​Евгений МАЛЕВАНОВ, ректор АПКиППРО:
Станет ли Российское движение школьников всероссийским?


Я считаю, что главным событием стало озвучивание на государственном уровне планов по созданию Российского движения школьников. Пока не совсем ясно, как будет организована его деятельность, но по своему возможному влиянию на содержание школьной жизни, жизни подростков и их родителей это событие лидирует в сравнении с другими. Будет ли это повтором на новом этапе прежде существовавших детско-молодежных общественных организаций со всеми их плюсами и минусами или чем-то принципиально новым - главное то, что, судя по всему, организация войдет в деятельность каждой школы и, возможно, в жизнь каждой семьи, где есть ребенок школьного возраста. Отдельный вопрос, возьмет ли организация на себя формирование личностных компетенций как части ФГОС общего образования. Какое место займет в реализации механизмов государственно-общественного управления образованием? Сколько времени уйдет на необходимую подготовку достаточного количества молодых (и не очень) педагогических кадров для обеспечения деятельности организации? И главное - как скоро движение станет действительно всероссийским? Это, я надеюсь, мы узнаем уже в 2016 году!

Любовь ДУХАНИНА, президент образовательного холдинга «Наследник», руководитель рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности»:
Мы в Топе!


Среди наиболее ярких результатов года хочу выделить достойное представление российских университетов в мировых рейтингах. Наши университеты - участники проекта 5-100 показали замечательные результаты в отраслевых и предметных рейтингах, продемонстрировав традиционно высокое качество российского высшего образования в области физики, математики, инженерно-технических и естественных наук. Так, в уходящем году сразу три российских вуза - МИФИ, МГУ и НГУ - вошли в Топ-100 рейтинга THE по физическим наукам. В отраслевом рейтинге QS МГУ занимает места в первой сотне сразу по трем направлениям: гуманитарные науки и искусство, инженерно-технические дисциплины и естествознание. ВШЭ в этом рейтинге представлена по направлению «Изучение социально-экономического и политического развития», МИФИ - по направлению «Физика и астрономия».
Необходимо сказать, что государственный проект по повышению конкурентоспособности университетов уже оказал в целом позитивное влияние на развитие российского высшего образования, позволил нашей стране включиться в гонку по созданию вузов мирового класса. Увеличилось число публикаций в международных базах Web of Science и SCOPUS. Мы наблюдаем рост среднего показателя цитируемости российских ученых. Наряду с образовательной деятельностью в университетах активизировалась научная работа - это один из ключевых положительных результатов. Вузы получили возможность вести фундаментальные и прикладные исследования по актуальным научным направлениям. Создаются новые лаборатории, которые оснащаются передовым оборудованием. Безусловно, развитие университетской науки должно оставаться ключевым стратегическим приоритетом не только в наступающем году - в ближайшем десятилетии. Пожелаю нашим университетам в 2016-м эффективной работы и заметного прогресса, приумножить свои результаты!   
Хотелось бы отметить значительное продвижение в обеспечении местами в детсадах дошколят. Мы можем говорить, что эта задача практически решена. Показатель доступности дошкольного образования составляет 98,47%. В то же время в ряде регионов еще необходимо усиление по этому направлению. Надеюсь, в новом году мы увидим результат. Важно понимать, что в условиях роста рождаемости правильное своевременное решение проблемы нехватки мест в дошкольных учреждениях имеет пролонгированный эффект: будут рождаться новые дети, сегодняшние дошколята будут переходить из одной возрастной группы в другую - и все должны быть обеспечены местами в дошкольном учреждении. 
Вот такая палитра событий года - от детского сада до университета. Пусть 2016 год всем принесет успех!

Сергей КРАВЦОВ, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки:
ЕГЭ перестал быть «угадайкой»


