда, почему и зачем, рубрики отобраны по интересам участников проекта, каждый из ребят собирает информацию, которая была бы интересна другим ученикам. Эти материалы размещают затем на официальном сайте учебного заведения, герои программ имеют возможность показать, например, интервью своим родственникам и друзьям в разделах сайта «Фотогалерея» и «Видеотека», этой возможностью они не пренебрегают. Масштабы этой деятельности пока сравнительно невелики, но ребята стараются изо всех сил, в ближайшей перспективе можно ожидать развития и укрепления школьного телевидения.
Александра Каминских тоже ведущая школьного телеканала. В свое время она серьезно подумывала о том, чтобы связать свою судьбу с журналистикой, но в последнее время сердце склоняется к менеджменту. Впрочем, одно другому не мешает - ни одному менеджеру на свете еще ни разу не помешало умение связно выражать свои мысли. Несмотря на то что пройдена уже половина учебы в 11-м классе, Александра пока не определилась с тем, куда будет поступать. Привычка подходить ко всему ответственно диктует потребность отложить решение до сдачи ЕГЭ. Однако опыт участия в создании новостных программ на школьном телевидении в любом случае не повредит. Как же непросто было привыкать к выступлениям на публике: вести передачу, рассказывать стихотворение на сцене перед полным залом! Сейчас стало легче - привычка. Теперь она не только выступает в качестве ведущей в новостных программах, но и ведет различные праздничные мероприятия. Само по себе участие в таких мероприятиях интересно. При этом роль ведущей помогает развивать в себе чувство уверенности, помогает удерживать внимание аудитории. Чуть меньше опыта у шестиклассницы Зарангиз Абдурахмановой. Учителя говорят: «Шестой класс - самый трудный...» Свое призвание Зарангиз ощущает в стремлении добиваться справедливости, поэтому хочет стать юристом. Потом, в будущем. Или «по крайней мере людей спасать...». Вот только говорят, что иногда недовольные клиенты мстят юристам... К этому пока не готова... У Зарангиз почти нет свободного времени: она ходит на танцы (хип-хоп и хаус), изучает иностранные языки, но не забывает свою главную обязанность - хорошо учиться в школе. Любит сниматься на видео, но... не любит фотографироваться (?!), потому что видео позволяет человеку продемонстрировать частицу самого себя, а фото... «Что фото... Это миг, в котором сложно разглядеть сущность человека», - говорит она, задумчиво устремив взгляд куда-то в сторону вверх, в будущее, что ли...». Есть у нее склонность к репортерской работе. Зарангиз любит рассказывать людям о чем угодно, только чтобы было интересно. Если день выдался неудачным и интересного немного, то рассказывает обо всем, что произошло. В первую очередь каждый день рассказывает обо всем маме - самому благодарному слушателю. Любимый рабочий инструмент Зарангиз - диктофон. Любимый журналистский жанр - интервью. Жанр сложный, но девочка об этом не знает (она же не профессиональный журналист), поэтому неудачи не боится. Ведь всем известно, что самое сложное в работе тележурналиста не рассмеяться от смущения прямо в кадре.
Начинается работа очень грамотно и профессионально - собирается кучка участниц и выбирают жертву... Простите, интервьюируемого. Помните «сначала было слово»? Сначала пишут сценарий. Хороший, качественный сценарий, который чуть позднее почти полностью уходит в мусорную корзину. И так несколько раз. Редактируют от души каждую фразу, каждое слово, каждую запятую. Полученный результат правят, еще правят, «рихтуют» (где мой молоток?), «вымачивают в воде», «сушат», рвут на куски, комкают и... вновь выбрасывают в корзину. В эфир может пойти только действительно стоящий, хорошо отработанный, можно сказать, вымученный продукт.
После окончания мук творчества кто-то из творцов отправляется к отобранному на совете счастливчику и задает ему один за другим все выстраданные вопросы. Интервьюируемый глубоко задумывается. Он-то муки творчества не ведал, сценарий не корежил, а потому и подготовка у него послабее будет. Приходится тормошить, помогать, тянуть и толкать, в общем, брать интервью как положено. Дубль за дублем. Вопрос за вопросом. Шаг за шагом. Трудозатраты вполне сравнимы с охотой на мамонта, хотя во второй раз с этим же человеком работать несравненно легче. Все мы учимся. И все же каждое интервью приносит волнение, пусть не такое парализующее, как раньше. Но все равно легко обмишулиться и сказать, например, Юлий вместо Юрий. Видимо, трепетное волнение - своего рода дань уважения к труду репортера. А если бы вы знали, как трудно на первых порах сдержать смех смущения в ходе интервью...
