Цель государственной политики в сфере образования - обеспечение его доступности и качества для каждого российского гражданина. Основные направления этой политики определены майскими указами Президента Российской Федерации. На развитие отрасли направлены государственная программа «Развитие образования», принятые концепции национальной системы выявления и развития молодых талантов и развития дополнительного образования, стратегия развития воспитания в Российской Федерации. В этом году утверждены новые федеральные целевые программы на ближайшие пять лет: «Развитие образования» и «Русский язык».
За последние годы благодаря совместной работе регионов и федерального центра сделано очень многое для обеспечения 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет. С 2013 года для решения этой задачи инвестированы серьезные ресурсы и на федеральном, и на региональном уровнях, построены около тысячи новых зданий детских садов, отремонтированы и возвращены в систему образования 3150 зданий, в 2015 году будут введены около 350 тысяч новых мест в системе дошкольного образования, а всего за три года их число превысит 1100 тысяч. На 1 октября 2015 года показатель доступности дошкольного образования составил около 97 процентов, при этом в 31-м регионе - уже практически 100 процентов, а это значит, что сотни тысяч наших семей получили возможность для активной профессиональной самореализации, а дети - для подготовки к дальнейшему обучению. Федеральная поддержка этой программы в этом году завершается. Мы рекомендовали субъектам Российской Федерации не забывать и об обеспечении местами детей до трех лет, уже сейчас почти три четверти семей, желающих эту услугу получить, водят детей в дошкольные учреждения, за два года их число выросло на 100 тысяч, то есть новые места для детей в возрасте от трех до семи лет не создают за счет мест для детей младшего школьного возраста, наоборот, количество мест для детей в возрасте до трех лет также растет. По мнению ученых, специалистов, именно дети раннего возраста особенно нуждаются в родительском внимании, поэтому мы поддерживаем развитие консультационных пунктов при образовательных организациях, которые обеспечивают сопровождение семей с маленькими детьми. Важно, что современное дошкольное образование теперь определяет государственный стандарт, детские сады поэтапно переходят на работу по современным примерным программам. В 2016 году мы планируем активно развивать негосударственный сектор, семейные детские сады, особое внимание будет уделено помощи семьям с детьми младшего дошкольного возраста.
За последние годы было многое сделано для повышения доступности школьного образования, с 2011 года школы поэтапно переходят на работу по новым стандартам, с 1 сентября 2015 года не только начальная школа, но и пятые классы учатся по новым ФГОС, подготовлены уточнения в федеральные образовательные стандарты, направленные на конкретизацию требований к результатам и содержанию образования, примерные основные образовательные программы, приняты концептуальные документы, определяющие общие рамки предметного содержания школьных курсов по математике и отечественной истории, в ближайшее время предстоит обновление содержания всех предметных областей, например, уже сейчас разработан проект концепции филологического образования.
Мы усовершенствовали порядок формирования федеральных перечней учебников, современный учебник теперь обязательно включает специальную книгу для учителя и имеет электронную версию, с учетом этого в следующем году совместно с лучшими российскими учителями будет запущен проект «Электронная школа», который позволит создать открытый ресурс с полным школьным курсом в помощь всем учащимся и педагогам.
В последние два года удалось обеспечить высокий уровень организации процедуры оценки качества образования - итоговой аттестации после девятого и одиннадцатого классов, усовершенствованы задания экзаменов, из них исключена тестовая часть с выбором ответа, в перечень обязательных предметов для основного государственного экзамена после девятого класса добавляют экзамены по выбору, мы планируем проведение всероссийских проверочных работ для определения «болевых точек» в освоении школьниками содержания предметных курсов.
Но школа - это не только содержание, но и инфраструктура. За год построены свыше 100 новых школ, с учетом положительной демографической динамики, состояния фонда школьных зданий нам необходимы масштабный поэтапный вывод старых зданий из эксплуатации, строительство новых зданий и перевод обучающихся в современные школьные здания, подготовлена программа, нацеленная на решение этой задачи, со следующего года мы начнем ее реализацию.
Количество детей, охваченных дополнительным образованием, за последние два года увеличилось на миллион - до 12,5 миллиона человек. Показатель внутришкольного дополнительного образования (охват им детей) составляет около 60 процентов, это секции, кружки в школах, по этому показателю мы достигли уровня Советского Союза после того провала, который был в 90-е годы. В целом в организациях дополнительного образования - школах искусств, спортивных школах, центрах детского творчества - занимаются около 65 процентов детей в возрасте от пяти до восемнадцати лет. Мы реализуем меры развития массовой физической культуры и спорта в школах. Содержание дополнительного образования в последнее время меняется, растет популярность кружков и секций, связанных с техникой и технологиями, приоритетными мы считаем образовательные программы, благодаря которым дети развивают творческие способности, участвуют в различных состязаниях, в том числе интеллектуальных. Неоценим ресурс дополнительного образования и в профориентационной работе. На ближайшие пять лет запланированы серьезные федеральные меры поддержки дополнительного образования - улучшение материальной базы образовательных организаций, обновление содержания и технологий дополнительного образования. Нам предстоит и дальше увеличивать охват детей качественными программами дополнительного образования, обеспечить возможность перехода к нормативно-подушевому финансированию в дополнительном образовании уже начиная со следующего учебного года.
