Что говорит статистика
Заслушав доклад заместителя председателя профсоюза Татьяны Куприяновой и другие выступления, Центральный совет констатировал, что реализация указов президента в 2015 году происходила в особых социально-экономических условиях. ВВП России в течение первых девяти месяцев 2015 года снизился на 3,7 процента, а по итогам года Минэкономразвития России ожидает его спада на 3,9 процента.
По данным федерального статистического наблюдения, средняя заработная плата за 9 месяцев 2015 года в целом по экономике России увеличилась лишь на 1,4%, или 467 рублей, и составила 33,1 тыс. рублей. Увеличение средней зарплаты зафиксировано в 73 регионах России - от 0,2% до 9,6%, сокращение в 9 регионах - от 0,1% до 4,4%. При этом во внебюджетном секторе экономики, связанном с добычей полезных ископаемых, средняя заработная плата увеличилась на 5% (2959 рублей), в обрабатывающих производствах - на 6% (1777 рублей).
Таким образом, с учетом уровня инфляции, которая за 9 месяцев составила 10,4%, реальная среднемесячная зарплата работников как во внебюджетном, так и в бюджетном секторах экономики сократилась.
Согласно результатам федерального статистического исследования средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций по итогам 9 месяцев 2015 года в среднем по Российской Федерации составила 31934 рубля, что на 399 рублей, или на 1,3%, выше показателя за 2014 год. В разрезе субъектов РФ она распределилась в диапазоне от 18635 рублей (Республика Дагестан) до 78090 рублей (Ямало-Ненецкий автономный округ), дифференциация составила 4,2 раза. По отношению к 2014 году прирост средней заработной платы школьных педагогов отмечен в 50 субъектах РФ, сокращение - в 31 субъекте РФ, и в 2 субъектах РФ она не изменилась.
Средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных организаций в среднем по Росси составила 25556 рублей, то есть практически осталась на уровне 2014 года (снижение на 0,1%, или 36 рублей). По регионам ее размер колеблется от 13412 рублей (Республика Дагестан) до 57818 рублей (Ямало-Ненецкий автономный округ), дифференциация - 4,3 раза. По отношению к 2014 году прирост средней заработной платы педагогов дошкольных образовательных организаций отмечен в 37 субъектах РФ, сокращение - в 44 субъектах РФ, в 2 регионах изменения не произошло.
Средняя заработная плата педагогических работников организаций дополнительного образования детей в среднем по стране составила 26259 рублей, что на 935 рублей, или на 3,7%, выше показателя за 2014 год. Ее разброс по регионам составил от 14735 рублей (Республика Калмыкия) до 77200 рублей (Ненецкий автономный округ), дифференциация - 5,2 раза. По отношению к 2014 году прирост отмечен в 64 субъектах РФ, сокращение - в 19 субъектах РФ.
Средняя заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения организаций профессионального образования в среднем по России составила 28015 рублей, что на 324 рубля, или на 1,2%, выше показателя за 2014 год. В разрезе субъектов РФ она распределилась в диапазоне от 16640 рублей (Республика Калмыкия) до 98501 рубля (Ненецкий автономный округ), дифференциация - 5,9 раза. По отношению к 2014 году прирост отмечен в 57 субъектах РФ, сокращение - в 26.
Средняя зарплата преподавателей организаций, реализующих программы высшего образования, в среднем по Российской Федерации составила 46384 рубля, что на 804 рубля, или на 1,7%, ниже показателя за 2014 год. В разрезе субъектов РФ она распределилась в диапазоне от 24166 рублей (Республика Дагестан) до 87468 рублей (Ханты-Мансийский автономный округ), дифференциация - 3,6 раза. По отношению к 2014 году прирост средней заработной платы преподавателей вузов отмечен в 37 субъектах РФ, сокращение - в 38 субъектах РФ.