Выстраданные диктофонные записи передают однокласснику Максиму Чалову, который дальше берет бубен... (прошу прощения!), садится за компьютер и колдует над компоновкой выпуска. Совместно с руководителем телевизионной группы Светланой Анатольевной Максим редактирует (обрезает) записи интервью, отбрасывая от будущего шедевра все лишнее и становясь тем, кого в журналистике называют свежей головой. Кульминацией проекта становится монтаж. При монтаже готового материала перед Светланой Анатольевной открывают новые горизонты в нелегком, но полезном и любимом деле изменения сценария. Но это секрет.
Еще одна ведущая - Юлия Козорез - лучшая подруга Зарангиз аж с первого класса. Дружат, вместе выступают, вместе занимаются танцами. У обеих чертики в глазах и неуемная радость активной жизни, когда солнце светит ярко-ярко, а все деревья большие-пребольшие, и все-все будет хорошо, и хочется успеть повсюду завтра, а лучше сейчас. В школьное телевидение обе пришли по приглашению Светланы Анатольевны, потому что это просто здорово. Юля любит фотографировать больше, чем снимать видео. Рабочий инструмент - телефон. Кем бы хотела стать? Она очень любит танцевать. Однако сейчас Юля сознательно ограничивает танцы, чтобы не повредить учебе, ведь в шестом, говорят, надо будет сдавать английский язык... Это важно.
Большущая проблема, стоящая перед Юлей, как, впрочем, и перед любой шестиклассницей, - она все еще не определилась с будущей профессией. Надо что-то делать, ведь время неумолимо идет к окончанию школы. А можно работать журналистом, если получил какую-то другую специальность?
Важные мероприятия находят свое отражение не только на экране, но их постоянно дублируют в школьной газете. Здесь тоже важная роль принадлежит юным работницам школьного телевидения. Кому, как не им, поднаторевшим в подаче новостей и рассказе обо всем интересном, зафиксировать на полосах стенной газеты то, что было в передаче? На недавно прошедшей неделе литературы, например, девочки выпустили тематический номер газеты, посвященный Сергею Есенину. Творчество и биография поэта заслуживают того, чтобы о нем помнили следующие поколения, чтобы читали его произведения, чтобы через стихи подростки лучше и тоньше чувствовали ритм жизни своей страны.
В передачах школьного телевидения и на полосах школьной газеты также находят свое отражение вопросы патриотического воспитания. Весь коллектив школы принимал участие в подготовке и проведении празднования 70-летия Великой Победы. В гости к ребятам пришли ветераны, которые поделились своим опытом, а школьники в свою очередь показали концерт самодеятельности. Кто-то выступал, кто-то был ведущим, кто-то снимал - праздник прошел через умы и сердца каждого из ребят. Иначе и быть не могло - они последнее поколение, которое может поговорить с ветеранами и послушать ветеранов. И такие мероприятия не могут не найти своего отражения в творчестве школьных телевизионщиков.
Хорошая идея создания собственного телевидения витала в воздухе школы №813 давно, интерес у ребят был, но дело сдвинулось с мертвой точки только тогда, когда школа вошла в качестве структурного подразделения в Образовательный комплекс дизайна и технологий, а сам комплекс возглавила Екатерина Чистова. Имея богатый опыт общения с увлеченной детворой, накопленный еще в бытность директором парка «Усадьба Трубецких в Хамовниках», где ежедневно работало множество кружков, понимая, что учение - хорошо, а учение с увлечением - лучше, она оценила инициативу Светланы Анатольевны Николаевой и ее команды жизнелюбов, оказала их начинаниям полную поддержку. У созданной телевизионной группы появилась съемочная аппаратура: камера, штатив, то есть все то оборудование, которое необходимо неравнодушным людям для того, чтобы заниматься творческим процессом всерьез и долго. В холле на первом этаже была повешена огромная панель. Творческие начинания, инновационные идеи руководство поддерживает на ура. Одним словом, после объединения школы с колледжем и создания ОКДиТ возможности реализации интересных для детей идей значительно расширились.
