Уже два года существует программа «Музыка для всех», идейным вдохновителем и лидером которой стал первый президент Республики Саха (Якутия), депутат Госдумы РФ Михаил Николаев. Необходимость создания этой программы, по словам Михаила Ефимовича, лежала на поверхности: «Тысячи лет, используя разнообразные методы обучения, человек искал путь к совершенству разума. И только сейчас, будучи на вершине, как нам кажется, технологического и научного прогресса мы только приближаемся к разгадке человеческого разума. Благодаря успехам современной нейробиологии, клеточной и молекулярной биологии вырисовываются бледные очертания, пока еще размытые контуры тайны феномена человеческого разума. Но уже сейчас становится очевидным связь звука, музыки с активностью мозга человека. Звуки и музыка, создаваемые человеком, возможно, стали прямым отображением мыслительной деятельности человека, напрямую проецируются в его мозг, а не проникают опосредованно через промежуточный медиум передачи информации. При этом музыка - синтез взаимодействия человека с музыкальным инструментом, имеющим специфический звуковой спектр, ограниченный ее техническими характеристиками. Допустим, что музыка и есть отображение мыслительной активности человека, тогда обратное тоже должно быть верным, музыка может стимулировать мозг человека» (М.Николаев. «Музыка и новый ренессанс человечества»).
Участие школы №324 в программе «Музыка для всех» началось с работы директора школы Елены Зотовой в научно-методическом совете программы. В состав совета под председательством Михаила Николаева вошли видные ученые в области музыкальной науки и образования: ректор Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского профессор А.Соколов, д. п. н. Э.Абдуллин, д. п. н. Д.Кирнарская, д. п. н. И.Красильников, профессор, крупный музыковед М.Берлянчик. Школа №324 «Жар-птица» по праву вошла в проект «Музыка для всех», ведь много лет в школе реализуют программу по интеграции науки и искусства, основного и дополнительного образования.
Соседство науки и искусства в рамках одного образовательного учреждения всегда вызывало дискуссии, находило как своих горячих сторонников, так и непримиримых противников. Нужно отметить, что к подобной системе взаимодействия в меньшей степени стремились сами музыканты, нежели ученые. Известно высказывание датского физика-теоретика Нильса Бора о взаимодополняемости науки и искусства за счет улавливания последним тончайших вибраций, недоступных науке. Вот что пишет об этом Михаил Николаев: «Существует много примеров, когда выдающиеся мыслители, ученые и креативные личности, имели самое непосредственное отношение к музыке, к ее сочинению и исполнению. Виртуозными исполнителями были и изобретатель электрической лампы Томас Эдисон, телефона - Александр Белл, отец квантовой физики Альберт Эйнштейн, основоположник ядерной энергетики Игорь Курчатов, основатель термодинамики Макс Планк. И таких примеров множество!» Выдающийся польский пианист и композитор конца ХIХ - начала ХХ века, крупнейший редактор произведений Фредерика Шопена Игнаций Падеревский в течение года руководил Польшей в качестве премьер-министра, добровольно подав в отставку ради продолжения музыкальной карьеры. В наше время подобных примеров тоже вполне достаточно. Для автора статьи показателен пример бывшего госсекретаря США Кондолизы Райс, исполнившей на закате своей политической карьеры труднейшую сонату Иоганесса Брамса для виолончели и фортепиано со знаменитым виолончелистом Йо-Йо-Ма. Между тем, открывая конгресс, Михаил Николаев подчеркнул, что «Проект «Музыка для всех» - это программа, цель которой не подготовка ребят для музыкальных специальностей, а практическое применение самой мощной педагогической технологии образования для развития способностей, талантов и интеллекта ребенка с самого раннего возраста».
Конгресс собрал видных музыкальных деятелей и педагогов из различных стран мира (Канада, Швеция, Германия, Испания, Украина), возглавила работу конгресса президент Всемирного общества музыкального образования (ISME) госпожа Шейла Вудворд (США). На конгрессе были представлены различные модели раннего обучения музыке, в том числе Школы Судзуки (Япония).
Гости конгресса смогли ознакомиться и с первыми результатами проекта: введение в учебный план 3 часов в неделю предмета «Музыка» во всех общеобразовательных школах Якутии, расширение дополнительного образования через организацию вокальных и хоровых коллективов, ансамблей скрипачей, гитаристов, оркестров народных инструментов, программы детской филармонии. В течение недели мы присутствовали на пяти концертах и обратили внимание, что музыку умеют слушать как самые маленькие дети, так и школьники.