Целевые показатели по повышению зарплаты педагогических работников, установленные на 2015 год Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях, выполняются в большинстве субъектов РФ (с учетом отклонения менее чем на 5%). В частности, по педагогическим работникам общеобразовательных организаций - в 85 субъектах РФ, педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций - в 65 субъектах РФ, педагогическим работникам организаций дополнительного образования детей - в 64 субъектах РФ, мастерам производственного обучения организаций профессионального образования - в 83 субъектах РФ, преподавателям вузов - в 62 субъектах РФ.
Вместе с тем количество регионов, обеспечивших абсолютное достижение и перевыполнение целевых показателей, установленных программой на 2015 год (без учета допустимого отклонения в пределах 5%), сократилось по педагогам общеобразовательных организаций до 50 субъектов РФ; организаций дошкольного образования - до 27 субъектов РФ; организаций дополнительного образования детей - до 34 субъектов РФ; мастерам производственного обучения - до 73 субъектов РФ, преподавателям вузов - до 53 субъектов РФ.
По итогам 9 месяцев 2015 года целевые значения, установленные программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2015 год, не выполнены более чем на 5%:
- по педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций в 20 субъектах РФ (максимальное отклонение от целевого показателя - на 39,9% - отмечено в Москве);
- по педагогическим работникам организаций дополнительного образования детей в 21 субъекте РФ (максимальное отклонение в Москве - на 24,1%);
- по мастерам производственного обучения организаций профессионального образования - в 2 субъектах РФ (максимальное отклонение в Челябинской области - на 7,4%);
- по преподавателям организаций высшего образования - в 15 субъектах РФ. (максимальное отклонение отмечено в Ямало-Ненецком автономном округе - на 26,9%).
В республиках Карелия и Калмыкия, Челябинской области по итогам 9 месяцев 2015 года целевые показатели повышения средней заработной платы не выполнены по всем категориям педагогических работников.
По отношению к первому полугодию 2015 года средняя зарплата педагогов общеобразовательных организаций по итогам 9 месяцев 2015 года сократилась в 76 субъектах РФ, педагогических работников дошкольных образовательных организаций - в 67 регионах, педагогических работников организаций дополнительного образования детей и мастеров производственного обучения организаций профессионального образования - в 83 субъектах РФ, преподавателей вузов - в 67 субъектах РФ. Сокращение средней заработной платы по всем категориям педагогических работников произошло в 58 субъектах РФ.

Растут ли ставки?
Центральный совет отметил важную роль проведения профсоюзных мониторингов с целью формирования предложений профсоюза по дальнейшему совершенствованию оплаты труда работников образования.
Так, в соответствии с Отраслевым соглашением на 2015-2017 годы Минобрнауки России совместно с Общероссийским Профсоюзом образования был проведен мониторинг систем оплаты труда за первое полугодие 2015 года в 257 федеральных государственных образовательных учреждениях высшего образования, или 94% от общего числа вузов, находящихся в ведении Минобрнауки России (без филиалов).
Как показал мониторинг, пункт 38 Единых рекомендаций РТК по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год и соответствующий пункт Отраслевого соглашения выполняются в 76 вузах. Здесь размер гарантированной части заработной платы в виде должностных окладов работников из числа профессорско-преподавательского состава установлен на уровне не ниже 60 процентов. В 15 из 257 вузов гарантированная часть зарплаты составляет от 17% до 30%, в 51 вузе - от 30% до 50%, в 45% вузов - от 50% до 60%.
По результатам анализа Минобрнауки России направило руководителям подведомственных вузов письмо о необходимости приведения локальной нормативной правовой базы в соответствие с пунктом 5.2.2 Отраслевого соглашения и пунктом 38 Единых рекомендаций РТК на 2015 год, где установлено, что размеры должностных окладов должны составлять не менее 60% в структуре заработной платы.
