- Я очень рада нашей встрече, - сказала Валентина Ивановна. - Поскольку считала и продолжаю считать, что учителя - это главные, ключевые фигуры в стране, которые формируют будущее. Я хорошо знаю, какой это тяжелый и ответственный труд. Вместе с «Учительской газетой» мы договорились организовать такое общение, чтобы понять, как сегодня складываются отношения учительства и власти, как вам живется, что делается на местах, меняется ли что-то в лучшую сторону. После 1998 года ситуация в стране действительно была из самых тяжелейших, когда не было средств даже для того, чтобы купить мел, когда учителя месяцами не получали зарплату, годами не выплачивались пособия на методическую литературу. Я много ездила по регионам, и мне как представителю власти было больно заходить и видеть, насколько обветшали, обнищали наши школы и в каких условиях приходится трудиться учительству. Несмотря на все сложности, без зарплаты, без средств, вы честно, мужественно, добросовестно выполняли свой долг. Вы не дали развалиться школе, не дали утратить лучшие традиции российского образования, которые были накоплены за годы его существования, традиции, которыми мы гордились. И слава Богу, что сегодня наша школа, наше образование задышали. Рано, конечно, говорить о том, что все проблемы уже позади. Это далеко не так. Но тем не менее положение дел изменилось, мы все реже говорим о задержках заработной платы, задержках отпускных. Я недавно пообщалась со всеми главами субъектов, и у меня нет тревоги по поводу выплаты отпускных. В частности, буквально только что расстались с губернатором Архангельской области, который с гордостью доложил: все учителя уйдут в отпуск с деньгами. Это, безусловно, радует.

Я прекрасно понимаю, что условия, в которых вы работаете, еще очень сложные. Это касается материальной базы образовательных учреждений, оборудования, состояния школ. Хотя, надо признать, многое делалось и делается для улучшения в этой области. Вы знаете, что федеральный бюджет ежегодно увеличивал средства на образование на 50-60%. Такая же ситуация и во многих субъектах Федерации, и самое главное, пожалуй, что и президент, и власть всех уровней в целом подтвердили, что образование является главным приоритетом. То есть появилось понимание того, что если мы не будем сегодня вкладывать деньги в интеллектуальный потенциал страны, то не будем иметь будущего. Обнадеживает, что это понимание приоритетности образования закрепилось во многих головах на всех уровнях власти. Наверное, практическое подтверждение этому не везде равное, но движение вперед очевидно. Вы знаете, сколько мы вместе с «Учительской газетой» боролись за возвращение школе ее государственного статуса. Чтобы ни учитель, ни школа как таковая не зависели от финансовых возможностей муниципальных образований, и в конечном итоге президент поддержал такое предложение. В Госдуму был внесен закон о переводе заработной платы учителей на уровень субъектов Федерации. Несомненно, закон о местном самоуправлении, развитие местного самоуправления сыграло очень важную роль, оно позволило приблизить власть к населению и сделать последнее соучастником управления, но необходимо понимать, что сегодня местные органы власти с финансовой точки зрения обеспечены очень слабо и не могут в полной мере нести ответственность за состояние школы, состояние образования. Большинство субъектов уже пошли по пути возвращения заработной платы на уровень выше местного, что сразу позволило значительно стабилизировать ситуацию с выплатой зарплаты, уменьшило долги и, более того, сделало возможным разговор о ее увеличении. С 1 октября 2003 года предполагается увеличение зарплаты бюджетникам на 33%. В тех территориях, где есть возможность делать это более быстрыми темпами, это всячески поддерживается.

Сегодня мы серьезное внимание уделяем воспитательной роли школы, воспитательной роли учителя. И хорошо, что в последнее время стали говорить об этом больше. Невозможно отделить процесс обучения от воспитания, и та тенденция, что некоторое время присутствовала: учитель - человек, отчитавший свои уроки и свободный от всяких обязательств, конечно же, неправильна. Можно привести высказывания многих классиков от Сухомлинского до Макаренко, которые считали оба процесса - воспитания и обучения - неразрывными, и привести в пример саму жизнь, что подтвердила эту истину, и потому я глубоко убеждена, что воспитательная роль школы должна и будет возрастать.

