Эффект «дальнего действия»
Знакомьтесь. Это Алена Гурдина, окончившая гимназию №3 города Перми. Ее преподаватель истории Ольга Игоревна Корчагина вошла в число пятнадцати финалистов конкурса «Учитель года России-2015». А это Дельгира Акугинова, она из Калмыкии. В прошлом - воспитанница Элистинского лицея, где физике ее учила Марина Николаевна Горбанева, также участница «пятнашки» нынешнего года. И наконец, их друг и однокурсник Андрей Лукьянчиков из липецкой гимназии №12. Его учитель информатики Алла Александровна Волкова, лауреат нынешнего состязания, хозяйка одного из пяти Малых Хрустальных пеликанов.
Общаться с ребятами одно удовольствие. Они молоды, красивы, рассудительны и полны далеко идущих планов. Попав под чары их здорового юношеского оптимизма и брызжущей энергии, неожиданно замечаешь где-то в самой глубине своего сердца стаю крошечных бабочек, ту самую ожившую надежду на какое-то светлое, с розовыми искорками завтра. Ничего определенного, просто вдруг понимаешь, сколько и у тебя еще впереди неиспробованных возможностей. Но главное, что бросается в глаза уже в первые мгновения знакомства, - блестящее воспитание этих молодых людей. Не внешнее, приобретенное «по случаю», но то, по которому безошибочно определяешь: твой собеседник родом из хорошей «детской». Оно сквозит во всем. В том, как они говорят и о чем вспоминают, рассказывая не только о нынешних своих интересах и чаяниях, но и о прошлом - о родителях, школе, учителях. Конечно, столь впечатляющий эффект - дело рук не одного педагога. Но отчего-то становится понятно, что эти взрослые уже люди, успешные и уверенные в себе, перед которыми распахнулись двери одного из лучших университетов Европы, и есть живое воплощение того самого эффекта «дальнего действия», по которому лишь и можно судить о таланте учителя. Они тот самый последний конкурсный тур, не прописанный никакими регламентами и положениями, из которого каждый из их педагогов вышел абсолютным победителем.

Алена
Еще в то время, когда я училась в гимназии, у нас существовало правило: если учитель участвует в каком-то конкурсе или команда учеников собирается на соревнования или турниры защищать честь школы, им помогают всем миром. Никто и никогда не оставался один на один со своими проблемами. Я уже давно жила в Москве, когда узнала, что Ольга Игоревна выходит на конкурс «Учитель года России». Ее поддержали все: школьники, коллеги-учителя, родители и, конечно же, многочисленные выпускники. Взять хотя бы интернет-сайт, который даже Президенту РФ Владимиру Путину показали во время его встречи с финалистами в Сочи. Ольга Игоревна придумала оригинальный ход: создать виртуальный народный музей, где за каждым экспонатом вставала бы история целой семьи, а за ней - и всей страны. Артефакты для этого проекта мы собирали все вместе, а выпускники, профессиональные программисты, взяли на себя «строительство» сайта. Повторюсь, мы помогли бы любому учителю нашей гимназии, но сделать что-то для Ольги Игоревны было особенно приятно. Оттого, наверное, что она сама никогда и никому не отказывает в помощи, и не только потому, что работает еще и школьным психологом. Просто человек такой... Во время конкурса в Казани ребята устроили в актовом зале онлайн-трансляцию ее урока, а к возвращению Ольги Игоревны сшили для нее гигантское лоскутное одеяло.
Каждую весну наша гимназия отправляется на творческие сборы. Подготовка начинается еще в ноябре. Ольга Игоревна проводит психологические тренинги, после которых у меня, например, наступало полное переосмысление своих жизненных ценностей и установок. Через восемь часов напряженной работы я возвращалась домой наполненная, обогащенная, стараясь не расплескать эти непередаваемые чувства и эмоции.
Победа во Всероссийской олимпиаде школьников по обществознанию и праву открыла мне дорогу в МГУ. Можно сказать, что судьба моя была решена, не стоило метаться, раз все так удачно складывалось и меня принимали без дополнительных испытаний. Но, честно сказать, душа у меня всегда больше лежала к литературе, к русскому языку. И до сих пор, когда меня охватывают сомнения, а правильно ли я выбрала свой путь, не совершила ли роковой, непоправимой ошибки, пишу Ольге Игоревне. Только она может привести меня в чувство в такие моменты кризиса, найти единственно правильные слова, успокоить, убедить посмотреть на ситуацию под иным углом.

