Новые профессии с причудливыми названиями возникли не из богатой фантазии мечтателей, а в результате серьезного анализа и обсуждения экспертами ближайшего будущего различных профессиональных областей на основе технологии форсайт (от англ. «foresight» - «видение будущего»).
Как применить «Атлас новых профессий»? Конечно, можно просто зайти в соответствующий раздел сайта www.atlas100.ru, например «Образование», и узнать, что практически всем может потребоваться в будущем разработчик образовательных траекторий - «профессионал, создающий «маршрут» обучения новых специалистов из курсов, предлагаемых образовательными учреждениями, в том числе доступных онлайн, а также тренажеров, симуляторов, стажировок и др., на их основе разрабатывающий образовательный трек с учетом психотипа, способностей и целей отдельного человека». Не говоря о том, что уже сейчас востребованы тьюторы, модераторы, организаторы проектного обучения, менторы стартапов.
А игромастер - специалист по разработке и организации обучающих игр (деловых, исторических, фантастических и пр.), сопровождению игр с использованием симуляторов? Образовательный потенциал игр исследовался в развитых странах с начала нулевых (в 2001 году MIT и Microsoft запустили совместный проект Games-to-Teach), а в последние годы геймификация (применение игровых механик в неигровых процессах) стала заметным трендом. В 2013 году на образовательном портале Coursera появился курс «Компьютерные игры и обучение», а Нью-Йоркский университет даже предлагает магистерскую программу для игромастеров. В России направление обучающих игр поддерживается Всероссийской ассоциацией по играм в образовании.
Как видите, даже простой обзор может дать много информации для размышления и корректировки своих планов на будущее. Но есть и более эффективный способ работать с «Атласом...» - игровой, учитывающий особенности восприятия современного «человека играющего». На основе проекта группа «Конструкторы сообществ практики» совместно с Агентством стратегических инициатив (АСИ) создала деловую профориентационную онлайн-игру для старших школьников «Путь в профессию. Освоение». Игра разработана для двух направлений - «Медицина» и «Биотехнологии» и была опробована в рамках 1-го Всероссийского форума одаренных школьников «Будущие интеллектуальные лидеры России». В игре участвовали около 100 школьников 9-х и 10-х классов, которые знакомились с технологиями будущего в этих отраслях, разбирали школьные и вузовские предметы и курсы, составляли индивидуальные траектории образования, чтобы стать специалистами будущего.
А есть ли уже какая-то реакция вузов на новые вызовы времени, сформулированные в «Атласе новых профессий»? Да, самые продвинутые начали работать в этом направлении. Например, Сибирский федеральный университет на основе материалов проекта организовал конкурс «Самый умный абитуриент Сибири» (СУАС). Участники конкурса сравнивали профессии будущего с существующими специальностями и профессиями и делали предположения, куда сейчас нужно поступить, чтобы работать именно по совершенно новой технологии. При этом оказалось, что для работы по 80% профессий, указанных в «Атласе новых профессий», в СФУ уже существует научная и практическая база. Например, для того чтобы работать по наиболее понравившейся участникам конкурса профессии из «Атласа новых профессий» - «глазир» (создатель нанопокрытий современной электроники, как вариант Gorilla Glass), из 170 направлений подготовки университета можно уже сейчас поступать на два из них: направление «Металлургия (профили - композитные материалы, покрытия)» и направление «Нанотехнологии».
А еще ребята предложили такие специальности будущего, как дизайнер искусственных органов, специалист по бессмертию (в его ведении будет находиться решение вопросов по преодолению старости и продлению жизни людей), космоэнергетик, специалист по сновидениям (деятельность - запись снов с помощью специальных устройств и их анализ), монтажер снов (он переводит полученную информацию в видеоформат, чтобы сны в дальнейшем можно было смотреть как фильмы).
И это мы еще не затронули стремительно развивающуюся область IT и приближение появления искусственного интеллекта... В общем, добро пожаловать в будущее.

