Мы живем в огромном городе, который разделен не только на административные округа, но и на множество районов, образованных с учетом исторических, географических, градостроительных особенностей. Районы эти разнятся по численности населения, социально-экономическим характеристикам, транспортной доступности. Совокупность таких особенностей определяет растущую потребность московских семей в локализации образовательных услуг на территории своего района и даже микрорайона. В одной семье могут быть дети с разными образовательными потребностями: кто-то из них хочет стать врачом, кто-то переводчиком, кому-то необходимо посещать детский сад. В этой связи возникает необходимость удовлетворения разнообразного спектра образовательных интересов семей.
Чтобы обеспечить потребности московских жителей, школы создают многомерные комплексы образовательных предложений и развивают сетевое взаимодействие, но этого недостаточно. Для более полного удовлетворения образовательных потребностей жителей районов Москвы необходима интеграция возможностей школ, расположенных на территории районов. Из этой необходимости и возникли межрайонные советы директоров учреждений Москвы, в том числе и наш совет районов Замоскворечье, Таганка, Якиманка.
Мы осознаем, что межрайонный совет - это не очередная бюрократическая структура, а сообщество равных, всех директоров, которые средствами профессионально-общественного управления, объединяя свой профессиональный опыт, взгляды, опираясь на профессиональные сообщества, решают большое количество задач, связанных с удовлетворением образовательных потребностей москвичей.
Основным направлением своей деятельности мы считаем координацию и интеграцию возможностей всех наших образовательных организаций, а основными задачами - создание условий для того, чтобы дети жителей района могли получить любые качественные образовательные услуги в соответствии со своими потребностями, чтобы самая дерзкая мечта ребенка могла воплотиться в реальность под руководством высокопрофессионального, достойно оплачиваемого педагога (учителя, воспитателя). Не случайно девизом нашего МРСД стали слова «Объединяя мечты - объединяем возможности».
Вторая важная задача, которую мы поставили перед собой, - усиление роли школы в социально-экономическом и культурном пространстве города. По сути, школа должна стать социокультурным центром своего района, и именно МРСД своим авторитетом, выступая единой командой, может более качественно осуществить межведомственное взаимодействие, которое помогает решению этой задачи. Тогда субъектами образовательной организации становятся не только дети и их родители, но и все жители района.
Какую же структуру мы создали?
В наш межрайонный совет входят 19 образовательных организаций: 12 школ, 4 колледжа и три учреждения дополнительного образования, в которых обучают 29000 учащихся и работают около 3700 специалистов. Мы по праву гордимся своим районом, своими учреждениями. Наши школы внесли заметный вклад в развитие образования города: 9 из 12 школ вошли в Топ-300 города (все 9 - в грантовскую группу), в Топ-500 лучших школ России вошли 7 учреждений.
Высший орган управления нашего межрайонного совета - собрание директоров ОУ, которое проходит не реже двух раз в месяц. Совет возглавляет председатель, которому помогают заместитель председателя и секретарь совета. При совете действует комиссия по разбору жалоб. Есть и выбранный представитель совета в Профсоюзе работников образования. Мы создали профессиональные сообщества учителей-предметников, воспитателей дошкольных отделений, каждое из которых возглавляет общественный методист из числа наиболее авторитетных и результативных специалистов. Но главное, к чему мы пришли сообща, - это необходимость рассматривать наш совет как объединение руководителей проектов, реализация которых позволила бы решить поставленные перед нами задачи.
Приоритетными направлениями наших проектов стали проекты, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью, обеспечением безопасности и здоровья учащихся и учебно-воспитательным процессом. В первом направлении - финансово-хозяйственном, которое возглавили директора лицея №1799, школы №1259 и колледжа связи №54, - налажено тесное взаимодействие финансово-хозяйственных и контрактных служб учреждений. Результатом реализации этого проекта стало, например, то, что МРСД одним из первых заключил договор на питание, или то, что одними из первых мы сумели сформировать заявку в префектуру на благоустройство территорий наших учреждений на 2016 г. В процессе работы контрактные службы столь тесно взаимодействовали, что на повестке дня стоит вопрос об их объединении под руководством контрактной службы колледжа связи №54. Это позволило бы нашим учреждениям экономить значительные средства при закупке необходимых товаров и услуг и проведении совместных торгов.
В области безопасности, здоровьесбережения и спорта мы объединили свои усилия в проекте, которым руководит школа №498. В сжатые сроки был успешно внедрен Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО, успешно были проведены в прошлом году (и нет сомнений, что состоятся в нынешнем году) рейтинговые «Президентские состязания», «Президентские соревнования», «Победный мяч», турнир «Белая ладья». Мы наладили тесное взаимодействие с ГБПОУ «Воробьевы горы».
В области учебно-воспитательной работы действует проект лицея №1799 по работе с одаренными детьми и организации олимпиадного движения совместно с методистами ГМЦ. К сожалению, мы пока не можем особо похвалиться большим количеством победителей и призеров регионального и заключительного этапов ВОШ в 2014-2015 гг., но мы надеемся, что в результате кропотливой работы наших межрайонных комиссий учителей-предметников олимпийцы покажут более высокие результаты. Ведь в этом году в муниципальном туре нашего района принимает участие около 120000 учащихся по 22 предметам.
Большое значение мы придаем военно-патриотическому воспитанию. Проект, возглавляемый школой №627, - это не только мероприятия, связанные с празднованием 70-летия Победы: прекрасная акция «Бессмертный полк», «Парад кадет», это не только работа с нашими музеями, но и тесное взаимодействие с советами ветеранов наших районов, которые, глядя на нас, задумываются о создании объединенного совета по примеру МРСД. Активное участие наша команда принимала в конкурсе «Кубок героев», идет активная работа по конкурсу «Страницы школьных музеев на сайтах образовательных учреждений».
Нам было очень радостно узнать о том, что Президент РФ подписал указ о создании Российского молодежного движения, в котором мы все испытываем огромную потребность. Развитие ученического самоуправления также стало приоритетным проектом школы №627.
Можно много говорить о наших проектах, например, о проектах технического творчества молодежи в «Иннарт» или на великолепной базе колледжей, где дети наших школ занимаются в технических кружках или в Smart-классе Samsung, вместе с родителями принимают участие в субботних занятиях в колледжах, про управляющие советы, которые обсуждают вопрос об объединении своих усилий по руководству образовательными учреждениями. Нельзя не отметить самый яркий совместный проект, который мы реализовали совсем недавно, несмотря на то что это была огромная работа, мы все получили от него огромное удовольствие, это фестиваль «Наши общие результаты - наши общие возможности». Этот фестиваль стал не только нашим межрайонным, но и межведомственным проектом. Каждый увидел, что наш юный москвич может использовать не только возможности своей любимой школы, но и своего района и всего города для достижения личных результатов и личного роста.
Жизнь подтвердила правильность проектного подхода к управлению МРСД, так как именно он позволяет решать поставленные задачи без создания лишних иерархических уровней и привлечения новых управленческих кадров, гибко реагировать на быстро меняющуюся ситуацию, развивать и использовать сильные стороны того или иного учреждения на благо всего межрайона.
Опыт успешного решения ряда поставленных задач свидетельствует о том, что успех идет рука об руку с интеграцией.