Для нас этот год стал весьма насыщенным: удалось закрепить положительные сдвиги, которые были достигнуты в предыдущем году, и начать новые перспективные проекты, цель которых - повышение качества образования на всех уровнях.
Второй год подряд мы смогли обеспечить объективное и честное проведение единых государственных экзаменов. Они прошли без утечек экзаменационных материалов и списывания. Школьники продемонстрировали свои реальные знания и пришли с этими результатами в вузы. Мы видим, что увеличилось число выпускников из регионов, которые становятся студентами ведущих вузов России. Эту возможность им дал объективный ЕГЭ.
Мы убрали тестовую часть из заданий практически по всем предметам. ЕГЭ перестал быть «угадайкой», на которую справедливо пеняли и родители, и педагоги. Выпускник больше не может случайно выбрать правильный ответ, он должен его знать и продемонстрировать свои знания на экзамене.
Приятно отметить, что по большинству предметов средний тестовый балл на ЕГЭ в 2015 году вырос по сравнению с предыдущим годом. Школьники стали более ответственно готовиться к экзаменам, рассчитывать на свои знания, а не на возможность списать.
Для нас важна объективность не только на ЕГЭ, и в прошедшем году мы начали целый ряд новых проектов по оценке качества образования на всех уровнях. Это и НИКО - национальные исследования качества образования, и исследования профессиональных компетенций учителей, и Всероссийские проверочные работы, апробация которых успешно прошла в декабре. Для координации и сопровождения всех этих исследований был создан Федеральный институт оценки качества образования.
В 2015 году начат эксперимент по независимой оценке знаний студентов вузов, когда экзамены у них принимали не те преподаватели, которые читали им лекции. Мы намерены максимально продвигать и расширять такую практику в дальнейшем.
В прошедшем году продолжалась работа по проверкам вузов, качество обучения в которых вызывает сомнения. За два года были лишены лицензий или сами отозвали их из реестра, не дожидаясь наших проверок, почти 800 вузов и филиалов. Еще ряду вузов было отказано в аккредитации образовательных программ и запрещен набор студентов. Система высшего образования очищается от вузов, не способных дать своим студентам реальные качественные знания. И в следующем году мы рассчитываем в целом завершить наведение порядка в этой сфере.
В новом году я хочу пожелать учителям благодарных учеников и больше поводов гордиться их успехами. Ведь для истинного педагога нет большей радости, чем видеть, что ученик оправдал его надежды.
Я хочу также поблагодарить весь коллектив «Учительской газеты» за вдумчивый, профессиональный и неравнодушный подход к освещению проблем образования и сотрудничество по продвижению инициатив, направленных на повышение его качества. Успехов вам в новом году!

Ярослав КУЗЬМИНОВ, ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»:
Под знаком мировых рейтингов


2015 год запомнился многим - вернулось итоговое сочинение в школьные экзамены, развивается проект WorldSkills, решено создать опорные вузы, проведен первый мониторинг эффективности трудоустройства выпускников вузов... Но мне бы хотелось особо выделить следующие события.
В этом году стартовало несколько долгосрочных проектов, оценивать эффект которых пока еще рано, но, думаю, именно они когда-то внесут 2015 год в историю образования в России. Открылась Национальная платформа онлайн-образования, первый российский ресурс MOOC, который опирается на репутацию ведущих университетов. Со временем проект может вырасти в серьезный самостоятельный сегмент высшего и дополнительного образования, онлайн-курсы смогут повысить качество преподавания отдельных дисциплин в реальных университетах. Понятно, что в огромной стране с сотнями вузов нельзя найти сотни сильнейших преподавателей по каждому предмету, на всех не хватит чисто физически. У одного вуза прекрасный, условно, специалист по конституционному праву, у другого - по когнитивной психологии. Теперь они могут обменяться соответствующими курсами на платформе, внести их в программу своих студентов и в итоге получить серьезный выигрыш в качестве подготовки выпускников. Более того, для российского высшего образования широкое использование МООС может быть ответом на вызовы недофинансирования и низкого качества.
Для ведущих российских вузов год прошел под знаком мировых рейтингов. Такой концентрации новостей о признании высокого уровня нашего высшего образования на мировой арене до этого не наблюдалось. Первый серьезный прорыв мы отмечаем в отраслевых и предметных рейтингах ведущих глобальных систем - QS и THE. Еще три года назад всего два российских вуза (МГУ и СПбГУ) входили в топы, в 2015 году эта цифра увеличилась до 11, из них семь университетов входят в программу повышения глобальной конкурентоспособности 5-100. Кстати, число участников проекта в этом году было расширено, в том числе впервые в проекте появился медицинский вуз - Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова.
Запомнился год и началом важнейшего проекта в школьном образовании - «Учитель для России». Он возник из личного знакомства инициативных молодых людей из Петербурга с выпускниками глобального проекта Teach for All, в котором выпускники лучших вузов страны в течение двух лет работают в трудных школах своей страны. Скептики думали, что в России таких добровольцев не окажется, что в наших элитных вузах эгоцентричная, практичная молодежь. Но они ошиблись: в первый же год на программу был огромный конкурс, и больше сорока талантливых ребят сейчас преподают в школах Подмосковья. Проект поддержан Сбербанком и Высшей школой экономики. Он расширяет возможности вхождения в учительскую профессию, повышает интерес к ней и с этой точки зрения заслуживает самого серьезного изучения и поддержки.

