Мы постоянно изучаем экономическое состояние нашей системы и работаем над повышением эффективности расходов. Ежегодно наши директора школ реально самостоятельно принимают решения, как и на что расходовать средства, которые к ним поступают. Ежегодно выполнение бюджета по отрасли составляет 99,7%. Это максимальное значение среди отраслей городского хозяйства. Если выразить масштабы системы образования региона в экономических категориях, то можно сказать, что образование стало градообразующим не только и не столько за счет количественных показателей, смысл этого понятия представляется мне гораздо более глубоким, в нем я вижу прямое социальное предназначение образования по формированию нового поколения петербуржцев, можно сказать, что образование обращено в будущее.
Есть важные направления работы, которые имеют особое социальное звучание. Первое направление - это обеспечение доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет, что потребовало колоссального напряжения сил и аккумулирования дополнительных ресурсов. Мы решили эту проблему через развитие вариативных форм образования, рациональное использование помещений действующих детских садов, оптимизацию помещений в садах, расширение сети дошкольных отделений в школах (мы во многих школах открывали дошкольные отделения, они показали свою эффективность, сегодня продолжаем это делать там, где позволяют площади), через возвращение в систему дошкольного образования зданий бывших детских садов (только за последние три года мы вернули в систему более 130 зданий). Конечно, мы строим, за счет нового строительства, за счет приобретения в собственность города новых зданий для детских садов, в том числе за счет средств федерального бюджета по проекту МРСДО, смогли за три года открыть в городе (а для Санкт-Петербурга это очень важно) более 38 тысяч новых мест. Эта работа не закончена, она продолжается, сегодня мы все свои усилия направляем на сохранение имеющегося уровня обеспеченности, поддерживаем развитие частных детских садов, хотя доля негосударственных учреждений в Санкт-Петербурге сегодня невелика.
Второе направление - обеспечение доступного качественного образования. Петербургская школа дает выпускникам хорошие знания и формирует взгляды на жизнь, при определении результативности мы учитываем не только результаты предметных олимпиад и сдачи ЕГЭ, но и данные независимых исследований, опросов наших школьников и их родителей, таким образом, мы сверяем правильность выбранного вектора развития с мнением общественности. Исследование «Портрет петербургского школьника» (мы проводим такое практически ежегодно) показывает нам, что более 60% наших ребят убеждены, что главное для них - стать образованным человеком. Наша стратегическая задача (и наших директоров тоже) на сегодняшний день такова, чтобы каждый родитель мог найти близко к дому школу, подходящую его ребенку по качеству образования и по условиям обучения.
Третье направление - использование уникального и важного для каждого из нас ресурса - уникальной культурно-исторической среды Санкт-Петербурга. Ее влияние на школьника неизмеримо высоко. Мы реализуем совместные проекты для ребят и молодежи с Мариинским театром, у нас каждый десятиклассник обязательно один учебный день в десятом классе проводит с 9 утра до 21 часа в этом театре, видит всю работу тех, кто создает произведения искусства, как это происходит, по результатам трех последних лет мы заметили увеличение числа ребят, которые поступают в творческие вузы как раз на специальности, обеспечивающие театр.
Четвертое направление - профобразование. Если раньше у нас было 116 профтехучилищ, то сегодня в ведении Комитета по образованию находится 49, но все 130 зданий работают.