В рамках Второго международного конгресса директор школы №324 Елена Зотова провела семинар для директоров школ Якутии с презентацией образовательной модели управления нашей школы. С большим интересом воспринимали работу наших педагогов слушатели мастер-классов - учителя музыки, преподаватели детских музыкальных школ и школ искусств. Шестнадцать мастер-классов по фортепиано, вокалу, музыкальному театру, сценической речи и хору в течение четырех дней конгресса привлекли более 250 преподавателей со всех уголков республики. В группах мастер-классов по музыкальному театру наряду с нашими учащимися принимали участие юные актеры якутских театральных студий. Между детьми сразу возникло взаимопонимание, за несколько дней переросшее в настоящую дружбу.
Организаторы конгресса позаботились об экскурсионной программе для гостей. Посещение института мерзлотоведения оставило неизгладимые впечатления. Август - летний теплый месяц, Якутск баловал гостей температурой 27-30 градусов, безветренными, по-настоящему южными ночами. Но стоило опуститься на четыре метра ниже уровня поверхности, как на нас пахнуло ледяное дыхание вечной мерзлоты - царства Снежной королевы. Перед посещением подземных залов нашей группе выдали овечьи тулупы и шубы, как оказалось, совершенно не зря: температура воздуха составляла минус семь градусов. Древние артефакты, сохранившиеся в уникальных природных условиях, бивни мамонтов, редчайшей красоты кристаллы, образующиеся на потолках залов, поражали воображение. Таким же незабываемым стало посещение Музея музыки и фольклора Якутии. Директор музея, доктор исторических наук, музыкант Аиза Решетникова, окончившая с отличием Центральную музыкальную школу и Московскую государственную консерваторию в классе профессора А.Б.Гольденвейзера, провела для наших детей и педагогов великолепную экскурсию. Тайны шаманизма, ритуалы, народные инструменты, легенды, сказания древней Якутии яркими образами представали перед участниками экскурсии. Встав в круг и взявшись за руки по древней якутской традиции, под руководством сотрудницы музея наши педагоги и учащиеся пели на якутском языке, танцевали национальный якутский хоровод осуохай.
Посещение концерта в Национальной якутской гимназии значительно обогатило представления о том, каким может быть дополнительное образование в школе. Яркие национальные костюмы, танцы, игра на якутских народных инструментах увенчались финальным номером, изображавшим сцены из якутского эпоса «Олонхо», которые сопровождала игра старшеклассников на национальных народных барабанах.
Совершенно особым пунктом экскурсионной программы стало посещение «Сокровищницы Якутии», организованное лично Михаилом Николаевым для наших учащихся и педагогов. Несметные сокровища недр Якутии, редчайшие минералы, красивейший природный камень чароит - основа многих великолепных мозаичных работ - вызывали восторг.
Закрытие Второго международного конгресса проходило в Национальном оперном театре. В этом концерте в полной мере проявилась великолепная, мощная работа Высшей школы музыки Якутии. Двадцать лет назад по воле Николаева было создано это учебное заведение высшего профессионального образования. За годы работы ВШМ в Якутии возникли оперный театр, симфонический оркестр, состоящий из выпускников ВШМ, великолепный ансамбль скрипачей, ныне гастролирующий по всему миру. Множество музыкантов - выпускников ВШМ разъехались по России и миру, продолжая работать по специальности.
Разнообразие деятельности, представленной гостям конгресса, поражало воображение. Сохранение национальных традиций и одновременное освоение классических видов искусства удивительным образом уживаются друг с другом. Внедрение в образовательный процесс национального искусства, слаженная работа Министерства образования и Министерства культуры и духовного развития Республики Саха демонстрируют заботу о юном поколении, высокий уровень понимания и ответственности перед грядущими поколениями. Идея программы «Музыка для всех» может стать локомотивом в воспитательной, развивающей и образовательной работе с детьми не только в Республике Саха, а также по всей России. Пример того, как бережно нужно хранить свои духовные сокровища, как нужно развивать молодежь, прививая им неприятие различных разлагающих явлений в жизни общества, сегодня демонстрирует Якутия. Важно увидеть, понять главное, что стремится донести до нас сегодня великий северный народ. Сегодня, как никогда, необходим такой удивительный опыт выживания не только в суровых природных условиях Арктики, но и в суровых условиях современного мира.