Евгений ЯМБУРГ, академик РАО, директор средней школы №109:
Если не переучим учителя, реформы провалятся


Наиболее важными в уходящем году для меня были два события. Дело в том, что   1 апреля 2014 года на базе  Федерального научного клинического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева прошло совещание, на котором присутствовали министр  образования и науки РФ Дмитрий Ливанов и министр здравоохранения  Вероника Скворцова. Обсуждалась очень интересная проблема  - обучение длительно болеющих детей, которые подолгу лежат в больницах.  Было принято решение о создании межведомственной рабочей группы, чтобы таким детям было обеспеченно не на словах, а на деле действительно качественное и полноценное образование.  И второе событие  - это  Первый съезд педагогической общественности,  который недавно прошел в Москве. Там  собрались педагоги для работы над новым профессиональным стандартом учителя. Это был очень серьезный рабочий съезд, и я думаю, что он будет иметь очень серьезные последствия для образования России. Безусловно, никакая реформа образования  невозможна, иначе чем через голову учителя.  Поэтому фактически одновременно идут три сопряженных проекта.  Внедрение ФГОС - это один проект, профстандарт учителя как инструмент для того, чтобы эти ФГОС внедрять, - второй. И наконец третий проект - это реформа педагогического образования. Если  мы не переучим и не научим учителя, то все предыдущие проекты провалятся.

Сергей КОЧЕРЕЖКО, учитель истории, обществознания гимназии №1 города Самары, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2015»:
Не представляю жизни без конкурса


Если говорить о моей жизни, то для меня событием года в образовании, безусловно, стал конкурс «Учитель года». Он занял весь год и изменил жизнь так, что вернуться в доконкурсное состояние уже невозможно. Я очень благодарен организаторам конкурса, членам жюри и моим друзьям по трудностям конкурса - его участникам - за все, что со мной произошло! Это безумно интересно, я просто не представляю своей жизни без конкурса!
Но если говорить о событиях в системе образования, не связанных с конкурсом, то, конечно, главное событие года - это переход на единые учебники по истории России. Напомню, что таковых теперь три линейки, и только их могут закупать школы, приобретая новые учебники по истории (старые можно использовать пять лет - до 2020 г.). Это событие стало вехой в развитии отечественного образования, обозначив новую тенденцию: теперь идет подготовка единых учебников по зарубежной истории, литературе и математике. Нужно понимать плюсы и минусы этой тенденции, ясно осознавать риски при движении по этому пути. Самое важное, чтобы единые учебники (могу говорить про историю как свой предмет) не превратились в догму, в истину в последней инстанции, шаг в сторону от которых «карается расстрелом». Важно, чтобы единые учебники воспринимались как источники определенных общепринятых мнений, но не единственно возможных. Важно, чтобы это понимали все участники образовательного процесса: и учителя, и администрация школ, и ученики, и родители, и руководство системы образования. Важно, чтобы новые учебники облегчили подготовку к экзаменам, но не ограничили свободу учителя, который всегда и сам имеет внутреннюю цензуру.

Зинаида ДРАГУНКИНА, председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, секретарь Координационного совета при Президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, депутат Московской городской Думы, сопредседатель Национальной родительской ассоциации, заслуженный учитель Российской Федерации:
Приоритетное внимание воспитанию детей


В развитие Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы был принят ряд основополагающих документов, определяющих политику нашей страны в сфере семьи и детствосбережения. Среди них - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года.
Напомню, что острота запроса в обществе на обсуждение именно проблем воспитания и российской идентичности была очень высокой. Мы в Совете Федерации почувствовали это в том числе в ходе широкого общественного обсуждения проекта стратегии воспитания.
Как учитель русского языка и литературы, я глубоко убеждена, что  образование, воспитание и культура - три сестры, которые всегда должны быть рядом и вместе. Давайте перечитаем наших классиков - замечательных педагогов Сухомлинского, Ушинского, Макаренко. Все они едины в одном - образование у нас в стране может развиваться только при сочетании трех компонентов: просвещения души, обучения ума и воспитания сердца.
Конечно,  очень важно, чтобы ребенок рос в семье, где его любят, где обучают тому, как себя вести, что такое доброта, что такое хорошо и что такое плохо.  Но если этого по разным причинам дома не происходит, именно школа должна взять на себя эту основную миссию - задавать ориентиры, которые определяют поступки, решения, выбор целей. Учить отличать правду от лжи, помогать вырабатывать жизненную позицию.
Если говорить о новых подходах к системе воспитания, отраженных в стратегии, то их диктует само время.  Сегодня вопросы духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания молодежи наполнены новым смыслом и становятся общенациональной задачей.  Они являются одним из важнейших факторов консолидации нашего общества. Только общество, которое реально заботится о воспитании детей и молодежи, их способности противостоять тем угрозам, которые создает современный мир          (экстремизм, терроризм и другие), имеет самую благоприятную перспективу развития.
В предстоящий в 2016 году в Российской Федерации Год кино, который станет третьим гуманитарным годом (вслед за Годом культуры и Годом литературы),  считаю важным поддержку детского, семейного кино, пробуждающего, как сказал поэт, чувства добрые. Я глубоко убеждена, что умение существовать от себя, от сердца своего, от семьи, от места, где родился и вырос, - это и есть наша идентичность, наше чувство Родины. Это чувство Родины на протяжении всей истории помогало нам выстоять и победить.  Как отметил в своем Послании Федеральному Собранию Президент России Владимир Владимирович Путин, наша сила - в единстве. Стратегия воспитания призвана помочь школьникам стать гражданами своей страны, способными преодолеть вызовы времени, созидать, развивать и защищать свою Родину.
Пользуясь возможностью, от всей души хочу пожелать коллективу «Учительской газеты», всем читателям успешного и доброго Нового года!

