Вера ЕСИКОВА,
заместитель директора

по учебно-воспитательной работе с 1-го по 7-й класс лицея №110, Екатеринбург:
- Первое, что мы сделали, это поставили в известность весь педагогический коллектив: теперь дети с ограниченными возможностями здоровья будут обучаться и у нас, а не направляться в специализированные школы. Для лицея это непросто. Хотя отбор детей при поступлении в лицей не производится, принимаем всех по прописке, но родители знают, что для успешной учебы у нас требуется определенный уровень подготовки ребенка.
Те педагоги, в классах которых есть или будут дети с ограниченными возможностями здоровья, проходят специальные курсы по работе с особыми детьми. Им предстоит сдать дополнения в программы по своим предметам до конца учебного года, прежде чем они уйдут в отпуск, чтобы к 1 сентября 2016 года были готовы и люди, и документы.
Сейчас у нас в первом классе учатся два ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Их педагог Ольга Владимировна Поспелова, можно сказать, специалист в данном вопросе, тема ее дипломной работы - обучение детей с ОВЗ. Она и в теории, и на практике знает трудности этого пути. Когда на будущий год произойдет переход от безоценочной системы к балльной, предстоит выставлять оценки так, чтобы и самих детей не обидеть, ведь им материал дается тяжелее, чем большинству сверстников, и класс против них не настроить. Как много здесь зависит от взаимодействия с родителями! Когда родители - наши помощники, когда им хватает мудрости и такта, все получается.

Нина МУРАВЬЕВА, директор школы №1, Пестово, Новгородская область:
- В нынешнем году наша школа стала победителем конкурса по созданию доступной среды для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья среди образовательных организаций Новгородской области. Сейчас в школе 12 детей с особыми потребностями. Среди них три ребенка с ОВЗ, они включены в общеобразовательный процесс наряду со всеми обучающимися. Если учесть, что двое из них - с нарушениями опорно-двигательного аппарата, становится понятно, что их инклюзия стала возможной только после создания специальных условий для обучения таких детей.
Нам помогло участие школы в федеральной программе «Доступная среда». И это не только решение вопросов материального оснащения. Педагоги, работающие сегодня с детьми с ОВЗ, прошли курсовую переподготовку, поддержку оказывают и специалисты областного Департамента образования. Большую помощь школе оказывают и родители учащихся с ОВЗ, они активно взаимодействуют с педагогическим коллективом, можно сказать, практически совместно выстраивают траекторию дальнейшего развития своих детей. Сейчас мы уже можем сказать, что дети адаптировались к обучению в школе, для них создана комфортная психологическая среда, все одноклассники доброжелательно относятся к этим ребятам. Мы убедились, что инклюзивное образование в наших условиях возможно и необходимо для таких детей.
Конечно, хорошо было бы, чтобы каждая школа была оснащена так, чтобы в ней мог обучаться любой ребенок, в том числе с особыми потребностями. Но мы сейчас понимаем, что, например, в условиях малого города, как наш, где в принципе все школы находятся примерно в одинаковой транспортной доступности, целесообразнее было бы не увеличивать количество школ - участниц программы «Доступная среда», а продолжить вкладывать средства в те школы регионов, которые на данный момент включены в программу. Если процесс оснащения этих школ довести до конца, то на базе этих школ дети с ОВЗ смогут не только получать полноценное образование, но и полный спектр услуг по реабилитации. Например, дети-колясочники не могут учиться по общей программе физической культуры. Им необходимы специальные занятия по лечебной физкультуре. При этом в небольших школах часто отсутствует кабинет ЛФК, нет медработника, осуществляющего программу реабилитации детей. В нашей школе обучаются также дети с нарушениями зрения. Материальная база для их реабилитации не так хорошо оснащена, как хотелось бы.
Ну и самая главная, я считаю, на данный момент проблема в реализации ФГОС по обучению детей с ОВЗ - необходимость внесения поправки в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». В Законе «Об образовании в РФ» указано, что школа может иметь в штате помощника-ассистента для сопровождения детей с ОВЗ. Особенно это актуально для детей, перемещающихся на коляске. Однако в Едином квалификационном справочнике такая должность для школ не предусмотрена, там прописана только должность тьютора. Но тьютор и помощник-ассистент имеют разные обязанности... Должность помощника-ассистента очень нужна школе при реализации ФГОС для детей с ОВЗ, она должна быть внесена в Единый квалификационный справочник, причем с определением финансового содержания.

Валерий СТОЛЯРОВ,
директор лицея

«Учебно-воспитательный комплекс имени А.П.Киселева», Воронеж:
- Введение нового ФГОС для детей с ОВЗ предполагает выполнение многих требований. Прежде всего материальных. Надо оборудовать пандусы, переделать санузлы, дверные проемы, расширить коридоры. Мы пока к этому не готовы. Знаю, что в Воронеже есть пилотные школы, где в переоборудование были специально вложены дополнительные средства, в этих школах уже созданы специальные условия. Но мы в число таких школ не входим. Возможно, потому, что у нас нет таких детей, за три последних года к нам не обращались ни дети с ОВЗ, ни их родители. Ситуаций, похожих на нашу, много. И если все общеобразовательные школы специально оборудовать и реконструировать, а дети с ОВЗ в них не придут, то будет ли это экономически эффективно? Сегодня, если у ребенка есть какие-то особенные проблемы, сами родители определяют его в специальные школы и центры.