Взгляд в будущее

Артем ОГАНОВ, российский ученый, кристаллограф, химик, физик, материаловед:
- Сейчас происходит научная революция в области искусственного интеллекта. И то, чем я занимаюсь, - теоретическое предсказание кристаллической структуры, химического состава, физических свойств вещества - методологически тоже относится к этой области. Причем долгое время эта задача считалась нерешаемой. А мы доказали обратное.
То, что я делаю, как и вся область искусственного интеллекта, как мне кажется, будет иметь огромное воздействие на нашу жизнь. Даже сейчас с ходу я не смогу назвать ни одной области жизни, науки и технологии, которые бы не оказались под глубоким влиянием идей искусственного интеллекта уже сегодня... Я это вижу по своим коллегам, которые год-два назад об искусственном интеллекте не задумывались, а сейчас этим занимаются практически все. Недавно я судействовал на конкурсе инновационных разработок молодежи. Практически половина этих разработок связана с искусственным интеллектом.


Самые интересные профессии в сфере образования после 2020 года:

    Разработчик инструментов обучения состояниям сознания создает программы и оборудование (например, устройства биологически обратной связи) для обучения пользователей продуктивным состояниям сознания (высокая концентрация, расслабление, повышенные творческие способности и др.).
    Игропедагог - специалист, который создает образовательные программы на основе игровых методик, выступает игровым персонажем. В школах будет замещать традиционного учителя.
    Тренер по майнд-фитнесу разрабатывает программы развития индивидуальных когнитивных навыков (например, память, концентрация внимания, скорость чтения, устный счет и др.) с помощью специальных программ и устройств с учетом особенностей психотипа и задач пользователя.

Комментарий эксперта

Дмитрий СУДАКОВ, ведущий образовательных программ (МШУ «Сколково», Агентство стратегических инициатив), руководитель проекта «Атлас новых профессий»:

- Наш «Атлас новых профессий» вырос из более масштабного проекта. Все началось в 2010 году, когда проводился первый в России форсайт «Образование-2030», который в свою очередь потом привел к появлению международного проекта - «Глобальный форсайт образования» (GEF - Global Educational Futures).
Суть форсайт-технологии в том, что собирается группа экспертов в какой-то области, скажем, в образовании это учителя, директора, методисты, сотрудники педагогических вузов, готовящие учителей, педагоги допобразования. Они обсуждают по определенному плану, который и составляет методику, что же будет в будущем в профессии: какие процессы трансформируют их отрасль, что меняется, какие технологии и управленческие форматы приходят. Потом они выкладывают то, что наработали, на карту будущего, и постепенно из этого начинает вырисовываться картина будущего. А когда мы понимаем, какое будущее у сферы, какие задачи перед ней стоят, мы видим, какие специалисты понадобятся. Например, специалисты в автомобилестроении говорят, что в 2035 году уже не планируют выпускать машины с двигателями внутреннего сгорания и пилотируемые автомобили. А это означает, что профессия «водитель» («таксист») становится ненужной, зато становятся необходимыми проектировщики беспилотных автомобилей, разработчики умных дорог и т. д.
Разумеется, это лишь гипотезы развития будущего, но мы точно знаем, что будущее, которое мы описываем, настанет, те задачи, которые мы описываем (например, программирование медицинских роботов), будут актуальны. А как конкретно будут называться профессии, не столь важно. Они могут носить совсем другое имя, чем мы им придумали. Специалисты Международной организации труда вообще считают, что 80% профессий сохранят свое название, но полностью поменяют функционал. К примеру, автомеханик - он был и сто лет назад, но сейчас это человек, который еще и занимается компьютерной диагностикой, корректировкой программ автомобиля и т. д. В этом смысле мы пытались сделать «Атлас...» более интересным, привлекательным для школьников среднего и старшего звеньев - нашей основной аудитории.
«Атлас новых профессий» - это такая интеллектуальная провокация, за которой стоит большая серьезная экспертиза. Наша цель - заинтриговать школьников, подтолкнуть к тому, чтобы они задумались над тем, что их ждет в будущем. Чтобы подросток, читая «Атлас...», нашел для себя интересные сферы будущего, например осознанные сновидения, и задумался, где учиться, чтобы стать специалистом в этой области.