Хорошее российское кино уже не исключение из правил. В этом ряду можно назвать «Училку» Алексея Петрухина, «Страну ОЗ» Василия Сигарева, «Орлеан» Андрея Прошкина, «Родину» Петра Буслова, «Иерей-сан. Исповедь самурая» Егора Баранова, «14+» Андрея Зайцева. Выдающееся кино тоже случилось, например, «Милый Ханс, дорогой Петр», в котором Александр Миндадзе попытался осмыслить корни исторической вины народа, в данном случае немцев, за войну с СССР. Практически обо всех этих фильмах мы писали в течение года.   
Но есть ленты, которые незаслуженно прошли мимо внимания критиков и зрителей, не будучи в широком прокате. Слышали вы, к примеру, о картине «Излечить страх» («Лука») Александра Пархоменко? Уже только два факта о фильме стоят уважения - в наше, мягко говоря, непростое в отношениях с Украиной  время фильм снимался в основном на этой земле, тут три некогда братские республики (вместе с Белоруссией) были воедино. А все потому, что главный герой ленты - удивительный человек, гениальный врач-хирург Валентин Войно-Ясенецкий, в годы советского террора ставший архиепископом и святителем Лукой Крымским. Его жизнь полна невероятных событий: он пожертвовал даром художника, чтобы помогать людям, прошел как хирург три войны, написал несколько медицинских работ, принесших ему мировую известность, в разгар антирелигиозного террора принял сан, претерпел аресты, пытки, ссылки, ослеп. Признанием его заслуг стала Сталинская премия, полученная им во время Великой Отечественной войны, во время ссылки. Сыгравшим Войно-Ясенецкого в молодости и старости Андрею Саминину и Виталию Безрукову удалось передать драму святителя Луки, его потрясающую силу духа и мужество.
«Ангелы революции» Алексея Федорченко о той же страшной и великой эпохе, и, на мой взгляд, лучший фильм 2015 года. Причем по всем основным статьям - сценарий, режиссура, работа художника, операторская работа, музыка, и Федорченко проявил себя во всех этих ипостасях, кроме двух последних. Интересно, что даже в авторском кино он всегда считался маргиналом, снимающим странные, непонятные большинству фильмы,  взять хоть его «Овсянок». Федорченко и его постоянный соавтор - писатель и сценарист Денис Осокин - самые настоящие мифотворцы, но предпочитающие творить не на проезжей, столбовой дороге, а в глухих лесах, где обрываются всякие тропы. Их буйная фантазия искала причудливый материал для преображения в новую реальность - обрывки почти забытых народных сказаний, легенд, обрядов и отзвуки древнего коллективного подсознания, и идеальными для них оказались предания малых народов, в частности марийцев. Разумеется, не стоит ждать от Федорченко и Осокина (первый писал сценарий сам, но использовал в фильме фрагменты четырех книг своего друга) иллюстрацию к биографиям великих ниспровергателей художественных канонов, хотя главным героям совершенно отчетливо заданы реальные прототипы - Эйзенштейн, Малевич, Мейерхольд. Сходство тут не буквальное (внешне герои даже не похожи на своих альтер эго), а духовное. И характерные, с народной фактурой актеры Дарья Екамасова, Олег Ягодин, Павел Басов, Константин Балакирев, Алексей Солончев, Георгий Иобадзе  точно его передали.
История авангардистов дана Федорченко как бы происходящей в параллельном мире, в котором действуют вывернутые законы этого странного искусства. Мы словно оказываемся внутри живого, движущегося киноряда из сменяющихся авангардных картин - в ленте есть гениальный образ кино, проецируемого, как на экран, на дым от костра, похожего на галлюцинацию, на мираж.
Поэтому все окружающие предметы здесь такие живописные: если уж изба, то вся в цветной резьбе, с лубочными фигурами пионеров на крыше, если уж памятник, то «товарищу Иуде Искариоту, первому в истории богоборцу». И Алексеем Федорченко как художником ленты здесь можно только восторгаться и невольно сравнивать с Сергеем Параджановым. В этом мире ангелы Божии скинуты на землю, ютясь в комнате (сознании) маленькой девочки, а небо совершенно буквально экспроприировали большевики (даже воздушный шар здесь носит название Наркомнебо). Персонажи, которых и впрямь можно назвать ангелами революции, собираются вокруг легендарной Полины Шнайдер (она и впрямь существовала и была зам. наркома просвещения Крыма).