Ирина МАРУЩАК,
и.о. директора гимназии №295, Санкт-Петербург:

- У нас в этом учебном году в первом классе появился ученик с особенностями развития - «хрустальный мальчик». Ребенок с очень светлой головой. Конечно, не имея опыта работы с такими детьми, мы сначала встревожились, однако нам помогли в отделе образования района и в Комитете по образованию. Прежде всего выделили ставку тьютора. Кроме того, мама мальчика имеет педагогическое образование, поэтому активно помогает в процессе обучения.
У нас предусмотрена возможность отдельного входа, поскольку ребенок передвигается в инвалидной коляске. К сожалению, пока не было возможности перестроить туалеты для самостоятельного въезда ребенка, однако его мама просит этого не делать, потому что ребенку, по ее мнению, нужно научиться преодолевать препятствия самому, и при наличии помощника он эти правила обязательно усвоит. Однако летом у нас все-таки ожидается перестройка туалетных комнат. Также в здании будут установлены лифт и электронные подъемники.
Если говорить о готовности детского коллектива к общению с таким ребенком, то ребята взаимодействуют очень хорошо. Катают мальчика на коляске, играют, очень внимательны, и любопытно, что присутствие такого ученика мотивирует многих на более успешную учебу.
Мальчик хорошо усваивает образовательную программу, отдельный образовательный план ему не требуется. Конечно, он не выходит к доске, но на своем рабочем месте выполняет все задания учителя. Единственное, чего мы пока не предпринимаем, это его участия в общешкольных мероприятиях, но в классных мероприятиях он наравне со всеми.
Конечно, мы готовы принимать детей с ОВЗ, но гимназия - учреждение повышенного статуса, у нас более сложные программы, поэтому у ребят могут возникнуть сложности психологического характера. По закону мы не можем оставить ребенка на второй год и будем переводить его из класса в класс, но если он много болел, пропускал, не разобрался в темах, то он уже не понимает того предметного языка, тех терминов, к которым обращаются учитель и ученики. Такая учеба, к сожалению, неэффективна.

Цифра

В 2014-2015 учебном году в школах страны обучались 481587 детей с ОВЗ и инвалидностью, причем треть из них - в инклюзивных классах.

Программа «Доступная среда» в 2016-2020 годах:

- доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, увеличится с 75% (2015 год) до 100% (2020 год);
- доля детей-инвалидов, для которых созданы условия получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, составит к 2020 году 100%;
- доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, увеличится с 25% (2015 год) до 50% (2020 год);
- все выпускники-инвалиды 9, 11-х классов будут охвачены профориентационной работой.

Комментарий эксперта

Марина ИГНАТОВА,
директор Воронежского областного Центра
психолого-педагогической реабилитации и коррекции:


- Мы уже второй год работаем с федеральными государственными образовательными стандартами для детей с ограниченными возможностями здоровья, особое внимание уделяем образованию детей с расстройством аутистического спектра. В прошлом году наш центр был стажировочной площадкой, тогда мы только пробовали, как и что будет получаться. Сейчас, на втором году, мы уже проводим внедрение ФГОС, и перед нами другая задача: обучить как можно больше педагогов тем навыкам, которыми мы обладаем. По итогам прошлого года мы успешно прошли проверку, получили положительную оценку своей работы и теперь проводим курсы повышения квалификации и семинары. Проводили совместные курсы повышения квалификации с федеральным институтом развития образования города Москвы. Только за декабрь в нашем центре прошли обучение около 250 человек, а всего в 2015 году - более 500.
На сегодняшний день в Воронежской области около 100 школ, в первых классах которых с сентября 2016 года будут внедряться ФГОС для детей с ОВЗ. Как определяется, будет ли та или иная школа работать с детьми, имеющими ограничения по здоровью? Во-первых, еще за год до первого класса эти дети начинают ходить на подготовку, знакомятся со школьной администрацией, с педагогами. Социальная служба хорошо помогает, потому что они отслеживают судьбу таких детей. Если ребенок не посещает предшкольную подготовку, родители все равно приводят его на ПМПК - психолого-медико-педагогическую комиссию. После этого каждому ребенку дают направление, по которому он должен попасть в такую-то общеобразовательную школу в такой-то класс. И каждый директор знает, что в этом году у него будет обучаться ребенок или несколько детей. В основном сегодня сами родители выбирают школу, куда они хотят отдать своего ребенка, ограничений нет.
Что касается трудностей и рисков, самая первая проблема - необеспеченность учебниками. Их обещают только к 2017 году. Апробация ФГОС идет тяжело, во многом это происходит потому, что нашим учителям приходится подстраиваться под старые учебники и писать свои собственные адаптивные программы и разработки. Конечно, мы, как можем, помогаем и настраиваем людей в положительном ключе. Можно сказать, мы морально готовы - и педагоги, и специалисты районных отделов образования. Проблемы всегда были и будут, надо быть к ним готовыми.