Во все времена было стремление найти лучших, талантливых детей и абитуриентов, а вот создать условия для их не поиска, а развития - задача одна из самых сложных, но ее решение - залог успешного будущего не только подрастающего поколения, но и самого государства. Ориентир на создание условий во многом определяет широту поиска и множество возможностей, видение по прогнозу на перспективу востребованных кадров и научных направлений, ведь увлекая молодежь сейчас, мы обеспечиваем своевременное развитие и обновление научных кадров!
23 октября 2015 года лицеисты были вовлечены в уникальное образовательное действо. Для них читали свои лекции по истории России лучшие профессора Московского государственного университета, увлекая ребят в хронологию исторических событий и их анализ, знакомя с уникальными историческими сведениями и документами, посвящая ребят в таинственные легенды и поучительные рассказы.
Современные школьные учебники скупы на интересную информацию, поэтому особо ценной становится встреча с человеком, умеющим побудить ребят к познанию, поиску, желанию искать самому. И с этой встречей ребятам повезло! Профессор, доктор исторических наук Константин Соловьев прочитал им лекцию «Российская империя накануне Отечественной войны 1812 года». Немногие могут похвастать знанием причин начала этой войны, но знание их необходимо, ибо иначе патриотизм меркнет перед обычным перечислением военных событий и операций. С легкостью простого рассказчика Константин Анатольевич поведал ребятам о тех мировых процессах, которые происходили в Европе и России накануне 1812 года. Образное сравнение континентальной блокады Англии и нынешних санкций - и для ребят прочерчена историческая параллель современной политики. Личные амбиции Наполеона и межгосударственные противоречия привели к переходу французской армии в 1812 году через Неман. И снова загадка - тактика отступления Русской армии. Ответ в лекции ученого: характер ведения войны Наполеоном - бить армию врага по частям. Значит, надо лишить противника излюбленного приема. А вопрос о выборе Бородинского поля? Изумительный картографический материал и сравнение в связке Ледовое побоище, Куликовская битва, сражение под Полтавой, и четкая логика перед глазами - втянуть как можно глубже противника в свои позиции, а потом разгромить. Много интересных сведений в своих тетрадях унесли ребята с этой лекции, множество фактов расширили их кругозор.
Как важно для нашей молодежи понимать и историческую действительность, и особенности эпохи, и значение действий определенной исторической личности! Реформы выдающегося русского реформатора и преобразователя устроя Российской империи Петра Аркадьевича Столыпина до сих пор вызывают много споров и оценочных суждений у историков и экономистов. Тем сложнее разобраться в их значении современному школьнику.
На лекции доктора исторических наук Сергея Пронкина ребятам были представлены те вызовы и задачи, которые стояли в начале двадцатого века перед премьер-министром Столыпиным. Состояние экономики и образования, армии и флота, сельского хозяйства и государственного управления - все требовало преобразований и изменений. Столыпин спешил, чтобы успеть сделать как можно больше для России и его народа. Сергей Владимирович своей уверенностью и знанием передал ребятам понимание решаемых Столыпиным задач, дал возможность правильно оценивать значение его работы.
Завершился учебный день лицеистов в музее истории развития МГУ, размещенном в интеллектуальном центре МГУ имени М.В.Ломоносова - в фундаментальной библиотеке. Ребята смогли проследить всю историю становления университета - от учреждения в здании на Моховой улице до огромных современных университетских корпусов. Интересные архивные документы и литографии, фотоснимки, передающие колорит веков, воссозданные рабочие кабинеты ученых - все подталкивает к увлечению ребят наукой, получению качественного образования.
Сотрудничество лицея и МГУ непременно пойдет на пользу в деле образования наших подростков.

Павел САМСОНОВ, директор лицея №86 имени М.Е.Катукова