Честно говоря, я была поражена, узнав, насколько строчка в начале картины «фильм основан на реальных событиях» не шутка. Обыгранное в сюжете ленты восстание хантов против советской власти действительно имело место («большая самоедская война», как ее называют оленеводы), просто все происходящее в фильме доведено до самой яркой точки абсурда. Федорченко и называет жанр, в котором работает, документальной сказкой. В этот раз она у него получилась гениальной, полной открытий для потомков тех самых темных ангелов.
С нечистыми страстями имеет дело и самый провокационный и откровенный фильм года «Любовь» француза Гаспара Ноэ, ставший фаворитом  многих российских кинокритиков. Это так называемый фильм для взрослых: в нем секс, секс, много секса. Что и говорить, галлы, как никто, знают толк в чувственности, они исследуют животную природу человека предельно жестко и натуралистично, для них практически не существует табу. И именно поэтому, как бы странно это ни звучало, история запутанных отношений одного парня и двух девушек приходит к неизбежному моральному выводу - бойтесь своих желаний, точнее их необузданности, они разрушат вашу жизнь. Героя они привели к тому, что от него ушла самая большая любовь его жизни. Самые удивительные сцены режиссер приберег на финал, и они целомудренны. Ведь  лучше поздно, чем никогда, сказать друг другу: «Пожалуйста, не покидай меня.   Я буду любить тебя всегда».
«14+» Андрея Зайцева тоже о любви, но чистой и нежной, потому что это первая любовь. Пожалуй, это самый лирический и нежный отечественный фильм года. Всем мамам и папам чад, вступивших в подростковый возраст, смотреть обязательно. Вы вспомните, каково это - быть уже не ребенком, но еще и не взрослым, какое мужество требуется, чтобы подойти к самой красивой девочке на свете, как это странно - впервые ощутить на своих губах поцелуй. Юные актеры Глеб Калюжный и Ульяна Васькович играют трепетно и искренне. Молодому режиссеру удалось передать настроение и драйв современных тинейджеров, которые не мыслят своего общения без соцсетей и почти разучились связно говорить. Дополнительный бонус ленты - юмор. Чего стоит только сцена сжигания ковра на помойке как источника порчи...   
Напоследок не могу не упомянуть о самом интересном анимационном фильме года «Маленький принц», выходящем в наш прокат аккурат перед Новым годом. В нем сошлись все особые ингредиенты для волшебства - пронзительная бессмертная история Антуана де Сент-Экзюпери, неповторимый французский шарм (соотечественники автора сами взялись за дело, хотя и привлекли американцев; к счастью, в российском переводе слышна французская, а не английская озвучка) и режиссерский гений автора легендарной «Кунг-фу Панды» Марка Осборна. Первый полнометражный мультфильм о Маленьком принце получился чудесным,  авторам удалось гармонично совместить мир Сент-Экзюпери (главные герои сохранили черты, нарисованные самим автором) и современные технологии (CGI, трехмерную компьютерную графику), разделив  сюжет на современную часть и воспоминания. История приблизилась к нынешним детям благодаря введению нового персонажа - современной девочки, которую слишком деловая мама мечтает сделать успешным финансистом. Но героиня в душе жаждет того же, что и каждый ребенок, - найти настоящего друга и испытать захватывающие приключения. И то и другое в ее жизни появляется после знакомства со старым авиатором - тем самым пилотом, который встретил в пустыне странного мальчика. Летчик состарился, но не отказался от мечты найти Маленького принца, который собирался улететь на свою планету. А поможет ему в этом девочка.
«Маленький принц» уже стал самым успешным французским мультфильмом, во всем мире его посмотрели уже свыше 14 миллионов человек. Уверена, что наши зрители его тоже оценят. Рекомендовано к просмотру всем, кто верит, что зорко одно лишь сердце!

Другие заметные фильмы года. Сборный рейтинг российских кинокритиков:
«Новейший завет», реж. Жако Ван Дормель
«Кэрол», реж. Тодд Хейнс
«Кладбище великолепия», реж. Апичатпонг Вирасетакул
«Аномализа», реж. Чарли Кауфман
«Такси», реж. Джафара Панахи
«Сын Саула», реж. Ласло Немеш
«Под электрическими облаками», реж. Алексей Герман-младший
«Лобстер», реж. Йоргос Лантимос
«Безумный Макс: Дорога ярости», реж. Джордж Миллер
«Девушка без комплексов», реж. Джадд Апатоу
«Дипан», реж. Жак Одиар
«Рыцарь кубков», реж. Терренс Малик