При создании центра рассматривали более 30 вариантов названий, среди них были «Центр независимого тестирования», «Служба качества». Работа шла с различными фокус-группами, так появилось название «Центр независимой диагностики» (на втором месте по популярности было название «Моя контрольная работа»).
При работе с фокус-группами было важно определить, какие потребности существуют у детей и родителей. Таким образом, выявили четыре ключевые потребности:
- потребность школьников и их родителей в объективной независимой оценке знаний, ведь даже в спорте тренер и судья - это разные люди, а в школах получается, что учитель и обучает, и сам проводит оценку знаний;
- психологическая помощь школьникам при подготовке к экзаменам; важно понимать, что степень стрессоустойчивости ребенка повышается за счет большого количества тренировок; хорошая подготовка, регулярные тренировки обеспечивают уверенность на экзамене;
- потребность школьников в профессиональном самоопределении;
- потребность школьников и их родителей в консультировании по итогам проведения независимых диагностик.
Это те задачи, которые, по мнению родительской общественности, фокус-групп, мог бы предложить Центр независимой диагностики в будущем.
Исходя из опросов родителей, можно сделать вывод, что у семей сегодня действительно высокий запрос на объективность оценки, на более уверенный и обоснованный выбор профиля ребенка, на оценку эффективности работы репетиторов с детьми. Чем же может быть полезен им Центр независимой диагностики?
В центре ребенок может получить независимую оценку знаний по различным школьным предметам. Там проводят независимые предметные и метапредметные диагностики для учащихся 1-11-х классов (стартовые, рубежные, итоговые), тренировочные диагностики в формате ОГЭ (для девятиклассников), в формате ЕГЭ (для одиннадцатиклассников) и в формате ЕГЭ для родителей (предусмотрен даже «Семейный абонемент»), классические контрольные работы по разным школьным предметам (спрос на них в последнее время сильно возрос).
Разница теста и контрольной работы заключается в том, что во время тестирования проверяют какое-то одно знание в каждом конкретном вопросе, в заданиях с развернутым ответом (на контрольной работе) можно проследить за ходом решения и увидеть затруднения, ошибки ребенка, по итогам разбора и анализа решения провести более грамотную коррекцию знаний и умений.
Кроме того, ребенок может сдать в центре экзамен по иностранному (английскому) языку на получение международного (кембриджского) сертификата. Стоит отметить, что в среднем по Москве цены на эту услугу (экзамен по иностранному языку на получение международного сертификата) неоправданно завышены, задача Центра независимой диагностики - дать возможность каждому московскому школьнику получить эту услугу по вполне разумной цене. Многим ребятам было бы интересно проверить свой уровень английского языка по международным стандартам качества.
Все диагностики в Центре независимой диагностики проводят по утвержденному графику, который размещен на сайте Московского центра качества образования. Но можно прийти и вне графика по предварительной записи, можно даже заказать собственную работу, эта процедура адресная, уникальная, требующая отдельной разработки процедур. Есть бланковое и компьютерное тестирование, метапредметные диагностики.
Зарегистрироваться на диагностику можно через сайт Московского центра качества образования либо по телефону, в ближайшее время будет доступна запись и через мобильное приложение, оно будет кросс-платформенным: и для Android, и для IOS, и для Windows-mobile. При этом персональные данные пользователей будут полностью защищены. Главная цель - это удобство и простота в использовании, чтобы записаться на диагностику можно было в несколько кликов, а не в 5-10 шагов. Пройти регистрацию на диагностику можно в call-центре, рассчитанном на 20 мест, процедура занимает примерно 3-4 минуты на человека. Таким образом, за 45 минут зарегистрироваться могут около 300 человек.
Современные технологии развиваются. Людям нужны простые и удобные сервисы, заявки на диагностики должны поступать в первую очередь через электронные сервисы. В ближайший год будет разработана единая электронная система, в которой будет представлен широкий комплекс услуг центра, там же будут развивать сервисы для внутришкольной и внутриклассной диагностики. Это одно из важнейших направлений деятельности центра. Система должна заработать к январю 2017 года. Еще одно направление в работе центра - консультационное сопровождение, семинары для родителей. Пока ребенок проходит диагностику, родители не ожидают его в коридоре, а используют это время для различной семинарской деятельности.
