Александр ДОБРЯКОВ, директор Московского центра технологической модернизации образования:

Всю совокупность инструментов и механизмов, которые есть сегодня, можно назвать двумя словами - «Открытый департамент».
Главный инструмент «Открытого департамента» - сайт Департамента образования Москвы, на котором есть точки входа во все информационные сервисы и проекты.
Официальный сайт также точка коммуникации с участниками образовательного процесса. Там можно задать вопросы, получить ответы, посмотреть ранее задаваемые вопросы.
Другой важный инструмент - портал видеотрансляций Департамента образования. Вход на него тоже находится на сайте департамента. На этом портале расположены ссылки на значительное количество тематических открытых трансляций, которые проводит Департамент образования. Они идут в прямом эфире, затем их выкладывают в записи. Каждый четверг в 16.30 проходит селектор Департамента образования, который всегда транслируют напрямую в Интернет и который смотрят не только столичные директора и педагоги образовательных организаций, но и жители Москвы, других регионов и даже стран, мы знаем, что даже те люди, что находятся в отпусках, продолжают интересоваться тем, что же происходит на этом ресурсе. В ходе трансляции директора и педагоги могут задать свои вопросы, дать интересную информацию и даже ответ по тому или иному поводу.
11 сентября 2015 года заработал московский образовательный интернет-телеканал mosobr.tv, на него можно зайти с сайта департамента или с сайта любой школы. Все могут стать зрителями, а при желании и участниками, потому что здесь есть форма обратной связи, каждый может делать свои предложения и быть автором передач.
Очень интересный проект - сайт фестиваля «Эстафета межрайонных советов» «Наши общие возможности - наши общие результаты». На сайт (estafeta.mcko.ru) тоже можно зайти с сайта департамента. Каждую неделю на сайте появляются новые ролики, зрители могут также увидеть видеозаписи о том, как проходят фестивали, проголосовать за понравившийся ролик.
Кстати, через сайт департамента можно связываться со всеми представителями системы, в том числе там есть контакты всех директоров межрайонных советов.
Есть интересный ресурс поиска образовательных учреждений, позволяющий найти школу по программе, адресу.
Технологии активно развиваются, вслед за ними развиваются и наши сервисы. Все больше школы используют технологии видео-конференц-связи для обеспечения проведения родительских собраний и взаимодействия между педагогами, администрацией и родителями.
Думаю, что эта тенденция и дальше будет усиливаться и сервисы, связанные с коммуникациями, будут все шире проникать.
Все сайты департамента - часть большой системы Правительства Москвы, часть официального портала mos.ru, где можно узнать дополнительную информацию об образовании Москвы, посмотреть, как записать ребенка в школу, как узнать результаты ЕГЭ. Все эти сервисы обеспечивает портал госуслуг Москвы, где можно получить конкретные услуги.
На сайте департамента находятся ссылки на «Активного гражданина» и краудсорсинговый проект Правительства Москвы. Таким образом, инструменты, которые обеспечивают открытость системы образования, тесно связаны с инструментами, обеспечивающими открытость города в целом.

Валерий РОДИОНОВ, директор гимназии №1562 имени Артема Боровика:

Открытая для всех жителей система в первую очередь предназначена для наших родителей, для тех, чьи дети уже обучаются, и для тех, кто еще подбирает то, что они хотели бы получить для своих детей.
Наша гимназия существует уже 15-й год, и раньше количество посетителей, родителей, приходящих в школы для решения своих вопросов, было значительно больше. Мы всегда были открыты для приема и разговора. Двери директора и его заместителя не закрывали никогда. Мы вместе с родителями всегда находили решения. Сегодня все иначе. Родителям не приходится задавать много вопросов. Вся система информации позволяет четко определиться с тем, что они хотят и что могут получить. Кроме того, мы перешли на общение через электронные системы («Вопрос к директору») с учетом тех пожеланий, которые нам присылают.
Много лет у нас существует такая форма, как день открытых дверей, когда в большом зале находятся все наши педагоги, родитель может подойти к любому из них и обсудить важные вопросы. Сегодня с каждым разом желающих очной встречи все меньше, потому что они уже получают максимально возможную информацию и через электронный журнал, и через систему электронного общения с педагогами.
Вся информационная система сегодня стала фактором мотивации для всех. Очень открыты и понятны результаты ребенка для мамы и папы. Каждый родитель может оценить среду, созданную в школе. Все это детализирует оценку. Хотят ли родители языкового обучения? Хотят ли они, чтобы ребенок во второй половине дня мог заниматься спортом? Все эти вопросы и ответы на них формируют общественное мнение. Сегодня наши образовательные комплексы - это еще и социальные комплексы, которые решают общественные задачи. Для нас важен приход ребенка в школу, то есть выбор семьи. Сама процедура записи в первый класс сегодня организована в электронном виде, информация открыта. У родителей есть право записаться как в базовую школу, то есть ближайшую к месту проживания, так и параллельно (система позволяет) записаться в любую школу Москвы. Поэтому традиционно идет сначала зачисление детей по базовому списку, а затем уже по дополнительному, например, в прошлом году наша гимназия набрала 200 с лишним детей, среди которых 130 по базовому списку и более 80 по дополнительному.
Конечно, очень важно, в какой мере к такой работе готов педагог. Учитель сегодня - это человек, который должен формировать у ребенка желание учиться.
Ребенок живет в информационном поле, где его важно научить искать. Педагог должен формировать у ребенка навыки самообразования, развития, способности учиться всю жизнь, уметь контактировать с окружающими. Его роль - заинтересовать, увлечь, помочь ребенку определить направление и получить умение повседневно обучаться.
Поэтому сегодня педагогический состав непрерывно обучается и повышает квалификацию.


Татьяна МАЙ, директор школы №1987:

Сегодня московская школа стала престижной, доступной, прозрачной, родители стали доверять школам в шаговой доступности. Они понимают, что система стала единой от дошкольного образования до вуза.
Благодаря реформам Правительства Москвы и Департамента образования наша школа сегодня имеет в своей структуре 3 дошкольных отделения и две школы численностью 1700 обучающихся и воспитанников. С 2010 года мы вступили в проект «Универсальная электронная карта», который был создан Правительством Москвы, Департаментом образования и Департаментом информационных технологий. Реализация проекта прошла успешно, и на сегодняшний день «Универсальную электронную карту» - проход и питание - имеет каждая школа. В первую очередь важно, что с помощью карты можно проводить безналичный расчет питания и учитывать проход в учреждение, когда родитель получает sms-оповещение о том, когда ребенок вошел и вышел из школы.
Во всех образовательных организациях внедрен проект «Школа новых технологий», который реализовал все информационные ресурсы, которые только возможны. В первую очередь это общение с родителями и преподавателями посредством видеоконференций, видеосвязи; это видеокамеры по периметру связи и внутри помещений, единый документооборот. Электронные карты, электронные дневники тоже можно увидеть на образовательном ресурсе.
Ресурсы, которыми теперь владеет школа, способствуют тому, что все участники образовательного процесса - родители, учащиеся и преподаватели - оценили преимущество прозрачности.