Деля
Я училась в историко-юридическом классе. Из-за постоянных олимпиад в школе появлялась не так уж часто. Знала уже, что буду поступать в Москву, поэтому упорно готовилась. И уроки физики с Мариной Николаевной, не поверите, были для меня настоящей отдушиной, короткой передышкой в череде бесконечных занятий по профильным предметам. С одной стороны, Марина Николаевна учитель необычайно требовательный, с другой - она всегда понимала, кто перед ней. Делала скидку на нашу зашкаливающую гуманитарность. Мы смотрели много научно-популярных фильмов, обсуждали загадки Вселенной, какие-то другие любопытные вопросы. Она всегда говорила на понятном нам языке, ей было важно, чтобы какие-то ключевые вещи дошли до каждого, поэтому повторяла и объясняла их ровно до тех пор, пока не убеждалась: даже самому гуманитарному гуманитарию теперь все ясно. И не уставала повторять: «Если у вас все же остались белые пятна и вам от этого неимоверно стыдно, пожалуйста, переступите через свою неловкость, задайте вопрос».
А еще она придумала для нас очень интересную систему зачетов. Все промежуточные темы мы сдавали не ей, а ее ученикам из физико-математических классов, олимпиадникам и будущим большим ученым. Поверьте, это весьма дисциплинирует...

Андрей
Я выпускник липецкой гимназии №12, которую в народе называют «пеликанья ферма». Потому что наши учителя - постоянные участники и призеры конкурса «Учитель года России» разных уровней. Когда я учился в 10-м классе, в нашей школе проходил всероссийский финал, и я сам участвовал в двух конкурсных уроках - по истории и литературе.
Конечно, само собой ничего не происходит. Нужен человек, энергией которого все будет двигаться вперед. Наш директор Ольга Николаевна Уласевич умеет вдохновлять учителей и на участие, и на победу. По большому счету любой педагог нашей гимназии достоин того, чтобы стать учителем года, а уж в победе Аллы Александровны и вовсе никто не сомневался.
Алла Александровна вела информатику в одной из подгрупп нашего класса, я же больше общался с ней вне школы: мы вместе ездили на экскурсию в Санкт-Петербург, после которой я просто влюбился в этот город. Она же возила нас с одноклассником Витей Дмитриевым, который сейчас, кстати, в Высшей школе экономики учится, в Москву на международный конкурс, где я представлял свой проект о математике и физике в футболе. До сих пор храню фотографию: мы с Аллой Александровной на фоне главного здания МГУ. Снимок оказался пророческим: прошло всего несколько лет, и я стал студентом этого блестящего вуза.
Уже при первом знакомстве с Аллой Александровной в глаза бросаются ее живое чувство юмора и невероятная тактичность. Общаться с ней легко и очень приятно. Не знаю, как ей это удается, но она умеет выстроить доверительные отношения со всеми и с каждым, при этом на уроках требовательна и строга, как-то интуитивно чувствует ту грань, когда надо тебя приструнить, а когда и похвалить. Но ради справедливости надо сказать, что это характерная черта многих учителей нашей школы - умение создать вокруг себя атмосферу здоровую и дружескую...

***
...Ребята приехали в редакцию «УГ» в воскресный декабрьский день. Мы многое успели обсудить, хотя за чашкой чая время летит незаметно. Они рассказывали о том, что собираются продолжить учебу в магистратуре. Алена увлеклась авторским правом и сейчас размышляет над тем, где постигать его тонкости дальше - в России или за границей. Но все же склоняется к тому, что, как и Деля, останется в полюбившейся за три года Москве. А вот Андрей думает перебраться в обожаемый город на Неве, защитить там диссертацию, найти хорошую работу, а по выходным преподавать для души в университете.
Когда гости уже прощались, Андрей вдруг воскликнул: «Жаль все-таки, что Лиза не смогла с нами приехать!» И тут же пояснил: «Лиза Липатова, наша однокурсница, выпускница Сергея Кочережко, учителя года России-2015...»