Сегодня ребенка окружает огромное количество услуг. Есть разные ресурсы с возможностью оценки знаний - Академия Хана, Coursera, сотни других программ и пособий, брошюры по подготовке к единому государственному экзамену. Преимущество Центра независимой диагностики в его кадрах. В центре проводят проверку заданий с развернутым ответом (часть С), причем специалисты, которые работают на итоговой аттестации.
Москва - большой город, поэтому нужен удобный сервис и для онлайн-проверки, чтобы педагоги не отвлекались от основной работы, а могли после трудового дня, сидя дома за компьютером, проверить работы, чтобы им для этого не нужно было приезжать в Центр независимой диагностики. В центре разработана система удаленной проверки заданий с развернутым ответом, в ней предусмотрен личный кабинет эксперта. За 2015 год было удаленно проверено более 730 тысяч работ. Подход к отбору экспертов очень серьезный, эксперт может пройти аккредитацию и стать специалистом по проверке, если допустит менее 5% расхождений с эталонным оцениванием. Если больше, то его к работе не допускают. Второе конкурентное преимущество - это возможность очных консультаций от профессионалов.
Запросы ребенка и родителей на диагностику и их настоящие потребности могут сильно различаться. Например, родитель хочет проверить уровень знаний своего ребенка по всем предметам, насколько объективно его оценивают учителя. Квалифицированные специалисты, которые работают с каждым конкретным родителем и ребенком, помогут им более конкретно разобраться с запросами и потребностями.
Среди дополнительных услуг, которые оказывает Центр независимой диагностики, - помощь в профессиональном самоопределении, различные тренинги и мастер-классы, услуги по итоговой аттестации по различным образовательным проектам, включая дополнительное профессиональное образование.
В 2015 году руководители пунктов проведения экзамена и уполномоченные по государственной итоговой аттестации впервые проходят обучение по новым программам. Окончание их учебы будет сопровождаться серьезным зачетом в Центре независимой диагностики. В первой части им предложат тест, а во второй - решение ситуационных задач, реальных задач, которые возникают на экзамене. Это будет обучение не инструкциям, а разрешению ситуаций.
В центре разработана своя система безопасности. В здании идет онлайн-видеонаблюдение, есть стационарные и ручные металлодетекторы, индивидуальные камеры хранения, предусмотрены специальные условия для участников с ограниченными возможностями здоровья. Рамки металлодетекторов установлены на входе в пункт проведения экзамена и перед входом в зону регистрации.
Московский опыт в проведении независимой диагностики будет распространяться и в регионах. Большой интерес к деятельности центра уже проявили коллеги из Новосибирска, Челябинска, Тамбова, Вологды и других городов России.
Центр независимой диагностики разместился на улице Бехтерева, д. 19. В дальнейшем подобные центры откроют недалеко от станции метро «Шаболовская» и в Зеленограде.
После принятия нормативной базы о круглогодичном приеме единого государственного экзамена возникнет проблема сертификации всех центров независимой диагностики. Они должны стать полноценными, образцовыми пунктами приема экзаменов. По жесткости условий, которые к ним предъявляют, не должно быть никаких сомнений в качестве сертификатов, выдаваемых этими центрами. Важно создать идеальные пункты проведения экзаменов со всеми необходимыми условиями, предпосылки для этого уже есть. В Центре независимой диагностики реализована концепция «все в одном», то есть все услуги можно получить, не выходя из здания: кабинет для общественных наблюдателей, которые могут видеть все аудитории на широкоугольном экране; кабинеты для работы предметной и конфликтной комиссий; зоны печати материалов, сканирования и верификации; кабинеты для проведения тренингов и консультаций.
Еще одно преимущество Центра независимой диагностики - в его партнерах. Центр взаимодействует с разными организациями, что также способствует высокому качеству услуг для детей, родителей, педагогов. Центр успешно сотрудничает с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Федеральным центром тестирования, Федеральным институтом педагогических измерений, Информационно-методическим центром анализа, Московским центром непрерывного математического образования, Московским институтом открытого образования и другими.

Павел КУЗЬМИН, директор Московского центра качества образования