В ноябре 2016 года Центральный совет профсоюза провел мониторинг по вопросам оплаты труда работников образовательных организаций общего образования и дополнительного образования детей. В исследовании приняли участие 69 региональных (межрегиональных) организаций профсоюза, предоставивших информацию по 72 субъектам РФ.
Согласно полученным данным доля гарантированной части заработной платы в виде ставок, установленных за норму часов педагогической работы по должности «учитель», в 2015 году составила от 20,3% (Мурманская область) до 78,1% (Тверская область), по должности «воспитатель» - от 20,9% (Мурманская область) до 80% (Чеченская Республика).
За 2015 год доля гарантированной части в виде ставок заработной платы за норму часов педагогической работы увеличилась:
    по должности «учитель» - в 28 субъектах РФ от 0,1% (Удмуртская Республика) до 30% (Новгородская область), при этом в 12 регионах отмечено незначительное увеличение (до 2%);
    по должности «воспитатель» - в 29 субъектах РФ от 0,3% (Мурманская область) до 30,8% (Тульская область), при этом в 11 из них увеличение незначительное (до 2%).
Доля гарантированной части заработной платы в виде ставок за норму часов педагогической работы достигла и превысила в 2015 году 60%:
    по должности «учитель» - в 13 субъектах РФ: Чеченская Республика, Калмыкия, Удмуртия, Марий Эл, Тверская, Новгородская, Ленинградская, Нижегородская, Саратовская, Тюменская, Иркутская области, города Санкт-Петербург, Севастополь;
    по должности «воспитатель» - в 15 субъектах РФ: Чеченская Республика, Калмыкия, Марий Эл, Мордовия, Тверская, Ярославская, Новгородская, Ленинградская, Нижегородская, Саратовская, Тюменская, Омская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Санкт-Петербург, Севастополь.
Вместе с тем порядок формирования ставок и окладов, применяемый в регионах, как и структура заработной платы педагогических работников, требуют дальнейшего изучения, поскольку ряд региональных организаций профсоюза включили при определении доли гарантированной части зарплаты выплаты стимулирующего либо компенсационного характера, районные коэффициенты и процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Кризис в регионах
По данным региональных (межрегиональных) организаций профсоюза, в 38 субъектах РФ в течение 2015 года было отмечено сокращение фондов оплаты труда (ФОТ) в образовательных организациях, в том числе в 28 субъектах РФ - в части стимулирующих выплат, а в 10 субъектах РФ - в части и стимулирующих, и компенсационных выплат.
При этом в 12 субъектах РФ сокращение ФОТ было вызвано уменьшением нормативов финансирования для расчета субвенций муниципальным образованиям из регионального бюджета, в 17 субъектах РФ основной причиной сокращения ФОТ было перераспределение средств между образовательными организациями, предоставляемых им в виде субсидий органами местного самоуправления, а в 9 субъектах РФ снижение произошло вследствие обеих причин.
Только в 62 субъектах РФ соблюдается порядок, предусмотренный Федеральным законом №83‑ФЗ, по заключению соглашений между учредителем и образовательными организациями по предоставлению им субсидий, отражающий объем финансового обеспечения, порядок и сроки выделения бюджетных ассигнований. В 8 субъектах РФ соглашения между учредителем и образовательными организациями о предоставлении субсидий не заключаются, что предоставляет органам местного самоуправления свободу маневра финансовыми ресурсами и не обеспечивает прозрачность порядка доведения средств до образовательных организаций, а также планирования их использования.
В 57 субъектах РФ финансирование образовательных организаций осуществляется посредством определения нормативов финансовых затрат на оказание муниципальных услуг, в 6 субъектах РФ - посредством корректировки объема расходов предыдущего года. В других регионах учредители образовательных организаций используют оба вышеуказанных механизма.
По информации региональных (межрегиональных) организаций профсоюза, выплаты за выполнение функций классного руководства производятся во всех 72 субъектах РФ. При этом в 48 регионах они регулируются нормативным правовым актом на уровне субъекта РФ, в 24 субъектах полномочия по установлению данных выплат переданы непосредственно образовательным организациям.
