Отвечая на вопрос о том, станет ли эффективным рычагом привлечения молодежи в армию реализация права на высшее образование за государственный счет, Игорь Федоров приводит очень интересные данные: крайне мало ребят после армии идут в вузы (один уволенный в запас на 18 тысяч абитуриентов МГТУ). И это несмотря на льготу по зачислению. И здесь же делается вывод о причине: главная преграда на пути большинства вчерашних солдат в вуз - нехватка знаний.

Позволю себе не согласиться. Не нехватка знаний мотивирует отказ даже от льготного поступления в вуз, а временное несоответствие данной льготы. Она должна работать с момента призыва в Вооруженные Силы, а не после увольнения в запас.

Физиология высшей нервной деятельности человека требует непрерывности образовательного процесса: детский сад - школа - вуз - поствузовское образование. Наиболее критический период в процессе образования - возраст от 17 до 20 лет. Даже полугодовой перерыв в образовательном процессе в большинстве случаев приводит к потере естественного желания продолжать образование и, более того, часто сопровождается синдромом испуга безнадежного отставания в знаниях от сверстников и заниженной оценки собственной образованности в момент ухода в армию и после увольнения в запас. Отсюда и возникают сомнения в целесообразности продолжать образование.

В свою очередь армия, являясь мощной жизненной школой, в течение уже первого года службы воспитывает у молодого человека самостоятельность, умение принимать волевые решения, ответственность за себя и окружающих. При этом юноши получают навыки управления сложной боевой техникой, осваивают психологию поведения в коллективе и элементы управления коллективом для решения поставленной задачи. Все эти навыки и умения, которые кажутся самодостаточными на фоне упомянутого ранее синдрома собственной неполноценности в образовании, объясняют отсутствие мотивации к поступлению в вуз даже при наличии льготы.

Образовательная льгота наиболее привлекательна для молодежи в момент завершения школьного образования, а не после срочной службы. Социологический опрос абитуриентов, не прошедших в вузы по конкурсу, дает поразительные результаты. Трое из пяти несостоявшихся студентов, включая девушек, при конкурсе в шесть человек на место согласны идти на срочную службу в армию при условии немедленного зачисления в вуз на дистанционное отделение по очной форме за счет госбюджета по избранной специальности. Вот вам и мобилизационный резерв, и основа интеллектуализации рядового состава.

Солдат и одновременно студент-первокурсник - это решение, которое может удовлетворить все три заинтересованные стороны: государство в лице армии в плане выполнения молодыми россиянами конституционного долга по защите Отечества, самих молодых людей с точки зрения реализации права на образование и, наконец, родителей новобранцев в части адресной социальной помощи на образование из бюджета.

Совмещение срочной службы с гражданским образованием за государственный счет в дистанционной (информационно-коммуникационной) форме может составить основу мотивации для контактной службы вплоть до окончания вуза по избранной гражданской специальности. Возникает другой вопрос: а готова ли высшая школа к такому сотрудничеству с Вооруженными Силами? Есть ли у нее эффективные информационно-коммуникационные образовательные технологии и соответствующие учебные продукты по основным специальностям?

Минобразование уже не первый год выдает лицензии на право дистанционного обучения целому ряду вузов России. Не пора ли апробировать эту современную технологию в условиях армейской жизни, сделав ее привлекательнее для нынешней молодежи?

Перспективность этого предложения очевидна и не предполагает сокращения отсрочек от призыва на период обучения.

Прав ректор МГТУ Игорь Федоров: ликвидация отсрочек от призыва - тема весьма болезненная. Упомянутый им законопроект во время думских и президентских выборов 2007 - 2008 гг. может стать «бомбой», нацеленной на подрыв доверия к власти и государству, якобы не обеспечившим конституционные права молодежи.

Думаю, реализация нашего предложения устранит почву для политических «шоу ужасов», а восстановление непрерывности образовательного процесса исключит риск уменьшения и феминизации профессионального, кадрового потенциала страны.

Каковы мнения об этом педагогической общественности и особенно кадровых военных?

Игорь НИКИТИН.

Подготовил Виталий ДЕНИСОВ