Дмитрий ВОЛОБУЕВ, пианист, педагог по классу фортепиано школы №324

Мнения по поводу

А.Васильева, учитель музыки верхневилюйской сельской школы №4:
- Мы восхищены работой педагогов школы №324 по ведению мастер-класса, постановке голоса и работе с детским хором. Москвичи приехали в столь далекий северный край, чтобы помочь нашим детям и педагогам повысить профессиональный музыкальный уровень. Их энергия вдохновила нас на большую, высокую трудовую деятельность! Мы постараемся все полученное передать своим детям. Я 21 год работаю в верхневилюйской сельской школе №4 учителем музыки. Наконец-то мне посчастливилось встретить таких профессионалов своего дела. Я обязательно воспользуюсь этими методами в своих занятиях.

О.Спиридонова, Л.Лычкина, Е.Михайлова, музыкальные руководители детского сада:
- Мы выражаем огромную благодарность хормейстеру московской школы №324 «Жар-птица» Ирине Захаровой за проведенный мастер-класс. Восхищены высоким профессионализмом, мастерством. Огромное спасибо за то, что нам отдали «Волшебный сундук» бесценных знаний! Мы открыли для себя новый мир вокально-хоровой методики и получили огромный заряд позитива, восхищены методикой преподавания вокала, демонстрацией вокальных приемов для правильного певческого дыхания и постановки звука. Очень много нового отметили для себя и надеемся, что все это используем в своей работе. У нас нет возможности посещать мастер-классы, курсы в центральных городах России, поэтому мы очень рады, что посетили именно этот мастер-класс, и говорим: «Браво!»

Марина Денисова, ученица 10-го класса школы №324:
- Нас приятно удивила гостеприимность народа Якутии! В аэропорту нас встретили согласно традициям: хлебом-солью и национальным напитком кумысом. Поездка в Якутск сложилась как нельзя лучше. Мы познакомились с замечательными людьми, у которых такое же любимое дело, как и у нас, - сохранять искусство. Таких людей я еще никогда не видела. Я много узнала о жизни Якутии, о некоторых традициях и обрядах, в которых мы даже принимали участие. Приятно удивляет то, что народ Якутии крепко дружит со своим прошлым.

Игорь Васильев, ученик 10-го класса школы №324:
- Это была одна из тех поездок, которые запоминаются навсегда. Интересно было услышать точки зрения разных специалистов в области искусства, увидеть потрясающие мастер-классы, которые сплотили людей разных возрастов, городов и даже стран. Новые друзья, яркие эмоции, обмен опытом и много интересных открытий - все это международный конгресс «Музыка для всех. Международный мастер-класс». Спасибо Михаилу Николаеву и всем организаторам этого великолепного проекта!

Ариана Хасан, ученица 5-го класса школы №324:
- Мне посчастливилось побывать на конгрессе «Музыка для всех», проходившем в Якутии. Это было похоже на музыкальный фестиваль, музыка звучала на разных инструментах повсюду. Мне понравились якутские костюмы, народные инструменты - хомус и барабаны. Я увидела просторы Республики Саха и восхитительный вид на реку Лена. Мне понравилась Якутия тем, что ее народ сохранил свои традиции и там живут очень добрые и гостеприимные люди.

Настя Иванова, ученица 10-го класса школы №324:
- Собираясь в эту поездку, я не могла и подумать о том, сколько ярких впечатлений она мне принесет. Любовь к своему краю, теплота, гостеприимство и дружелюбие, которые нам подарил народ Якутии, навсегда останутся в моей памяти как нечто, к чему надо стремиться. Для меня огромная честь быть частью такого конгресса!

Дима Шарников, ученик 9-го класса школы №324:
- Эта поездка открыла мне много интересного. Мы познакомились с очень интересными людьми, такими как очаровательная Шилла Вудворд, профессор института восточного Вашингтона, и, конечно же, Михаил Ефимович Николаев, первый президент Республики Саха (Якутия). Также мы ознакомились с величайшей культурой этой замечательной республики. Надеюсь приехать в Якутию еще раз!

Варя Тополенко, ученица 11-го класса школы №324:
- Мне было очень интересно наблюдать, насколько разными могут быть города одной страны, начиная с культуры и заканчивая пейзажем. На протяжении всей поездки у меня было ощущение, что я нахожусь не в родной России, а где-то очень-очень далеко. Для меня было важным то, что я смогла услышать и увидеть разные школы музыки. Интересно, насколько разнообразны методики США и Германии, даже разных концов нашей страны. Мне очень понравилось слушать филармонический оркестр Якутии, барабанщиков, вокалистов и ансамбль народных инструментов, запомнились наши мастер-классы, где мы познакомились с детьми Якутии. Все мы обменялись контактами и сразу же, как только вернулись в Москву, продолжили общение на расстоянии. Огромное спасибо за этот конгресс, который надолго останется в моей памяти! Я обязательно слетаю в Якутск еще раз!