Начало
Сейчас даже трудно себе представить, чтобы на каком-то из ведущих российских телеканалов появилась детская некоммерческая образовательная музыкальная программа. А вот 25 лет назад композитору Ольге Юдахиной удалось убедить отцов тогдашнего ОРТ запустить в эфир (в прайм-тайм!) передачу под новым и очень благозвучным названием «Домисолька». К тому времени хоровые произведения Юдахиной уже исполняли ведущие певческие коллективы страны. Именно это стало основным фактором внимания к ней на молодом российском ТВ. В стране шли бурные реформы, менялись стереотипы, рушились непоколебимые, казалось бы, устои, а «Домисолька» уверенно набирала обороты, зрительские рейтинги зашкаливали... Юдахина, трое клоунов - Диез, Бемоль и Бекар - и трое детей-ведущих. В каждом выпуске - новый клип с новой детской песней. Каждую неделю, без пауз и каникул... Детей учили музыке на главном телеканале страны. Новый формат, натурные съемки, сумасшедший успех у зрителей... Казалось бы, ничто не помешает «Домисольке» стать второй «АБВГДейкой» и на годы прочно занять свое место в эфире. Но был у творцов проекта один существенный недостаток - они не умели привлекать спонсоров. Телевидение в начале девяностых рекламировало все - от памперсов до пива, от автомобилей до шампуней. И никакие рейтинги не могли удержать программу в эфире, если ее создатели не находили рекламодателей. Поэтому программу вместе с ее автором и ведущей из эфира «ушли». На ее место пришли более предприимчивые и энергичные люди, которые стали настойчиво звать детей в джунгли. Но это уже совсем другая история. И то, что стало с детьми, которые ушли тогда в джунгли, тоже...
А музыкально-образовательная ниша, открытая «Домисолькой» на ТВ, пустует и по сей день. Тем не менее волшебные часы «Домисольки» были пущены и начали отсчитывать свое время.


Второе рождение
Итак, программу закрыли, Юдахину попросили. Собственно, выбор у нее был невелик. Или вернуться к индивидуальной гастрольной деятельности - несытно, но прокормиться концертами в домах культуры Калуги или Тулы все же было можно. Или писать музыку - здесь прокормиться было труднее, качество продукта особого значения не имело, важно было быть в тусовке. В тусовке Юдахина не состояла. А значит, была неформат. А раз ты неформат, значит, твоя музыка особо никому и не интересна, будь ты хоть Моцарт... Наконец, были еще дети, которые вместе с Юдахиной вели телепроект, вот их бросить было невозможно... Именно они и составили костяк первого набора в детский театр песни «Домисолька» (его тогда еще называли «ДоМиСоль и Ко») при Дворце детского творчества «Хорошево», которым руководила Нина Дмитриевна Цулева. У этой строгой директрисы был целый набор замечательных качеств. Во-первых, она умела разглядеть в толпе талантливых педагогов, во-вторых, она умела не мешать им работать и творить, второе, пожалуй, было поважнее первого. И про сытно - несытно никто не спрашивал... Откуда же сытно? Зато интересно. Лично мое решение перейти на работу к Цулевой было серьезным шагом - к середине 90-х я уже успел позанимать ответственные должности в различных серьезных организациях, защитить диссертацию, но семейные традиции, любовь к музыке и театру оказались сильнее, в те времена происходило немало чудес - я оставил блестящую карьеру управленца и пошел в педагоги-организаторы в замечательный коллектив ДДТМ «Хорошево».
В «Домисольке» тогда уже занимались более 50 детей. Детям преподавали вокал (ансамбль), хореографию и сольфеджио... Приглашения для участия в различных крупных проектах следовали одно за другим, но статус наш оставался прежним - кружок во Дворце пионеров. Нам было тесно, нужно было что-то менять... Одним словом, мы с Юдахиной решили выстроить абсолютно новый, ни на кого не похожий театр.


Мечты
У каждого есть своя мечта. Кто-то знает, как до нее добраться, кто-то - не очень. Кто-то много говорит о мечте, лежа на печке, а кто-то работает день и ночь, для того чтобы мечта осуществилась. Мы относим себя к последней категории.
Одна из любимых наших сказок детства «Золотой ключик, или Приключения Буратино», как вы помните, заканчивалась волшебно - герои открывали дверцу в чудесный мир музыкального театра... Хорошая такая сказка, поучительная. И мы тоже стали мечтать о настоящем детском музыкальном театре...
Для осуществления мечты оставалось сделать совсем «немного» - нужно было стать непохожими на всех остальных, найти свой путь, свое лицо, найти лучших педагогов, придумать лучшие песни и поставить лучшие музыкальные спектакли, оказаться в нужном месте в нужное время и там отыскать свой золотой ключик... Ко всему этому следовало также знать, где находится волшебная дверца, которую по всем законам жанра следовало этим самым ключом открыть...
Выбор пути
Важнейшая составляющая успеха детского театра - его репертуар. У «Домисольки» с этим проблем никогда не было. Ольга Юдахина, несомненно, один из лучших современных детских композиторов России. Кроме того, театру дарили и дарят свои стихи Юрий Энтин, Илья Резник, Эдуард Успенский, Александр Шаганов. Собственно, и музыку нам тоже дарят (потому что любят) Александра Пахмутова, Эдуард Ханок, Карен Кавалерян, Александр Клевицкий...
В результате «Домисолька» поет в отличие от очень многих своих юных коллег по сцене хорошие новые песни. И поет здорово, потому что в театре всегда были чудесные педагоги - основа основ любого успешного образовательного учреждения. Потому что при выборе пути мы определили для себя - кадры решают всё.
«Скажи мне, кто твой друг...» - говорится в пословице. У «Домисольки» с самого начала были хорошие друзья... Юрий Энтин, Ролан Быков, Леонид Рошаль, Святослав Бэлза, Тамара Глоба, Александр Басилая, Евгений Герчаков, Юрий Шерлинг, Максим Дунаевский, Евгений Крылатов... Мы учились у них, а они не жалели своего великого времени для нас и наших детей. Илья Резник, к примеру, в течение нескольких лет писал к Новому году по два четверостишия для каждого (!) из 70 маленьких артистов театра, которые выступали в его мюзикле...
Как-то большой друг «Домисольки» Иосиф Кобзон сказал нам: «А что же вы не перейдете в культуру? Там проще - никакой лишней отчетности, концертов больше, да и понимания руководством того, что вы делаете, тоже... Да и со званиями будет попроще...» Наверное, и со званиями было бы проще, только вот уйти из образования мы уже не могли - мы ощущали себя творческо-образовательным, а не культурно-развлекательным проектом. И мы сделали свой выбор - остались в московском образовании...
Ну а звания... Значит, пока не пришло время.


Золотой ключик
В сказках все просто. Взмахнула фея волшебной палочкой - и готово. В жизни не все так гладко, но и здесь случаются чудеса... В ГЦКЗ «Россия» есть замечательный режиссер Галина Белова. Не единожды приглашая нас на разные концерты, она как-то будто невзначай спросила: «А где вы собираетесь отмечать свой юбилей - 15-летие?»
Дело было в 2005 году, весной, и мы не имели ответа на этот вопрос. Хотя уже спели и станцевали к тому времени со всеми нашими мэтрами эстрады, кино, театра, хотя уже побывали с гастролями в десятках городов России, за рубежом... «Так у нас и делайте, в «России», - сказала режиссер, - а я помогу». И мы сделали. Успех был потрясающий, звездно-домисолькинский концерт показало телевидение в Рождество, рейтинг театра подскочил до небес - конкурс при приеме доходил до десяти человек на место...
После этого фееричного выступления нас вызвали в Департамент образования Москвы. Строго поинтересовались: «Почему это ваш концерт профинансировал Департамент культуры (помог тогда нам Кобзон), а не Департамент образования?» «И вообще, - так же строго сказали нам, - не расслабляйтесь, вам сейчас предстоит много работы».
Работой оказался новый сольный концерт театра в Государственном Кремлевском дворце, который нам предстояло («Номера только чтобы были другие, хорошо?») сделать меньше, чем за три месяца, к апрелю 2006 года. Мы сделали. Номера были новые, новые были песни, хореография, костюмы... Новым было все. Ну и, конечно, новым для нас был 6-тысячный зал главной сцены страны.
Наши педагоги, наши дети, их родители, мы сами - все были счастливы. Мы нашли ключик, теперь на очереди был холст с нарисованным на нем очагом...


Вниз по лестнице, ведущей вверх
После первого нашего кремлевского дебюта нас снова пригласили к руководству. Дали оценку, задали вопрос: «Ну что же... Молодцы. Чего хотите в награду? Просите...»
Мы с Ольгой Юдахиной потом часто вспоминали этот момент. Жили мы тогда на съемной квартире (ввиду отсутствия собственной), орденов и званий (говорил же нам Иосиф Давыдович!) тоже не нашли время выхлопотать... Понятно было, что на волне доброжелательного внимания к нам можно было и новоселье справить, и дырочку на лацкане пиджака просверлить. Тем не менее, не сговариваясь, мы хором ответили: «Хотим отдельное здание, хотим создать свою музыкально-театральную школу». - «Ну что же. Будет вам здание... Идите».
Ирина Буланова, тогдашний начальник Северо-Западного окружного управления образования, предложила нам на выбор сразу три здания, из которых мы выбрали сегодняшний наш уютный дом по улице Маршала Бирюзова, 5. В 2007 году мы стали юридически самостоятельным ГБОУ «Центр детского творчества «Детский музыкальный театр «Домисолька». Нам предстоял четырехлетний ремонт-перестройка под нужды театра всего бывшего (и крайне запущенного...) типового школьного здания, нам предстоял качественный пересмотр всего нашего образа жизни (прощай, «Хорошево», прощай альма-матер, спасибо, Нина Цулева! Дальше сами). Своя администрация, свои методисты, свои педагоги-организаторы, свои хозслужбы. И своя ответственность. Нешуточная, как выяснилось.
Стрелки волшебных часов нашей истории продолжали свой стремительный бег - мы подошли к порогу мечты. Мы нашли нарисованный очаг.


Количество не всегда качество
По мере освоения здания (мы входили-то в него почти три года, по мере ухода расположенных в нем ранее начальной школы и детского экологического центра) число наших обучающихся росло практически постоянно. Сарафанное радио сработало, по Москве пронеслось: «В «Домисольке» идут дополнительные наборы!» - и дети рекой потекли к нам со всех концов столицы. Сначала нас это радовало, тем более что с 2006 по 2011 год «Домисолька» давала по одному сольному концерту в Кремле ежегодно (начиная с 2011 года раз в два года), большое количество детей-участников делало эти программы по-настоящему массовыми и интересными для тысяч зрителей. Затем, когда внутренняя логистика была практически исчерпана, количество детей «по объединениям» превысило 4500 человек, а число «уникальных» обучающихся достигло 700, мы почувствовали, что надо притормозить. Наши ощущения как нельзя кстати совпали с началом больших реформ в дополнительном образовании столицы. Введение лимита на бюджетные часы, бурное развитие образовательных услуг, предоставляемых на внебюджетной основе, наконец, изменение типа нашей образовательной организации на автономную дало нам возможность, действуя строго в рамках новых предложенных учредителем правил, новые возможности. Мы смогли самостоятельно регулировать и численность обучающихся, и количество получаемых ими часов, и заработную плату педагогов. А если добавить к этому поддержку руководителей, которые не могли не обратить внимание на бурный рост экономических показателей «Домисольки» не столько в связи с экстенсивным ростом численности обучающихся, сколько в связи с оптимизацией всех компонентов процесса обучения и высочайшим уровнем предоставляемых образовательных услуг, то, можно сказать, мы создали условия, при которых слепая погоня за количеством обучающихся в надежде увеличить бюджетные поступления перестала быть для нас самоцелью.
Мы ни на секунду не должны забывать о творческой составляющей нашей образовательной стратегии, ведь именно она делает нас столь привлекательными для потенциального заказчика. И мы поняли, что 650 «уникалов», разбитых на 33-35 групп-объединений, - это тот золотой фарватер, которого нам следует держаться.


Правила и принципы
В «Домисольке» существуют свой достаточно строгий дисциплинарный уклад, множество правил, без выполнения которых мы бы не стали единым творческим коллективом. Мы воспитываем детей в прямом смысле этого слова с первого дня поступления их в театр. У нас мощный и очень действенный совет театра. У нас замечательный попечительский совет (председатель - Дмитрий Харатьян), поскольку мы ГАУДО, у нас есть наблюдательный совет, в состав которого помимо представителей госорганов входят Александр Олешко и «мама» «АБВГДейки» Татьяна Черняева, у нас есть совет старост групп, есть художественно-педагогический совет. Все эти надстроечные органы управления и самоуправления объединены одной целью - воспитать Личность, обеспечить ребенку комфортную и безопасную образовательную среду, дать максимум для развития его творческих способностей. Именно Личность, подчеркиваю, а не ребенка-звезду. Потому мы и считаем, что реализуем уникальную творческо-образовательную идею, что у большинства наших конкурентов во главе угла все-таки взращивание так называемых звезд с привлечением неограниченных родительских средств («поешь и выступаешь, пока платишь»)... Мы же категорически против детской звездности, мы убеждены: ребенок-звезда - явление уродливое, анормальное. А если уж заказчику наших образовательных услуг так дорого слово «звезда», то, пожалуйста, «Домисолька», конечно, театр-звезда.
Естественно, и мы воспитываем известных артистов - Полина Гагарина, Лиза Курченко, Ксения Суркова из состоявшихся, из совсем молодых, многообещающих - Рагда Ханиева, Саша Савинов, Георгий Долголенко... Но, собственно, не нам обсуждать, не нам осуждать других. Мы идем своей дорогой.


Психология успеха
Нас часто спрашивают: «Почему ваши дети редко участвуют в конкурсах?» Вопрос понятный, есть некая традиция, если кто-то вне ее, возникают вопросы. Мое личное мнение таково: конкурс по большому счету всегда потрясение для ребенка, травма. Мы дополнительное образование, очень многие родители категорически против участия их детей в конкурсах. И доказывать нам уже давно ничего не надо - уже все всем доказали, театр как признанный бренд уже состоялся. К сожалению, большинство ведущих российских эстрадных конкурсов, в первую очередь телевизионных, очень сильно коммерциализированы, вокруг них вьются всякого рода жучки-дельцы - так называемые детские продюсеры, заманивающие деток и их отчаянных родителей в липкие сети контрактного шоу-бизнеса... Победить в таких конкурсах можно только при выполнении папами и мамами обязательств, весьма далеких от детского творчества. Это не наш путь. Региональные же конкурсы чаще всего проводят для того, чтобы победителя заметили московские или питерские члены жюри, чтобы он смог попасть в какой-либо интересный проект в столице страны или на худой конец региона...
Регулярные выступления на ведущих телеканалах страны, на лучших московских и российских сценах (13 сольных концертов в ГЦКЗ «Россия» и девять в Государственном Кремлевском дворце!) полностью исчерпывают желания и хотения наших родителей - главных наших заказчиков. Наши дети блестяще учатся в общеобразовательных школах - средний балл наших школьников 4,7. Все наши выпускники поступили в высшие учебные заведения, 50% из них - в профильные для нас.
И еще. Для того чтобы дети были успешными, их надо любить. И часто хвалить. А они, со своей стороны, ответят любовью и Педагогу, и Делу. А мы детей любим.


Волшебные часы
Итак, я рассказал читателям «УГ-М» о том, как вставал на ноги наш театр, какие чудесные метаморфозы пришлось ему пережить за 25 лет своего поступательного развития. Развиваться мы продолжаем, у нас впереди очень большие планы...
В заключение хочу поблагодарить всех, кто помогал нам в эти годы, - Правительство Москвы, руководителей и сотрудников московского образования, всех наших родителей и друзей - директоров московских школ, педагогов, композиторов, поэтов, врачей и космонавтов, политиков, спортсменов, всех-всех-всех. Наши двери всегда открыты для вас, мы готовы делиться всем, что сможем передать, - нашим опытом, нашими знаниями, нашей любовью к детям. И нашим артистам мы тоже благодарны - они оправдывают наши надежды.
В окружении детей «Домисольки» атмосфера театра кажется по-настоящему волшебной - ключ уже открыл заветную дверь, а часы вот-вот отобьют сигнал о начале нового представления...
Сказка продолжается!

Иван ЖИГАНОВ, директор и художественный руководитель детского музыкального театра «Домисолька»