В 49 субъектах РФ учтены рекомендации Отраслевого соглашения на 2015-2017 годы об отнесении выплат за классное руководство к выплатам компенсационного характера. В 13 регионах они отнесены к стимулирующим выплатам.
В 15 субъектах РФ в течение 2015 года имели место случаи задержки заработной платы работникам образования, в основном по причине снижения уровня доходов региональных и местных бюджетов, в том числе в республиках Карелия, Дагестан, Карачаево-Черкесия, Калмыкия, Марий Эл, Тыва, Хакасия, Забайкальском крае, Еврейской автономной области, Брянской, Мурманской, Ростовской, Саратовской, Кировской, Курганской областях. Задолженность погашалась в период от одной недели до трех месяцев. При этом в Дагестане, Забайкальском крае и Тыве задержки зарплаты в текущем году носят систематический характер.
Кроме того, в ряде регионов органы власти предупреждают работников государственных и муниципальных учреждений о возможном переносе выплаты заработной платы в конце текущего года на более поздние сроки. Отмечаются случаи затруднения в реализации социальных программ, в частности, в обеспечении единовременных выплат молодым специалистам, а также случаи прекращения приобретения мебели, учебных пособий и материалов.
В большинстве субъектов РФ, где были отмечены задержки заработной платы работникам отрасли, профсоюзные организации всех уровней предпринимали своевременные меры для оперативного решения проблемы - направляли обращения в адрес исполнительной и законодательной власти, контрольно-надзорные органы, вели постоянный мониторинг ситуации.
Для устранения задолженности органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления оформляли как бюджетные, так и коммерческие кредиты, изыскивали другие источники финансирования, проводилась корректировка бюджетов. Отмечаются случаи, когда субвенции, выделенные из региональных бюджетов муниципальным образованиям на учебные расходы, направлялись на выплату заработной платы.


Индексация «светит» не всем
По данным региональных (межрегиональных) организаций профсоюза, в качестве мер, планируемых на 2016 год в целях обеспечения достаточных средств на выполнение указов президента, в 44 субъектах РФ предусматривается оптимизация расходов, в том числе в 42 регионах - реорганизация неэффективных учреждений, в 29 субъектах РФ - сокращение численности работников (в основном из числа административно-управленческого и вспомогательного персонала). Также применяются такие меры, как инвентаризация социальных выплат с целью перехода к адресному принципу оказания социальной помощи, направление на оплату труда педагогов средств, полученных от приносящей доход деятельности, передача муниципальным образованиям полномочий по финансированию расходов на оплату труда вспомогательного и административно-управленческого персонала, изменение методики расчета среднемесячной начисленной заработной платы по экономике региона (доходов от трудовой деятельности).
Выделение дополнительных средств в 2016 году на выполнение указов президента, по данным региональных организаций профсоюза, планируется пока только в 14 субъектах РФ (Республики Адыгея, Бурятия, Белгородская, Рязанская, Тверская, Новгородская, Ростовская, Кировская, Пензенская, Свердловская, Челябинская, Новосибирская, Омская области, Еврейская автономная область). Не представили информацию по данному вопросу еще 14 региональных (межрегиональных) организаций профсоюза.
По данным мониторинга, в 52 субъектах РФ в 2016 году не предусмотрена индексация заработной платы работников бюджетной сферы, в том числе категорий работников, не поименованных в указах Президента РФ от 2012 года.
В 17 субъектах РФ индексация запланирована (республики Карелия, Коми, Адыгея, Калмыкия, Бурятия, Красноярский край, Белгородская, Владимирская, Тульская, Мурманская, Ленинградская, Ульяновская, Свердловская, Челябинская, Омская области, города Москва, Санкт-Петербург). В Томской области вопрос об индексации заработной платы будет рассматриваться Законодательным собранием по итогам исполнения бюджета за первое полугодие 2016 года.