Параллельно с решением тех сложных накопившихся проблем и задач, с которыми сталкивается школа, был запущен механизм модернизации образования. Мы постарались уйти от слова «реформа», поскольку все устали от его частого употребления и от зачастую непродуманных действий, скрывающихся за ним. Модернизацию образования спровоцировала сама действительность, жизнь потребовала внесения новых нюансов, расстановки новых акцентов. Сегодня очень активно развиваются информационные технологии, в том числе и в образовании. Школе нельзя оставаться в стороне. Задачи подготовки кадров сегодня уже другие: нашим детям жить в условиях новой рыночной экономики, а это, естественно, требует иного отношения, иного менталитета. Все это нашло отражение в той программе модернизации образования, которая была принята правительством. Наверное, что-то получается, что-то нет, мне бы хотелось услышать вашу точку зрения, ваше понимание происходящего. Ведь во всех наших начинаниях, касающихся совершенствования образования, ведущая, ключевая роль принадлежит, конечно же, учителям. Не управленцам и руководителям разных уровней, а именно учителям. Через вас проходят все новации, что появляются в образовании, и многие из вас, являясь лучшими в своих территориях, как раз и задают ту планку, тот тон модернизации, который потом получает жизнь и развивается во многих учебных заведениях. Вспомните, когда мы начали разговор о компьютеризации системы образования, имея в виду не только сам факт постановки компьютера и обучения ребят информатике, а компьютеризации в широком смысле слова как возможности перевести образовательный процесс на новые информационные рельсы, сколько было скептиков. Однако сегодня мы можем констатировать, что система компьютеризации школ, включая сельские, практически завершена. Наверное, еще недостаточно компьютеров, электронных учебников и нужно еще развивать и развивать это направление, но все мы уже понимаем, что без этого не можем вести учебный процесс, касается ли это преподавания литературы, биологии, физики. Мы очень рассчитываем, что передовой отряд учительства, представленный в вашем лице, и будет тем мотором, двигающим образование в нужном направлении. Я бы хотела поздравить вас с тем, что вы признаны лучшими, поблагодарить за большой и важный труд, творчество и желание сделать больше, чем кто-то другой, и предложить диалог о проблемах школы, вашем видении ситуации, на что надо обратить внимание власти, поскольку полномочное представительство, как президентская ветвь власти, на мой взгляд, должно играть важную роль не только в контроле за состоянием образования, но и в поддержке образования всеми возможными формами.

Сельская школа

Татьяна Сеппянен, зам. директора по воспитательной работе Пряжинской средней школы (Республика Карелия):

- Поскольку наш район является сельским, меня волнует такая проблема, как оптимизация сети сельских школ. На деле она часто сводится к закрытию малокомплектных школ. Происходит это по той причине, что нормативная база сильно устарела, типовые штаты не соответствуют современным школьным требованиям. Например, давно уже существуют компьютерные классы, их кто-то должен обслуживать, а типовых штатов инженера по обслуживанию техники нет. Нет штатов водителей школьных автобусов, логопедов, психологов, социальных работников. Те люди, которых мы просим выполнять эти обязанности, попадают под сокращение. По Закону «Об образовании» директор школы имеет право вводить перечисленные должности самостоятельно, но финансовые органы, увы, чаще пользуются другими документами, а не Законом «Об образовании».

- Вторая проблема в том, что мы сами иногда вынуждены пойти на сокращение малокомплектных школ, потому что не в состоянии обеспечить содержание здания. Очень высокие тарифы за электроэнергию и коммунальные услуги.

В.М.: Что касается тарифов, образовательные учреждения попадают по ним под статус социальных учреждений и пользуются льготами.

- Даже льготные тарифы для нас обременительны. Когда мы не справляемся, нам просто отключают весь поселок.

В.М.: Татьяна Павловна, скажите, пожалуйста, при закрытии сельских малокомплектных школ создаются ли условия для обучения ребят в других школах? Решаются ли вопросы их транспортной доставки?

- Да. В нашем районе, например, закрывается одна школа, и мы организуем подвоз учеников и их проживание в интернате. Другое дело, что интернат получается очень малочисленным: всего четыре ребенка. И нет такого документа, который позволял бы нам содержать ночную няню, поэтому мы нарушаем закон для того, чтобы обучать этих четырех человек.