Анатолий ЦИРУЛЬНИКОВ, академик РАО, ученый и писатель:
Драгоценная потеря времени


К времени, году жизни можно относиться по-разному.  Этот, увы, был не слишком продуктивным. Вроде как нелетная погода, и ты понапрасну теряешь время.
Впрочем...
Мы с коллегами были в экспедиции - далеко, вдоль Северного Ледовитого океана.  В полярную ночь на буранах, нартах, с ветром - минус 65. Побывали в Русском Устье, население которого сбежало в свое время от Ивана Грозного, осев в устье Индигирки у самого Ледовитого. Вокруг не было русскоязычного населения, поэтому и сегодня они говорят с вкраплениями языка XVI века.
А еще поселок эвенов. Якуты, юкагиры... В общем, было не скучно.
На обратном пути - была нелетная погода - мы засели в Чокурдахе.  Я обморозился, начал заболевать, лежал на койке, настроение паршивое. Мы впустую теряли время. Рядом на другой койке лежал мой вечный спутник по экспедициям Николай Иннокентьевич Бугаев, дремал, но, услышав мои охи-вздохи, не выдержал и сказал этак мягко: «Все-таки вы европейский человек. Были бы якутом, совсем по-другому реагировали бы. Не понимаете, что ли, сейчас самое важное происходит».
Мы начали разговаривать, обсуждая увиденное и пережитое в эти дни, массу непонятных переплетений, и вдруг...
Позже я написал об этом статью. Вот ее фрагмент.
«...Во всех эпосах повторяется один сюжет. Везде главный герой отправляется в путь, встречает неожиданные преграды и соблазны, с трудом преодолевает их и в конце концов достигает цели, приходит к счастливому финалу.
Такова структура не только эпоса, но и путешествия.
Путешествие не запрограммировано как экскурсионный тур. Герой не знает, куда ехать. Не знает, что встретится на пути. Как в сказке: пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что.
Во многих культурах путешествие несет опасность. В традиционной культуре калмыков, например, центростремительное движение (к центру круга, дому, кибитке, очагу) имело положительное значение, а движение центробежное (за пределы освоенного жизненного пространства) - значение отрицательное, связанное с неопределенностью, риском, опасностью.
В экспедиции много от эпического путешествия (и нота опасности имеется - я вспоминаю, как наш уазик провалился под лед в Верхоянье и пришлось выплывать на полюсе холода). Но существеннее - принципиальная незапрограммированность, роль случайностей, роль остановок. Впечатления, картинки, пазлы увиденного - они ведь не сразу выстраиваются; нужна какая-то связка, узел, событие, заполненное личным проживанием. Задержался, вернулся, чуть изменил маршрут, услышав о ком-то, застрял в аэропорту из-за непогоды...
И вдруг накопленная «потеря времени» дарит драгоценное решение.
У нас ведь и учебный процесс в школах заточен в безостановочном темпе; в работе и в отдыхе идет какой-то «зрелищный гон», все по графику, а смысл вымыт, он не схватывается на «раз-два-три, и теперь нам пора бежать дальше»...
Зачастую все самое содержательное, драгоценное происходит на незапланированных остановках, в точках, где вдруг все сходится и встречаются те, кому нужно было встретиться.
То, что кажется неудачей, потерей времени, на самом деле бесценно.
Думаю об этом применительно к педагогике и к стране в целом.
Это время, в которое мы вляпались, сотворив его, впрочем, сами, этот год 2015-й, застойный и опасный, не окажется потерянным временем для нас, если, лежа на койке в полузабытьи, сумеем воспользоваться остановкой. Осмыслим и осознаем происходящее. Не упадем духом. И когда обстоятельства сложатся иначе - а они, уж поверьте истории, обязательно переменятся, - воспользуемся принятым решением.
Ничего не потеряно...»