По 7 субъектам РФ, где предполагается индексация заработной платы в 2016 году, ее сроки и размер пока не указаны.
С 1 января индексировать зарплату работников планируется в 3 субъектах РФ (Ленинградской, Омской областях, Санкт-Петербурге) в диапазоне от 4% до 6-8%.
С 1 октября 2016 года индексация планируется в 4 субъектах РФ (Республике Адыгея, Красноярском крае, Белгородской, Ульяновской областях) от 4,5% до 7%.
В Тульской области индексация заработной платы планируется в два этапа - с 1 февраля и с 1 августа 2016 года (процент повышения пока не определен).
В Республике Калмыкия планируется повышение окладов учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала на 35%-40%.
При этом в 8 из 17 субъектов РФ в качестве механизма индексации заработной платы рассматривается увеличение минимального размера оплаты труда в регионе (Республика Бурятия, Тульская, Мурманская, Ленинградская, Свердловская, Челябинская, Омская области, Санкт-Петербург).
Учитывая, что проект федерального бюджета на 2016 год фомировался в сложных экомимических условиях на фоне снижения реальных доходов населения страны, Центральный совет профсоюза призвал профсоюзные организации всех уровней проявлять четкую позицию и настойчиво добиваться принятия мер, направленных на стабилизацию материального обеспечения работников образования и студентов, сохранение установленных для них социальных прав и гарантий.
В преддверии рассмотрения федерального бюджета на 2016 год во втором чтении Совет Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ обратился к премьер-министру Дмитрию Медведеву и председателю Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Андрею Макарову по ряду принципиально важных вопросов, связанных с финансированием сферы образования, здравоохранения и культуры в 2016 году. В частности, совет ассоциации настаивал на индексации зарплаты работников государственных (муниципальных) учреждений, не охваченных Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда на 2012-2018 годы, принятой в целях реализации указов президента, на сохранении, а в необходимых случаях - увеличении размеров дотаций бюджетам субъектов РФ на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы, увеличении размеров стипендиального фонда, исходя из необходимости первоочередной поддержки социально незащищенных категорий студентов.
В результате проведения многочисленных консультаций в ходе рассмотрения проекта федерального бюджета на 2016 год принято решение об увеличении бюджетных ассигнований на финансирование сферы образования: на введение новых мест в студенческих общежитиях - 2,8 млрд рублей, на строительство физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОК) - 1,2 млрд рублей, строительство спортивных залов в сельских школах - 1,62 млрд рублей, на увеличение стипендиального фонда вузов с целью первоочередной поддержки социально незащищенных категорий студентов - 1,077 млрд рублей, на реализацию программы содействия созданию в субъектах РФ новых мест в общеобразовательных организациях - 50 млрд рублей.
Кроме того, на 42 млрд рублей увеличены бюджетные ассигнования для оказания финансовой поддержки регионам в реализации задачи повышения зарплаты отдельных категорий работников бюджетной сферы, перечисленных в указах Президента РФ от 2012 года.
Вместе с тем Центральный совет профсоюза отметил, что проект федерального бюджета на 2016 год не предусматривает увеличения бюджетных ассигнований на индексацию зарплаты работников бюджетной сферы, не поименованных в указах президента.
Принятый Государственной Думой федеральный закон предусматривает увеличение минимального размера оплаты труда с 5965 до 6204 рублей с 1 января 2016 года (на 4%). МРОТ будет увеличен на 239 рублей, и его соотношение с прогнозируемой величиной прожиточного минимума трудоспособного населения составит лишь 53,6%. Это повышение коснется порядка 700 тысяч человек, в том числе 43% работников государственных и муниципальных учреждений, к числу которых относятся работающие бедные в сфере образования. При этом следует отметить, что индексация зарплаты работников казенных, бюджетных и автономных учреждений из числа учебно-вспомогательного, инженерно-технического и обслуживающего персонала проводилась последний раз 1 октября 2013 года, несмотря на то что индекс потребительских цен на продовольственные товары, по данным официального статистического учета, составил в 2013 году 7,32%, в 2014 году - 15,43% и в 2015 году - 11,38%.