В.М.: Когда мы вели речь о компьютеризации системы образования, то договаривались о том, что в каждом районе будут созданы центры по обслуживанию компьютерной техники. Созданы ли такие центры в Карелии?

- Нет. Обучающий республиканский есть, а обслуживающих нет. Так же дела обстоят и со школьными автобусами: парк машин есть, а персонала по его обслуживанию нет.

В.М.: Татьяна Павловна, продолжается ли жизнь в селах, где школа закрыта? Или село постепенно умирает?

- Вообще очередь школы - последняя. Дело в том, что есть места, в которых нет смысла беречь школу, поскольку нет работы, население маргинализируется. Ее, может быть, и стоит закрыть, чтобы люди стали более подвижны, уехали, дав детям возможность учиться. Но там, где село бережет школу, где люди держатся за работу, ее необходимо сохранять.

В.М.: Я согласна с тем, что оптимизация сельских школ не должна быть кампанией. Нужен индивидуальный подход. Главное, чтобы мы думали о детях, о возможности дать им хорошее, доступное образование.

Елена Пиетиляйнен, учитель русского языка и литературы Чупинской средней школы Лоухского района (Республика Карелия):

- В продолжение темы закрытия школ. Не нужно торопиться. Мы уже обожглись с закрытием детских садов. Сейчас наблюдается рост рождаемости, и очереди в детские сады постепенно становятся гигантскими. Но нет законодательной базы, чтобы вернуть прежние функции зданий. Не получится ли так же со школами? Мне кажется, надо действовать на перспективу.

Геннадий Комар, учитель физики, информатики, черчения Ритупской средней школы (Псковская область):

- Наш район представляет собой хуторную систему, то есть постройки находятся друг от друга на довольно приличном расстоянии. Детей в школы возят на автобусах, и так как я преподаю ОБЖ , меня в первую очередь волнует безопасность детей при подвозе. Состояние автобусов, в которых находятся дети, представляет собой ужасающую картину. Поломки могут случаться часто и где угодно. Хорошо, если это произойдет близ большого поселка, куда ходу 1,5 - 2 километра, а если зимой и до ближайшего населенного пункта - 15 километров? Необходим более жесткий контроль за техническим состоянием школьных автобусов.

- Что касается внешнего и внутреннего состояния школ, то возможно ли внести изменения в законодательную базу с тем, чтобы были программы поддержки сельской школы? Можно ли провести целевой статьей в региональных бюджетах две программы: внешнее и внутреннее состояние школ. Если в течение года одну из них приведут в порядок, это уже будет большой плюс. На данный момент согласно Закону «О местном самоуправлении» такие статьи проводить нельзя.

В.М.: Такого законодательного запрета нет. При распределении трансфертов на уровне области между муниципальными образованиями губернатор вправе принять решение, утвердить инвестиционную программу по ремонту каких-либо школ на территории выдачи денег. Вы знаете, что сейчас в Госдуме рассматривается закон о распределении полномочий между различными уровнями власти: федеральной, региональной и местной, где будет прописано, какой уровень власти за что отвечает. Главное, что под эти обязательства, обязанности будет прописана финансовая база, то есть будет известно, какие налоги будут оставаться в местном самоуправлении, какие в регионе, какие на федеральном уровне, чтобы их было достаточно для выполнения функций. Думаю, что этот закон расставит точки над «i» и возникнет понимание, кто и за счет каких источников должен выполнить те или иные задачи. Пока все зависит от понимания губернатора. Я знаю много примеров, где строятся новые школы, а старые ремонтируются. Есть и те, кто к этому относится спокойно, мол, ситуация не критическая, можно пережить. Это неправильно. Должен быть план ремонта, реконструкции оборудования школ в регионе, выстроенный в зависимости от приоритетности, состояния и финансовых возможностей. Вскоре я буду встречаться со всеми губернаторами округа, устрою им после встречи с вами «круглый стол» и поговорю по поводу конкретных поручений, кому на что обратить внимание в летний период.

Виталий Широтов, учитель русского языка и литературы троицко-печерской средней школы №1 (Республика Коми):

- Самые насущные проблемы сельской школы - электропроводка и крыша. Их нужно решать в срочном порядке. Второе. В ряде регионов есть законодательно утвержденная норма: молодой специалист, приступающий к работе, получает стартовый 11-й разряд. 2 года ему дается, чтобы пройти аттестацию и подтвердить этот тариф. Почему бы не ввести это повсеместно?

