В настоящее время, когда средства на содержание имущественного комплекса и его текущий ремонт переданы образовательным  организациям, когда количество зданий в многопрофильных комплексах доходит до 20, стало бесспорной необходимостью создание системы  мониторинга условий безопасного пребывания детей и взрослых.
Это нужно одинаково как учредителю, так и руководителю для планирования финансово-хозяйственной деятельности, планирования первоочередных видов ремонтных работ текущего и капитального характера. Мониторинг должен стать базой для принятия подобных управленческих решений. Кроме этого, это база для оценки качества управления ресурсами в школе.
Сама база мониторинга будет сформирована в электронной среде из существующих информационно-аналитических систем и путем внесения данных по определенному набору показателей сотрудниками дирекции. Этим вопросом мы занимаемся совместно с Темоцентром.
Показатели мониторинга группируются по 4 направлениям:
- техническое состояние здания по конструктивным элементам;
- состояние жизнеобеспечения, сюда входят инженерные системы и оборудование;
-  безопасность среды пребывания: отдельные элементы противопожарной безопасности, безопасность установленного оборудования на спортплощадках, в спортзалах, МАФы;
- культура организации питания в школе: сюда входит комплекс элементов поведенческой культуры, создание атмосферы в столовой, имеющих в конечном счете воспитательную цель.
Это все то, за что школа отвечает в детской столовой при организации питания.
Выход сотрудников дирекции в школы будет осуществляться на основании приказа. Результат выездного мониторинга -  акт обследования с рекомендациями о дальнейших мероприятиях по приведению имущественного комплекса в удовлетворительное состояние.
Одним из недавних целенаправленных мониторингов  стал мониторинг состояния санитарных узлов в образовательных организациях.
Соблюдение санитарно-гигиенических требований стало одной из важнейших составляющих в обеспечении безопасности процесса обучения. Значительную роль в этом играет состояние санитарных узлов в образовательной организации.
Для обеспечения исполнения санитарных требований специалисты дирекции с 18 ноября по 2 декабря 2015 года проводили сплошной мониторинг состояния санузлов в образовательных организациях, проверили 1731 здание в 286 образовательных организациях.
Неудовлетворительным считается состояние, при котором требуется полная замена оборудования санитарного узла либо проведение капитального ремонта дверей и окон, стен, потолков, освещения.
В целом можно сказать, что в 84% зданий образовательных организаций состояние санитарных узлов не вызывает серьезных нареканий, в 16% образовательных организаций вопрос надлежащего содержания санузлов не решен.
Особое впечатление вызвал диссонанс между состоянием санузлов для школьной администрации и состояние санузлов для детей.
Что же стало основными причинами выявленных нарушений?
Основные причины не только недостаточный контроль за содержанием школьных помещений и низкое качество планирования и бюджетирования расходов школы. Это проблема, которая отражает общее состояние в управлении школой. Как говорил булгаковский герой профессор Преображенский: «Разруха не в клозетах, а в головах».

Елена БОНДАРЕНКО, заместитель начальника дирекции по эксплуатации, движению и учету основных фондов Департамента образования   Москвы