Борьба за права педагогов продолжается
В 2015 году Общероссийский Профсоюз образования предпринял ряд мер по сохранению важнейших социальных прав и гарантий работников отрасли.
При непосредственном участии специалистов ЦС профсоюза были разработаны нормативные правовые акты, регулирующие трудовые права и социальные гарантии работников образования. В частности, реализованы положения статьи 333 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой издан приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 года №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».
В данном приказе закреплена позиция профсоюза, которая исключает применение к учителям, педагогам дополнительного образования, преподавателям профессиональных организаций и тренерам-преподавателям продолжительности рабочего времени, исчисляемого в конкретном количестве часов (36 часов в неделю либо не более 36 часов в неделю). Сохранены правила определения учебной нагрузки и особый порядок ее возможного изменения по инициативе работодателя. Сохранен порядок исчисления заработной платы за фактический объем учебной нагрузки (педагогической работы) для учителей, преподавателей и других педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы. Для педагогических работников вузов и организаций дополнительного профессионального образования, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, сохранен верхний предел учебной нагрузки, не превышающий соответственно 900 и 800 часов в год.
С участием представителей профсоюза подготовлено постановление Правительства РФ от 14 мая 2015 года №466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках», в котором удалось сохранить удлиненные оплачиваемые отпуска для большинства работников.
В настоящее время на регистрации в Минюсте России находится приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года», в разработке которого принимали непосредственное участие специалисты ЦС профсоюза.
Специалисты Общероссийского Профсоюза образования также принимали участие в разработке проекта приказа Минобрнауки России «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», в рассмотрении замечаний, поступавших от федеральных органов исполнительной власти.
В 2015 году правовыми службами региональных организаций профсоюза проведен мониторинг законодательства субъектов РФ, регулирующего вопросы предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа). В Центральный совет профсоюза поступила необходимая информация от 74 региональных (межрегиональных) организаций из 80.
В 45 субъектах РФ сельским педагогам, в том числе перешедшим на пенсию, компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения производится в полном объеме.
Вместе с тем в некоторых регионах нормативные правовые акты, устанавливающие порядок и условия предоставления таких компенсаций, изменились, при этом снизился уровень гарантий, ранее предоставляемых педагогическим работникам.
В 9 субъектах РФ компенсация выплачивается в фиксированной сумме (Брянская, Липецкая, Псковская области, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Чеченская Республика, Башкортостан, Тыва). Ее размер колеблется от 300 рублей в Кабардино-Балкарской Республике до 2000 рублей в Ингушетии.
В 6 субъектах РФ компенсация расходов производится в пределах социальной нормы площади жилья (Москва (новая), Адыгея, Северная Осетия - Алания, Мордовия, Татарстан), а в Республике Саха (Якутия) - в пределах нормативов потребления коммунальных услуг.
В 16 субъектах РФ выплата и размер компенсации, предоставляемой педагогическим работникам, обусловлены различными методиками расчета, нормативами, региональными стандартами стоимости жилищно-коммунальных услуг, наступлением определенного сезона и другими условиями.
По данным региональной организации профсоюза Республики Северная Осетия - Алания, несмотря на то что компенсация расходов педагогическим работникам предусмотрена региональным законодательством, ее выплата фактически приостановлена с 1 января 2013 года.
По информации Тывинской республиканской организации профсоюза, в 2014 году компенсации сельским педагогам не выплачивались.
В 3 субъектах РФ не предоставляются меры социальной поддержки сельским педагогическим работникам, перешедшим на пенсию (Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Ленинградская область).