В.М.: Разве в Петербурге не присваивают сейчас молодому специалисту 11-й разряд?

- Нет, не выше 9-го.

В.М.: По поводу электропроводки. Сейчас над специальной программой работает Минобразование, и мы после тех страшных пожаров, повлекших гибель детей, дали жесткое указание по линии МЧС, по линии глав регионов провести полное комплексное обследование состояния школьных зданий, интернатов, детских домов с точки зрения их противопожарной безопасности и принятия дополнительных мер. Мы держим ситуацию на контроле. К 1 сентября каждый губернатор должен будет отчитаться, и в первую очередь это будет касаться состояния электропроводки. Мы не можем рисковать жизнью детей.

ЕГЭ

Юрий Молотков, учитель средней школы №5 г. Сокола (Вологодская область):

- В ближайшие годы единый государственный экзамен коснется всего населения России. Сегодня Москва является единственным центром, который разрабатывает и проводит ЕГЭ, и в тех регионах, где он прошел, уже возникает множество проблем. У каждого региона есть свои особенности: у нас, например, огромное количество сельских школ, большие территории. Нам кажется, что есть необходимость создать такой центр по проведению ЕГЭ у нас на Северо-Западе на базе одного из городов. В частности, мы предлагаем Вологду. У нас очень большие наработки по проведению тестирования.

В.М.: Очень хорошее предложение!

- Еще одно, о чем я хочу сказать, это зарплата учителей. В настоящее время правительством принимается ряд мер по ее повышению, но давайте сопоставим реальные цифры. Сейчас ставка среднего 12-го разряда учителя составляет порядка 1300 рублей. Повышение зарплаты на 33% приведет к повышению ставки до 1700 рублей. Это не изменит материального положения учителя. Скажу честно, Валентина Ивановна, у нас учителя живут очень плохо. Тянут от зарплаты до зарплаты.

Дина Мулкахайнен, учитель русского языка и литературы гимназии №1 г. Калининграда:

- Хотелось бы, чтобы прозвучало и наше беспокойство по поводу изменения режима пересечения всех границ с 1 июля. Мы столкнулись с невозможностью отправить детей на отдых и лечение за пределы области.

Светлана Астанина, учитель биологии гимназии №1 (Мурманск):

- Проблема создания условий для повышения научно-методического уровня учителя тоже заслуживает внимания. Сегодня информация ежегодно возрастает в 2-3 раза, и учителю просто необходимо быть в курсе событий. Если у него этой возможности нет, эффективность учебно-образовательного процесса резко снижается и ведет к перегрузкам детей. Может быть, здесь сыграет свою роль стимулирующая оплата труда, но более мобильная, чем раз в 5 лет, как проходят квалификационные курсы. И, конечно же, методические пособия, которые учителю сейчас не приобрести.

В.М.: Обеспечение школ методическими пособиями осуществляется централизованно или это ответственность учителя?

- Как правило, последнее.

Жилье для учителя

Андрей Иванов, учитель химии средней школы №2 г.Пестово (Новгородская область):

- Сделать профессию учителя привлекательной могла бы не только хорошая зарплата, но и предоставление жилья молодым специалистам либо возможность купить жилье на льготных условиях.

В.М.: В законодательстве есть норма о предоставлении жилья сельскому учителю.

- Это так, но мне, например, предоставили дом, которому 70 лет. Взять же ссуду в банке на покупку жилья практически невозможно. Помимо того, что там нужно поручительство, необходима еще и обязательная стабильность зарплаты в 3 тысячи рублей. Сроки выплаты займа короткие, а проценты большие.

Наталья Соколова, учитель истории и обществоведения лицея «Развитие» (Псков):

- Позвольте добавить. У нас по области существует закон о помощи в получении жилья молодым семьям до 30 лет, имеющим одного ребенка. В администрации на мой вопрос ответили, что этот закон распространяется только на госслужащих.

