Свои впечатления о конкурсе начну со словарной работы.
Декаданс (франц. decadence - упадок) - это общее наименование кризисных, упадочных, пессимистических настроений и деструктивных тенденций. Декадентские тенденции обнаруживаются в переходные эпохи, когда одна идеология, исчерпав свои исторические возможности, сменяется другой. И самое главное: декаданс наступает тогда, когда устаревший тип мышления уже не отвечает действительности, а иной еще не сформировался настолько, чтобы удовлетворить человеческие потребности.
Чтение конкурсных работ учителей русского языка, увы, привело к грустным размышлениям, созвучным строкам Артюра Рембо: если учитель русского языка, принимая участие во всероссийском методическом, инновационном конкурсе сценариев уроков, пишет в своей работе «фанфОрон», есть серьезный повод задуматься: как же справляются с такими словами его ученики? Открываем еще одну работу. Не поверите - вновь ошибка! Учитель задает вопрос классу: «В какой столбик вы запишИте слова?» Цитирование стихов, произведений художественной прозы идет без ссылок на авторов. Аббревиатура ВОВ записывается с ошибкой, композитор Новиков и поэт Ошанин - без инициалов; «практико-эксперЕментальная» работа... Похоже, ошибки становятся системой. Декаданс? Простите меня за прямоту, но отступать нам некуда: помните ироничное и горькое замечание из текста Д.Быкова «Орфография как закон природы»? «У нас сегодня почти нет шансов быстро понять, кто перед нами: способы маскировки хитры и многочисленны. Можно сымитировать ум, коммуникабельность, даже, пожалуй, интеллигентность. Невозможно сыграть только грамотность - утонченную форму вежливости, последний опознавательный знак смиренных и памятливых людей, чтущих законы языка как высшую форму законов природы». Это ведь о нас с вами, коллеги.
В который раз думаю о том, что задача урока не пополнение знаний, урок (как и голова нашего ученика) не банковская карта. Знания урок может расширить, он способен изменить представления детей о главном герое, подтвердить известную уже информацию о мастерстве писателя, его аналитическом уме, наблюдательности, невероятном чувстве юмора и умении видеть то, что не замечает большинство.
Мы не следим за вопросами, какие предлагаем своим ученикам. В работах, присланных на конкурс, довольно часто вопросы сформулированы на уровне требований начальной школы: «Мы сегодня с вами на уроке узнаем - что?» Вопрос с подразумеваемым, почти навязанным ответом - это ли не признаки декаданса?
Многие работы не являются чем-то новым, принципиально отличающим их от привычных, хорошо знакомых. Нет того, что хотелось бы применить на своем уроке. Приведем пример из самоанализа урока: «Для выстраивания содержания урока использовала методическое пособие для учителя «Изучение комедии Гоголя «Ревизор» автора П.К.Боголепова (1958 г.), а также памятку «Требования к современному уроку»». Никто не отрицает истину, что новое - хорошо забытое старое, и не подвергает сомнению разумные мысли в книге автора П.К.Боголепова. Но разумного синтеза старого и нового (требования к современному уроку) не получилось.
Есть мнение, что который год подряд не обходится на нашем конкурсе без плагиата. Мы рады, что существуют сайты, где учителя могут поделиться опытом, но трудно понять: то ли материалы этих сайтов использованы нашим конкурсантом, то ли авторы разработок на сайтах использовали материалы нашего конкурсанта.
Очень огорчают шаблоны, они сводят на нет любую работу. Вот начало урока: «Ребята, сегодня мы приступаем к изучению романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Ни к чтению, ни к общению с героями, ни к знакомству с писателем и его героями - приступаем к изучению, и все тут. Никаких возражений! А ребята от этих слов закрываются от нас железным занавесом из телефонов и планшетов, пока мы думаем, что что-то изучаем и к чему-то приступаем.
Особых - и очень добрых - слов заслуживает работа Татьяны Алексеевны Селивановой «Любовь не ошибается» (святой праведный Иоанн Кронштадтский) - урок-размышление по рассказу Бориса Екимова «Ночь исцеления». Отметим хороший выбор литературного материала; выстраивание своеобразного диалога детей с писателем на основе художественного текста; постижение авторского замысла, художественной идеи рассказа; определение значения ключевых слов с помощью контекста и словаря.
Хорошее начало урока: разговор о Доброте и о Любви. Хорошо - о необычной карте мудрого психолога, карте человеческих отношений, на которой остров Детства и остров Старости... Взаимоотношения детей, подростков с людьми старшего поколения - это одна из проблем человеческого общения в современном мире. Что станет с детьми, когда их захлестнет волна взрослой жизни? Будут ли они помнить о чистом детстве как об идеале? Близки ли будут с теми, кто уже вымерил свой жизненный путь страданием, падением, безрассудством и возрождением?