Анализ результатов мониторинга позволяет сделать вывод о том, что более чем в половине субъектов Российской Федерации компенсация расходов педагогам сельской местности производится в полном объеме. В остальных регионах, где проводился мониторинг, права педагогов были ограничены по сравнению с ранее действовавшим федеральным законодательством. При этом сложно, а порой невозможно определить, чем обусловлена дифференциация размеров и условий выплат в разных субъектах РФ.
В связи с внесением в Госдуму РФ проекта федерального закона об оптимизации отдельных мер социальной поддержки с учетом применения принципов адресности и нуждаемости, Общероссийский Профсоюз образования активно включился в процесс защиты прав сельских педагогов, закрепленных сегодня в законодательстве.
Профсоюз обратился с письмом в Минтруд России, изложив свою позицию в отношении законопроекта, провел консультации с Комитетом Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов.
Принципиальные замечания к законопроекту по результатам его нулевого чтения в Общественной палате направил в Госдуму и Совет Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ.
В результате из текста законопроекта ко второму чтению были исключены нормы, в соответствии с которыми обеспечение расходов медицинских и педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности (поселках городского типа), на оплату жилых помещений и коммунальных услуг должно было производиться в пределах социальной нормы площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.
Введение предложенных нормативов могло привести к резкому снижению уровня трудовых прав и гарантий медицинских и педагогических работников. Благодаря организованным действиям профсоюза при поддержке совета ассоциации это удалось предотвратить.

Реформа в охране труда
Центральный совет профсоюза обратил внимание профсоюзных организаций всех уровней на существенные изменения в части реформирования системы оценки условий труда, а также повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства по охране труда.
Требования, которые выдвигаются сегодня в связи с реализацией Федерального закона «О специальной оценке условий труда» и так называемого закона-спутника №421‑ФЗ, вступивших в силу с 1 января 2014 года, принципиально изменили подходы в этой сфере.
Поправки, внесенные в Трудовой кодекс РФ, обязывают работодателя не только провести специальную оценку условий труда, но и обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда, которая предполагает единый подход к реализации мероприятий по обеспечению безопасных условий образовательного процесса.
В соответствии с Отраслевым соглашением на 2015-2017 годы между Министерством образования и науки РФ и ЦС профсоюза в 2015 году разработаны Рекомендации по созданию и функционированию системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, которые направлены в регионы. Данный документ должен стать основополагающим при организации работы по обеспечению безопасности в каждой образовательной организации.
Необходимым условием для такой системной работы является подготовка и утверждение аналогичных актов органами управления образованием на региональном и муниципальном уровнях совместно с организациями профсоюза. Специалистами Центрального совета подготовлен комментарий к рекомендациям, который размещен на сайте профсоюза, а также был опубликован в МП №41 от 8 октября 2015 года.

По итогам рассмотрения ситуации с оплатой труда и реализацией указов президента Центральный совет профсоюза постановил:

«1. Исполнительному комитету профсоюза:
1.1. направить данное постановление Центрального совета профсоюза в адрес заместителя Председателя Правительства РФ, координатора РТК О.Ю.Голодец, в Управление внутренней политики Администрации Президента РФ, в Министерство образования и науки РФ, Министерство труда и социальной защиты РФ, Комитет Государственной Думы по образованию, Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, в Общественную палату РФ для ознакомления и использования при подготовке предложений и принятии мер по вопросам совершенствования оплаты труда работников образования, сохранения предусмотренных законодательством для них социальных гарантий;
1.2. обратиться к заместителю Председателя Правительства РФ, координатору РТК О.Ю.Голодец, председателю ФНПР М.В.Шмакову с предложением рассмотреть на заседании РТК вопрос об эффективности принимаемых мер по погашению задолженности и обеспечению своевременной выплаты заработной платы работникам образования администрацией Забайкальского края (повторно), а также администрациями республик Дагестан и Тыва;
1.3. предложить Министерству образования и науки РФ в соответствии с Отраслевым соглашением на 2015-2017 годы совместно проводить периодическое обсуждение вопросов организационного и финансового обеспечения своевременной выплаты заработной платы работникам образования государственных и муниципальных организаций в субъектах РФ, а также принимаемых органами власти мер по погашению задолженности по выплате заработной платы на основе мониторинга оплаты труда работников образовательных организаций всех типов;
1.4. по итогам рассмотрения вопросов, связанных с изменением уровня материального обеспечения работников образования, на заседании исполкома профсоюза в марте 2016 года обратиться (в том числе в рамках Совета Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы Российской Федерации (по согласованию) в Правительство Российской Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с предложениями по индексации заработной платы работников федеральных государственных бюджетных организаций, не поименованных в указах Президента Российской Федерации от 2012 года, а также по оказанию дополнительной финансовой поддержки субъектов РФ для индексации заработной платы работников в государственных и муниципальных организациях субъектов РФ.