У учеников школы такой поворот событий вызвал неподдельный интерес, хотя инертное большинство все еще переминалось с ноги на ногу, чесало пятерней в затылке, смущенно ухмылялось: «Ну не-ет, это вы без меня...» и исподволь следило за развитием событий. Момент истины наступил после первых передач, отснятых, смонтированных, показанных на переменках и вызвавших огромный интерес. Народ валом повалил «в кино». Школьники рвались стать если не корреспондентом или оператором, то хотя бы героем очередного интервью или репортажа. Конечно, ажиотаж был не сравним с фотографиями тридцатых годов прошлого столетия, где изображены колонны школьников, идущие под развернутым транспарантом «Мы идем смотреть Чапаева!». Но все же...
Теперь Светлана Николаева могла выбирать: «А как у тебя с учебой? Что же это ты столько ошибок в тексте делаешь?» Расцвела семейственность в хорошем смысле слова. Брат Александры Каминских, учащийся восьмого класса, стал в телевизионной группе оператором и снимает теперь новостной контент. Как попал? Узнал от сестры, доказал, что интерес этот надолго, примкнул к группе и работает всерьез. Не гонят, наоборот...
Новости, созданные учениками, стали популярны и в других структурных подразделениях ОКДиТ. Учащиеся собираются у экранов в определенное расписанием время и с интересом смотрят, как сами новости, так и работу ведущих, которые «смотри-смотри, совсем как настоящие». Отдельно надо сказать, что никто никого не обязывает собираться на эти просмотры. Это интересно, а потому подростки в назначенное время выпуска очередных новостей собираются исключительно по собственному желанию. У экрана ребята напоминают болельщиков, пришедших поддержать своих друзей - героев репортажа. А вы сами-то в каком возрасте попали на экран телевизора в первый раз?
Ради усиления и без того мощного эффекта воздействия на аудиторию авторы сценариев предусматривают в конце передачи краткую информацию из разных сфер жизни и деятельности, прямо не относящихся к собственной школьной жизни. Сегодня, например, дадут совет о том, как правильно воспитывать собак, а через неделю подготовят интересные факты о цветах. Очень приятно учащимся ОКДиТ принять поздравления, например, со своим днем рождения. Все делают вполне серьезно, даже с показом фотографии именинника. И когда некоторые ребята ленятся предоставить свою фотографию, то телевизионщики обыскивают Интернет, чтобы найти фото в социальных сетях.
Любопытно отметить совпадение: в семьях у всех четверых ведущих школьной телестудии родители целиком и полностью поддерживают увлечения своих детей. Александра уверена, что родители настолько доверяют ее способности принять рациональное решение, что не будут вмешиваться в выбор будущей профессии и ругать по поводу сделанного выбора. Они скорее посоветуют те или иные шаги, дадут недостающую информацию, но окончательное решение оставят дочери. Видимо, доверие родителей к детям помогает формировать у молодежи чувство ответственности за свои поступки и способствует более раннему осознанию себя как личности, что имеет большое значение в творческих профессиях.
В планах студии - привлечение к своей работе добровольцев из других подразделений ОКДиТ, освоение съемки несколькими камерами и монтажа сюжетов, снятых несколькими камерами, создание сценариев и съемка игровых сцен. Так постепенно ребята приближаются к важнейшему из искусств. Однако время меняет все, включая кинематограф. Вспомните, сначала зрители смотрели немое кино под музыку таперов, затем кино стало звуковым, но черно-белым, еще позже появилось цветное кино, потом оно стало широкоэкранным, стерео, 3D... Каждый раз скептики предрекали кинематографу гибель в связи с потерей аутентичности или «души». Но кино переживало один за другим все фатальные прогнозы. В свое время даже видео и телевидение не смогли победить кинематограф в конкурентной борьбе, а сейчас им самим пророчат скорую гибель в связи с появлением интернет-технологий. Многие «всепропальщики» предрекают, что уже наши внуки не увидят телевидение в нынешнем виде, а будут жить в эпоху узкополосного телевещания по Интернету. Если это правда, то уже сегодня энтузиасты узкополосного ТВ, сами того не зная, делают первые шаги в будущее, где ни одно из искусств не исчезнет, но где оно дополнит собой другие виды искусства. И не исключено, что через полтора десятка лет сегодняшние ученицы сделают свой выбор в пользу профессии телеведущего корпоративного канала телевещания.