Отечественные фильмы - в народ
Впрочем, долго ли, коротко ли голливудская сказка сказывалась, а пришло-таки время по своим сусекам скрести да собственные предметы киноискусства изготавливать. Эта мысль вытекает из указа Президента РФ Владимира Путина, согласно которому наступившему 2016 году присвоен статус Года кино. Правительству России поручено создать оргкомитет по проведению Года кино, а оргкомитет в свою очередь должен разработать и утвердить план основных мероприятий.
Примерный список дел озвучил на IV Санкт-Петербургском культурном форуме министр культуры Владимир Мединский. В частности, он заявил, что на ВДНХ в ближайшее время будет создан московский Музей кино. Министр подчеркнул, что планируется открыть не просто музей, а центр пропаганды российского кино, где помимо выставочной экспозиции будут работать несколько залов для кинопоказов.
Также в наступившем году будет завершен процесс реорганизации киностудии имени Горького. Своего развития ждет и киностудия «Мосфильм», а студия «Союзмультфильм» переедет в отдельное здание на улице Академика Королева. По словам Владимира Мединского, в Год кино запланировано много мероприятий, ключевые из которых - «Ночь кино» и «День российского кино».
В рамках проекта кинофикации средних и малых российских городов из бюджета будет выделено 1,5 миллиарда рублей. Фонд кино в начале декабря объявил о старте конкурса на поддержку новых кинозалов в средних и малых городах России. Только на этот проект запланировано 700 миллионов рублей. При этом министр культуры выразил надежду, что в 2016 году Фонд кино просубсидирует на возвратной основе открытие новых кинозалов и в больших городах. Как отметил Владимир Мединский, в настоящее время в стране немногим более 3,5 тысячи современных кинозалов, в то время как в Америке их 35 тысяч. В России производится хорошее кино, но отсутствует возможность его показать, а те кинозалы, что имеются, забиты в основном голливудскими фильмами.
И тут с министром не поспоришь, достаточно взглянуть на данные кассовых сборов, чтобы понять, какое кино выбирает наш зритель: ни одна российская лента не попала в первую десятку самых посещаемых фильмов 2015 года. Лучший показатель у нашего анимационного фильма «Три богатыря: Ход конем», который занял 12-е место по объему общих сборов. Впрочем, радует то, что при бюджете в три с половиной миллиона долларов очередная серия «богатырской саги» собрала в СНГ более 17 миллионов, тем самым принеся своим создателям практически пятикратную прибыль.
Однако не лучшее положение дел в российской киноотрасли связано с целым рядом факторов, и одним Годом кино этот гордиев узел не перерубить. Например, как заметил первый заместитель председателя правления Союза кинематографистов РФ Олег Иванов, одно лишь официальное объявление Года кино вряд ли скажется на улучшении качества российской кинопродукции. Хотя, как тут же поправил себя представитель СК РФ, кино вообще нельзя судить категориями «хорошее-плохое», потому что оно такое, какое есть - разное.

Молодым и карты в руки
К одной из основных проблем в отечественной киноотрасли специалисты отнесли сложности при подготовке кадров для киноиндустрии. Недаром на IV Санкт-Петербургском культурном форуме этой теме была посвящена конференция, которая так и называлась: «Кинообразование: проблемы и перспективы развития».
Как пояснил ректор Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения Александр Евменов, современный кинематограф остро нуждается не только в специалистах творческих направлений, но и в тех, кто обслуживает кинопроцесс: в инженерах, экономистах, юристах и т. д. А еще больше киноиндустрии нужны талантливые, умные организаторы, которые совмещают в себе экономические, технические и творческие знания, то есть речь идет о продюсерах. Это, по сути, универсалы, умеющие просчитать будущую востребованность фильма, расходы на его производство и доходы, полученные от проката.
В то же время условия подготовки будущих профессионалов в киновузах значительно отличаются от тех требований, которые предъявляют молодым специалистам. У ребят мало производственной практики, хотя, по сути, уже на 2-м курсе они должны работать над реальными проектами, чтобы постигать все нюансы выбранной специальности изнутри. А для этого необходимо создание так называемых учебно-производственных холдингов. Также, по мнению генерального продюсера кинокомпании «Гамма-продакшн» Виктора Будилова, нужно давать возможность дебютным фильмам выходить на большой экран. Пусть их будет немного, но именно дебюты и позволяют разглядеть будущих звезд. Так, к примеру, было во Франции, где с 1958 по 1962 год правительство профинансировало более 140 дебютных фильмов, 97 из которых показали французскому зрителю. Надо ли говорить, что среди студентов-дебютантов были Жан-Люк Годар, Ален Рене, Франсуа Трюффо.

Без любви все ложь
Все эти трудности, безусловно, преодолимы. В конце концов можно найти заботливых социальных партнеров, которые обеспечат студентов совершенной киноаппаратурой, и заключить договор с киностудией, куда студенты могли бы приходить на практику. Другое дело нематериальная сторона вопроса: каким должно быть российское кино, куда оно должно двигаться, в каком направлении развиваться? Уходят мэтры, Художники с большой буквы, чьи фильмы, несмотря на годы, не стареют и не приедаются. Картинам нового поколения до статуса шедевра пока далеко. Угадать, понять, почувствовать, что полюбит российский зритель и кого он возведет на пьедестал славы, наверное, невозможно, даже если ты продюсер семи пядей во лбу. Может, поэтому любому из новоявленных творцов нужно взять за ориентир слова, произнесенные как-то Никитой Михалковым. Человек, к чьему творчеству можно относиться по-разному, но чей колоссальный опыт, конечно же, бесценен, сказал, что можно снимать серьезное, жесткое и даже жестокое кино, насыщать его супертехноновинками, приглашать самых ярких звезд, но если оно будет сделано без любви к тому человеку, кто сидит в зале и ходит рядом с тобой по улице, это будет ложь.

Мнение

Анастасия МЕЛЬНИКОВА, заслуженная артистка России:

- Я очень надеюсь, что в Год кино изменится финансирование отрасли. Да, сейчас в стране из-за экономического положения все усложнилось, но, возможно, удастся найти средства как на приостановленные проекты, так и на поддержку индустрии в целом. Ведь в кино чем больше денег, тем лучше, хотя понятно, что будут расставлены приоритеты.
С нашим кинематографом, на мой взгляд, все хорошо, у нас удивительно талантливые, одаренные люди, которые хотят работать.
Я всегда сначала рассуждаю как мама, а потом уже как актриса, и то, что сегодня резко сокращено производство фильмов, меня как родителя сильно тревожит. Мне бы хотелось, чтобы наши дети видели больше хороших российских картин. Сейчас мы с дочерью в основном смотрим мультфильмы, и нужно признать, что они у нас просто замечательные. Взять все фильмы киностудии «Мельница» - это просто фантастика по уровню юмора, деликатности и добра. В них взрослая философия подается через призму детского восприятия. Это действительно прекрасные работы.
Во взрослом кино тоже снимается очень много достойных картин, но при этом мы понимаем, что должны производиться и коммерческие истории, которые будут «кормить» производство серьезных художественных фильмов и позволят коллегам-актерам просто выживать, ведь зарплаты в театрах катастрофически низкие.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург