- Введение федерального государственного образовательного стандарта, - отметил на панельной дискуссии семинара заместитель министра образования республики Василий Гуляев, - это сложный и многоплановый процесс. Завершен переход на федеральный государственный стандарт начального общего образования. С этого учебного года начиная с 5-х классов ФГОС основного общего образования вводится в штатный режим, апробация в 5-х классах начата с 2011-2012 учебного года, с 2014-2015 учебного года в пилотном режиме вводится ФГОС в 160 общеобразовательных организациях республики (а это 5700 обучающихся). С 2013 года начато внедрение ФГОС дошкольного образования (осуществляется пилотная апробация в 127 дошкольных образовательных организациях), с 1 сентября 2016 года вводятся федеральные государственные образовательные стандарты обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (на текущий момент проводится подготовительная работа).
Инициатива проведения семинара по ФГОС принадлежит Институту развития образования Республики Саха (Якутия). Этот разговор был призван выявить лакуны в понимании правил современного образования.
Вопросы введения госстандартов в республике регулярно обсуждаются на республиканском и муниципальном уровнях. Опыт внедрения ФГОС дошкольного образования был представлен в Москве, региональным Министерством образования изданы методические пособия по учету региональных и этнокультурных особенностей в образовательных программах и книги о языках и культуре коренных малочисленных народов Севера.
В 2015 году подводятся первые итоги введения ФГОС в школе: осуществлен полный переход на ФГОС начального общего образования. В новом учебном году по ФГОС обучаются 66000 школьников (49,6 процента от общего числа обучающихся).
Разработана нормативная правовая база введения ФГОС, организован перевод учебников, включенных в Федеральный перечень учебников, на родной якутский язык.
Путь, который прошли педагогические коллективы республики, был, как считают сами якуты, чрезвычайно интересным и творческим.
- Вместе с тем сегодня в школах, - посетовал зам. министра, - все еще учатся оценивать креативность и инновационность, сформированность критического мышления и способность решения сложных комплексных задач, навыков коммуникации и сотрудничества. В этом году впервые проведено национальное исследование качества образования по итогам обучения в начальной школе. Итоги этого исследования позволят нам улучшить результаты обучения и внести изменения в федеральные государственные образовательные стандарты в части содержания и оценки достижения планируемых результатов. Это задача для ближайшего будущего.
В республике реализуется много грамотных инновационных программ, количество которых увеличивается ежегодно, много разнообразнейших проектов по дополнительному образованию. Огромное внимание уделяется и подготовке условий для введения федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Претворению замыслов в жизнь не мешают ни огромные расстояния региона, ни труднодоступность некоторых населенных пунктов, ни прочие сложности. Но во главе всегда остаются, по словам начальника Амгинского районного управления образования Юрия Шишигина, здоровье школьника, мастерство педагога и открытость образования.
В этих местах отбывал ссылку писатель Владимир Короленко. Отсюда родом основатель Института физики АН СССР академик Леонид Киренский. Отношение к образованию в краю сарданы особое - трепетное, благоговейное. Школы улуса гордятся не только своими достижениями, но и каждодневной работой, в основе которой желание сохранить самобытность и стремление к совершенствованию. Маршрут семинара позволил увидеть все это. Панельная дискуссия «Актуальные аспекты введения ФГОС основного общего образования», начатая в Центре культуры имени Потапова, переросла в разговор о том, как учебным заведениям удается осуществлять самые амбициозные проекты и придумывать оригинальные ходы, отвечая вызовам современности, в школе №1. Демонстрация лабораторий открытий, созданных для претворения творческих задумок одаренных детей, состоялась в Амгинском лицее, известном своим головокружительным технопарком «От олонхо к заездам», а открытые уроки прошли в школе №2.
Кстати, один из подобных уроков давала участник конкурса «Учитель года России-2014» Ирина Бочкарева, преподаватель русского языка и литературы 2-й школы имени В.В.Расторгуева. Беседуя с пятиклассниками о звуках речи на уроке русского языка, педагог проводила лингвистическую эстафету и предлагала найти ведущую интонацию в стихах, объясняла, почему глухой, но сильный сосед стремится подчинить своим законам звонкий, но слабый звук. В качестве домашнего задания она предложила ученикам провести лингвистический эксперимент, сопоставив русские, якутские и английские поговорки и сравнив количество гласных и согласных в тех и других. По ФГОС Бочкарева работает только первый год, но новичком себя не ощущает, возможно, уверенности ей придает опыт, приобретенный участием в российском ристалище по профмастерству, а скорее всего - желание дать шанс ребенку проявить себя.
Стихи о сардане писала и она. Этому способствовала атмосфера литературной гостиной, на которой собрались педагоги и управленцы из разных уголков Якутии, объединенные стремлением поделиться проблемами и достижениями по внедрению ФГОС, ведь перво-наперво нами движут чувства, именно они рождают мысли, а уже те диктуют поступки. Для того чтобы внедрять самые инновационные идеи, сначала надо поймать настроение. А его даст только поэзия. И тогда даже обычная снежинка превратится в самый настоящий бриллиант.

с. Амга, Амгинский улус, Республика Саха (Якутия), фото автора