- Феодосия Васильевна, какова роль дополнительного образования для развития современных детей?
- Важность и значение дополнительного образования для будущего учащихся трудно переоценить. Школа предоставляет им возможность заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой в соответствии со своими желаниями, интересами. Именно благодаря этой системе дети развивают свои способности и таланты, выбирают будущую профессию.
- Как бы вы охарактеризовали состояние системы дополнительного образования в республике?
- В этом учебном году действуют 227 организаций допобразования. В них занимаются 98787 детей (73,0% от общего количества школьников). В последнее время растет количество программ по художественному, естественно-научному, техническому направлениям. Сегодняшние школьники с удовольствием посещают кружки по робототехнике, бизнес-проектированию, журналистике, детскому туризму. Особое внимание уделяется детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, и детям с ограниченными возможностями здоровья. C 2014 года развивается сектор негосударственных организаций. Таковых сегодня 30 с охватом 1141 ребенка.
- В связи с чем было принято решение о проведении Года дополнительного образования?
- Актуальность объявления Года дополнительного образования детей в нашей республике исходит из идей Концепции развития дополнительного образования детей на период до 2020 года. Президентом России Владимиром Путиным в Послании Федеральному Собранию 3 декабря 2015 года сказано, что школьникам нужны «возможности для творчества, занятий спортом, дополнительного образования. Нужно взять все самое лучшее, что было в прежних дворцах пионеров, кружках юных техников и так далее, построить работу на принципиально новой основе с участием и бизнеса, и высших учебных заведений, университетов. ...Российскую школу, дополнительное и профессиональное образование, поддержку детского творчества нужно настроить на будущее страны, на запросы как людей, молодых людей в данном случае, так и на запросы экономики, имея в виду перспективы ее развития...».
И на II Всероссийском съезде педагогов дополнительного образования еще раз было отмечено: дополнительное образование - важный фактор повышения социальной стабильности и справедливости в обществе, создания условий для успешности каждого ребенка независимо от его места жительства и социально-экономического статуса семей.
- Каковы приоритетные направления деятельности в наступающем году?
- Реализация концепции Года дополнительного образования будет идти по шести направлениям, остановлюсь на некоторых основных. Во-первых, совершенствование нормативного правового регулирования. Будут разработаны механизмы нормативного подушевого финансирования, независимой оценки качества допобразования, стимулирования негосударственных организаций за счет активного внедрения механизмов частно-государственного партнерства. Во-вторых, развитие инфраструктуры. Например, при республиканском Центре развития дополнительного образования и детского движения планируем создать развивающий комплекс-технопарк «Юные якутяне», внедрить автоматизированную информационную систему «Сетевой город. Образование». В-третьих, получат поддержку новые проекты, инициативы. У нас успешно реализуется множество замечательных проектов, создающих условия для позитивной социализации и профессионального самоопределения, для полезного досуга, индивидуальной, командной и коллективной деятельности детей. В частности, в этом году создали Малую академию наук. Набирает обороты и межведомственный проект «Музыка для всех», инициированный первым президентом Якутии Михаилом Николаевым. В десятый раз будет проведен не имеющий аналогов ни в России, ни тем более за рубежом, единственный в своем роде республиканский конкурс среди старшеклассников «Будущий дипломат», победители которого успешно учатся в таких престижных вузах, как Дипломатическая академия МИД, Московский государственный институт международных отношений, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», и в других по специальности «международные отношения». Победители республиканских выставок технического, художественно-прикладного творчества, конкурсов исполнительского мастерства, юных кинематографистов, журналистов, научно-исследовательских проектов и других детских массовых мероприятий ежегодно номинируются на Премию Президента России, награждаются стипендией главы Якутии. Будет дан старт новому проекту по высокотехнологичным компетенциям школьников JuniorSkills.
Также дальше будем развивать кадровый потенциал, работать над методическим обеспечением деятельности организаций.
- 29 октября 2015 года вышел Указ Президента РФ В.В.Путина «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Что делается в этом направлении?
- По инициативе главы Якутии Егора Борисова с 2012 года возрождено детское движение. Во всех школах работают координаторы детского движения - педагоги допобразования. Среди 759 общественных организаций есть и крупные, по нашим масштабам, с охватом от 1200 до 5000 детей, в городах и больших районах. Программы детского движения внедряем в рамках часов, предусмотренных на внеурочную деятельность по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). Все это позволяет нам успешно интегрироваться в единую систему российского детского движения.
Новый импульс нашей работе придают слова Егора Афанасьевича, адресованные учащимся, педагогам, родителям в день детского движения в Якутии, 5 декабря: «Детское движение стало признанной консолидирующей силой, достойно представляющей интересы подрастающего поколения региона... Уверен, что впредь этот праздник станет неотъемлемой частью истории нашей республики, символом единения и стремления к новым свершениям, будет способствовать реализации многообразных воспитательных и образовательных задач».
- Феодосия Васильевна, каких результатов вы ожидаете от проводимой работы?
- В целом будет дан мощный толчок модернизации системы дополнительного образования. За счет организации межведомственного взаимодействия расширится возможность использования потенциала организаций культуры и спорта (музеев, библиотек, виртуальных читальных залов, филармоний, театров, спортивных центров и т. д.). Сетевые формы работы, дистанционное обучение, электронные ресурсы, территориальные образовательные кластеры обеспечат доступность инфраструктуры и вариативность образовательных траекторий. Расширится межрегиональное и международное сотрудничество. Как я уже сказала, укрепим базу для занятий молодежи техническими и военно-прикладными видами спорта. Понимая суровые условия жизни, максимально поддерживаем сельские и арктические организации. Например, на Крайнем Севере в этом году строим и реконструируем 5 школ и 8 детсадов, спортзал, детскую школу искусств, жилье детям-сиротам; совершенствуем дистанционные технологии, укрепляем и оздоравливаем детей в санаториях. Поскольку высока оплата проездных расходов и детей, и педагогов для участия в республиканских и иных мероприятиях, большая часть оплачивается за счет госбюджета.
Таким образом, больше детей смогут реализовать свои возможности, лучше подготовиться к жизни, к работе в условиях креативной экономики, чтобы стать конкурентоспособными, успешными гражданами страны.

Светлана РУДЕНКО, Республика Саха (Якутия)