В.М.: Такого закона, отдельного для госслужащих, нет. Федеральное правительство приняло программу «Жилье для молодых семей», которая в этом году начала работать в экспериментальном порядке. На нее выделено около 500 миллионов рублей. Мы хотим ее отработать и со следующего года запустить в более широком формате, в первую очередь обращая внимание на семьи молодых учителей, врачей, что не в состоянии сами приобрести жилье. Что касается субсидий, то эту проблему можно решить в каждом регионе, то есть за счет регионального бюджета компенсировать проценты для банков. Механизмы у каждого региона могут быть свои. Мы постараемся подумать с губернаторами о программе по округу и единых подходах. Я понимаю, что без ссуд на учительскую зарплату жилья не купить.

Автономия школы

Игорь СМИРНОВ, учитель немецкого языка средней школы №9 г. Гатчины (Ленинградская область):

- Мы привыкли обсуждать проблемы, но мне думается, иногда не используем возможности, которые имеем сами. Всех почему-то настораживает такое понятие, как автономия школы. Но автономия - это ответственность учебного заведения, его решение проблем на своем уровне. Как часто мы затрагиваем типично учительские проблемы: оплата классного руководства, оплата за проверку тетрадей и т.д.? А это компетенция образовательных учреждений, и у каждого из них есть свой надтарифный фонд. Наш составляет 18 тысяч рублей. И мы этот фонд распределяем все вместе. Проблема в другом: местная власть берет с нас дополнительно 25% налога за эксплуатацию здания, не вкладывая при этом ни копейки на его содержание вот уже на протяжении многих лет.

Педагогические кадры

Владимир ИЛЬИН, учитель физики физико-математической гимназии №30 (Санкт-Петербург):

- Если обсуждать кадровую проблему, то несколько лет наши школы не могут получить пополнение из РГПУ им. А.И.Герцена. Выпускники педагогического вуза не идут работать в школу. Может быть, имеет смысл вернуться к идее обязательной отработки?

В.М.: Нынешнее законодательство этого не позволяет. Только сейчас вносится изменение о переходе на договорную систему, когда человек, проучившийся за государственный счет пять лет, должен будет иметь обязательства перед государством.

Есть еще один аспект, который мог бы помочь закрепить учителя в школе: поощрение. У нас на Васильевском острове 4 тысячи учителей, ежегодно на них выделяется лишь 4 единицы звания «Заслуженный учитель РФ». Этого очень мало.

Татьяна ШМУРЕНКО, учитель русского языка и литературы средней школы №351 (Санкт-Петербург):

- Я бы хотела заметить, что статус учителя необходимо повышать и с помощью СМИ. В городе даже не знают, что проводится конкурс «Учитель года»! В местной прессе это никак не отражается. Мне по-хорошему было завидно, когда Ленинградская область чествовала своих победителей в Юсуповском дворце. У нас такого не было никогда.

Игорь КАРАЧЕВЦЕВ, учитель истории и обществоведения гимназии №166 (Санкт-Петербург):

- Еще одна проблема нуждается в обозначении. Вот уже год наша гимназия работает в режиме образовательного комплекса. По городу идет процесс создания таких учреждений. Но мне, как учителю, видится, что он происходит больше за счет механического объединения учебных заведений, когда к тем школам, что имеют высокий рейтинг среди населения, присоединяют школы, умирающие естественной смертью. Нормативно-финансовой базы существования комплексов нет как на региональном, так и на федеральном уровне. Может статься, что учитель, работающий в комплексе, которого нет в реестре образовательных учреждений, окажется социально не защищенным.

В.М.: Я знаю, что не все одинаково относятся к идее создания таких комплексов.

- Это действительно так, но я данную идею поддерживаю. Правда, в том случае, если в результате объединения произойдет создание единой образовательной среды и на научно-методическом, и на учебно-воспитательном уровнях. Если все сводится к тому, что «сильная» школа ремонтирует здание умирающей, то идея себя не оправдывает.

В.М.: Благодарю всех участников «круглого стола». Я была очень рада нашей встрече. Это действительно мощная эмоциональная и интеллектуальная подпитка. Обещаю, что весь наш разговор буду транслировать на встрече с губернаторами уже в конкретной постановке, и, конечно же, я и мои коллеги по полпредству возьмем на контроль то, о чем вы, уважаемые учителя, сегодня говорили.

Санкт-Петербург