Сейчас мы видим, что спрос на профессиональное образование растет, в 2015 году 40 процентов выпускников 9-х классов продолжили образование в колледжах и техникумах, еще несколько лет назад этот показатель не превышал 30 процентов. В последние несколько лет наша страна участвует в движении WorldSkills - международных соревнованиях по профессиональному мастерству. По результатам мирового чемпионата этого года, который недавно состоялся в Бразилии, российская команда из 32 участников завоевала шесть медалей за высшее мастерство. По решению генеральной ассамблеи WorldSkills в 2019 году масштабное мировое первенство по рабочим профессиям будет проведено в Казани - это признание активной позиции, больших достижений нашей страны в этой области. На ближайшие пять лет принят комплекс мер по развитию этого уровня образования, будут созданы особые условия для подготовки кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям, предусмотрены дальнейшие мероприятия по развитию материальной базы техникумов и колледжей в рамках федеральной целевой программы развития образования. Конечно, мы продолжим работу по развитию конкурсного движения WorldSkills, соревнования по рабочим профессиям, конкурсы, чемпионаты профессионального мастерства охватят все российские регионы.
В России сформирована группа ведущих университетов, их всего около 40, 21 из них участвует в проекте «5-100», одна из основных задач которого - продвижение наших вузов в международных рейтингах. Уже сегодня некоторые наши университеты занимают достойные позиции в рейтингах, например, в наиболее авторитетном рейтинге газеты Times в области естественных наук три наших вуза уже входят в сотню - Московский государственный университет, Новосибирский университет и МИФИ. Особое внимание мы уделяем развитию инженерного образования, например, внедряем прикладной бакалавриат, когда в образовательной программе больше времени отводят практике, работе на конкретном рабочем месте. В 2014 году мы запустили программу «Новые кадры для оборонно-промышленного комплекса», цель которой - создание целостной системы подготовки специалистов для оборонки. Важное для нас направление - развитие инновационных предприятий при вузах. Традиционной также стала поддержка совместных проектов вузов и государственных научных учреждений или промышленных предприятий при реализации конкретных инновационных проектов. В ближайшие годы будет продолжена работа по повышению качества высшего образования. Мы поддержим региональные университеты, имеющие ключевое значение для промышленного и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. В ближайшие годы по модели создания федеральных университетов в регионах запланировано создание опорных вузов, где будут сконцентрированы лучшие ученые, преподаватели и студенты, созданы все условия для подготовки кадров для высокотехнологичных, наукоемких отраслей экономики и социальной сферы.
Когда мы говорим о доступности качественного образования, конечно, имеем в виду и детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особыми образовательными потребностями, без их полноценного образования невозможна и позитивная социализация. В федеральном законодательстве сегодня урегулированы вопросы, связанные с обучением этих детей. В прошлом году мы утвердили ФГОС начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, с 1 сентября 2016 года они вступят в силу. Потребности таких детей учтены и в стандарте дошкольного образования. Сегодня в 20 процентах всех школ созданы условия для инклюзивного образования, при этом мы сохраняем, поддерживаем и развиваем сеть специализированных образовательных организаций для особых детей, так называемых коррекционных школ. В новой редакции программы «Доступная среда», которая начнется со следующего года, одно из ключевых мероприятий - поддержка именно коррекционных школ.
Качество школьного образования во многом определяет качество подготовки учителей, престиж профессии учителя в России растет. В течение последних лет наши школы не испытывают дефицита в кадрах, в школы активно приходит молодежь, например, победителю последнего конкурса «Учитель года России» всего 25 лет. В педагогические вузы поступают все более и более подготовленные абитуриенты, с 2017 года мы планируем внедрять профессиональный стандарт педагога, существенно изменить процедуру аттестации.
Недавнее международное исследование показало, что наши учителя любят свою работу, но жалуются на избыток отчетности. Действительно, высокая административная нагрузка на учителей пока еще сохраняется в школах, в ближайшее время мы предпримем серьезные усилия для того, чтобы эту нагрузку серьезно сократить.
В большинстве регионов обеспечивается достижение целевых показателей по заработной плате педагогических работников. К концу 2014 года по сравнению с уровнем 2012 года заработная плата педагогов увеличилась на 51 процент. За прошедший год (только за год) заработные платы педагогических работников выросли в среднем на величину около 11 процентов. Наиболее высокие темпы роста средней заработной платы (хочу это особо отметить) у педагогов, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, - почти 20 процентов в год, и у педагогов дополнительного образования детей - 18 процентов.
В связи с особенностями социально-экономических условий в этом году целевые параметры повышения заработных плат скорректированы, запланирован такой уровень заработной платы, который учитывает возможности региональных бюджетов, не допуская снижения достигнутых в 2014 году номинальных значений. Вопрос заработных плат педагогов находится на постоянном контроле, рекомендации развития системы оплаты труда мы формируем вместе с Общероссийским профсоюзом образования.