2. Рекомендовать Исполнительному комитету Профсоюза, региональным организациям профсоюза, профсоюзным организациям образовательных организаций профессионального и высшего образования:
    принимать эффективные меры по недопущению снижения уровня реальной заработной платы педагогических работников образовательных организаций, достигнутого в 2015 году, обеспечению индексации заработной платы всех работников образования, распространению утверждаемой в регионах в рамках социального партнерства минимальной заработной платы на работников образовательных организаций, в том числе федеральных государственных бюджетных организаций, действующих в соответствующих субъектах Российской Федерации, по увеличению доли размера ставок заработной платы (должностных окладов) работников образования в структуре заработной платы в соответствии с Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год, а также по сохранению уровня трудовых прав и социальных гарантий работников образования и обучающихся;
    совместно с Минобрнауки России, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования, проводить мониторинг оплаты труда в образовательных организациях профессионального и высшего образования, в государственных и муниципальных образовательных организациях общего и дополнительного образования детей в субъектах РФ по итогам 2015 года и далее по итогам каждого полугодия 2016 года по вопросам динамики заработной платы педагогических работников, включая работников из числа профессорско-преподавательского состава, и других категорий работников образования, изменения доли ставок заработной платы (должностных окладов) в структуре их заработной платы и др.
3. Рекомендовать региональным (межрегиональным) организациям Общероссийского Профсоюза образования:
    в рамках действующего законодательства добиваться максимально возможного сохранения фактически достигнутого уровня прав и гарантий педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на меры социальной поддержки, в том числе с учетом норм ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122‑ФЗ, обеспечивая социальную защиту работников с учетом специфики их правового статуса;
    принимать активное участие в работе постоянных комиссий и экспертных групп при органах законодательной власти субъектов РФ с целью мониторинга ситуации и выработки предложений по изменению регионального законодательства, регулирующего размер, условия и порядок предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам в сельской местности, в том числе для недопущения снижения достигнутого уровня прав и гарантий педагогических работников при введении норм и нормативов;
    при осуществлении профсоюзного контроля за соблюдением законодательства по охране труда в образовательных организациях руководствоваться Рекомендациями по созданию и функционированию системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (письмо Департамента государственной службы, кадров и управления делами Минобрнауки России от 25.08.2015 №12-1077);
    обратить внимание на недопустимость снижения класса (подкласса) вредности условий труда по результатам специальной оценки условий труда, а также отмены гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, без реального улучшения условий труда работников образования».

Полный текст постановления Центрального совета «О ситуации с реализацией указов Президента Российской Федерации от 2012 года в части повышения оплаты труда педагогических работников, мер по сохранению уровня социальных гарантий работников образования и студентов с учетом формирования федерального бюджета на 2016 год и дальнейших действиях профсоюза», а также другие решения декабрьского пленума опубликованы на на сайте Общероссийского Профсоюза образования www.eseur.ru.