Отличный зрительный ряд, в котором пронзительные, беззащитные, усталые и мудрые лица стариков... Учитель постоянно делает акцент на ключевые слова урока, работает с ними, обучает школьников аналитическому чтению рассказа, целенаправленно выводит подростков на взрослые и серьезные выводы.
Прочтение работы создает реальное впечатление присутствия на уроке, участия в общем разговоре, желания сказать свое слово, потому что вопросы, рассматриваемые в ходе обсуждения, не из книг и теорий - они из жизни, они задевают за самое живое и не оставляют в покое ни сердце, ни душу. Создается впечатление, что ты не на уроке и не обсуждаешь придуманные автором ситуации, смоделированные искусственно и потому неискренне. Каждый участник такого урока чувствует себя причастным к тому, что происходит, выбирает свою модель поведения, сам себе дает оценку, но не по литературе - нравственную, самую дорогую и необходимую в жизни.
Участвовали в конкурсе и эссе. Они очень разные, у каждого свои достоинства и недостатки: превышен объем, допускаемый для этой формы выражения своих мыслей и взглядов, нет авторской оценки обсуждаемой проблемы, работа перегружена материалами, которые могут быть не совсем понятны читателям. Разумеется, эссе - личные мысли автора, но между ним и дневниковыми записями, к которым ни у кого нет доступа без разрешения их автора, есть разница.
Так вот снова о декадансе...
Число присланных на конкурс работ, их содержание, отмеченные в анализе недостатки, грустные размышления о плагиате и ошибках - все это не может не настораживать, более того, возникает вывод: в преподавании русского языка, литературы чувствуются проблемы.
Конкурсные работы потеряли искренность, в них почти нет радости открытий, сделанных учителями, а значит, и их учениками. Остро ощущается стремление загнать работы в определенные рамки, в многократно повторяемые образцы, которые никак не отражают индивидуальности авторов нынешнего конкурса. Стандартные технологические карты, стандартные цели и задачи, стандартные презентации, стандартные, если даже не устаревшие варианты начала уроков, не всегда по-научному сформулированные вопросы, не всегда хорошо продуманные задания и ответы к ним. Воинствующее наступление безграмотности, пугающее своими перспективами...
Причина? Наверное, их много. Слишком много обязанностей у учителей, и обязанности эти не имеют никакого отношения к профессиональной предметной деятельности. Слишком безликие, не учитывающие индивидуальных особенностей каждого человека, требования к работе по стандартам.
Есть и еще одна причина, связанная с аттестацией учителей. Аттестация год от года усложняется, условия становятся все изощреннее, а возможности их выполнения прежние. Но появилась альтернатива. Огромное количество сертификатов на учительских сайтах, на вебинарах, которых тоже много. Такой соблазн заплатить 300-500-1000 рублей за виртуальное участие во всероссийской конференции, получить диплом за активную деятельность в ходе этой самой конференции. Еще больший соблазн - получить подтверждение о публикации в Интернете, об участии в вебинаре. Достаточно зарегистрироваться - и получишь сертификат, причем бесплатно. Распечатал и считай, что участвовал, даже если весь вебинар обсуждал в чате проблему, что дети, пользуаясь электронными учебниками, разучатся писать, и самый насущный вопрос - когда же дадут ссылку на сертификат и презентацию. Даже если ты при этом готовил ужин на кухне...
В результате участие в профессиональном конкурсе, где следует поработать, продумать и подготовить материалы, теряет свою привлекательность, ведь далеко не факт, что участие обернется дипломом победителя, учитываемым при сборе бумаг для аттестации. Вот и выходит, что учитель загнан в такой угол, что мало не покажется, поэтому все участники нашего конкурса достойны добрых слов и уважения за то, что выполнили работу, что не потеряли веру в свои силы, поделились тем, что получается лучше, пусть даже у рецензента возникли вопросы, сомнения, замечания.
В любом случае ваше участие - свидетельство того, что вы лучшие. Лучшие в своей школе, для своих учеников и коллег, лучшие в своем регионе.
Наверное, нужно пережить этот временный декаданс русского языка, эту «переходную эпоху, когда одна идеология, исчерпав свои исторические возможности, сменяется другой» и не сдавать свои позиции, веря в то, что любовь - к предмету, к собственному делу - не ошибается.

Ирина ДОБРОТИНА, учитель русского языка московского культурологического лицея №1310, научный сотрудник Центра филологического образования Института стратегии развития образования РАО