Продолжение. Начало в № 43

Э.КОГАН, кандидат юридических наук, заслуженный юрист России:

- Малое предпринимательство в бывшем Союзе ССР началось в ноябре 1989 г., когда был образован Союз малых государственных предприятий СССР. С принятием Постановления Совета Министров СССР от 8 августа 1990 г. № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» (СП СССР. 1990 г., № 19. С. 101) малые предприятия получили юридический статус. В дальнейшем были приняты многочисленные правовые акты в отношении малого бизнеса. В настоящее время в России работают 850 тыс. малых предприятий, в которых занято свыше 6 млн. человек. Согласно Программе Общероссийской политической общественной организации «Отечество» малых предприятий уже сегодня должно быть от 2,5 до 3,5 млн. с суммарной численностью занятых на них около 30 млн. человек, а через 4-5 лет количество малых предприятий должно достигнуть 5-6 млн. и количество занятых - около 45 млн. человек. Такое количество малых предприятий, исходя из программы, должно обеспечивать 40 процентов валового внутреннего продукта (ВВП). Программа предусматривает целый ряд экономических, юридических и организационных мероприятий поддержки малого и среднего предпринимательства России, но эта поддержка не обеспечена финансированием.

Между тем Россия еще значительно отстает от ведущих зарубежных стран по числу малых предприятий и занятости их в сферах производства. Так, например, в Германии на долю малого и среднего бизнеса приходится 25% общего промышленного производства, во Франции - 45%, в Японии - 51%, в США - 98% фирм представляют малый бизнес.

Законодательство определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в РФ и устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. Закон действует на территории РФ в отношении всех субъектов малого предпринимательства независимо от предмета и целей их деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляться должна по нескольким направлениям: формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства; создание льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; установление упрощенного порядка регистрации, лицензирования деятельности, сертификации продукции, представления статистической и бухгалтерской отчетности; поддержка внешнеэкономической деятельности, включая развитие торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами; организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

Между тем практически весь набор мероприятий государственной поддержки малого предпринимательства ограничивается, с одной стороны, частичным финансированием из федерального бюджета, а с другой - отсутствием контроля за их выполнением даже в части частичного финансирования. Программы поддержки малого предпринимательства не имеют прямого механизма их осуществления. Закон не предусматривает такой механизм, а следовательно, программы сами по себе осуществляться не могут.

С.БОРИСОВ, президент Общероссийской организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»: «Мы хотим показать президенту, как нынешняя система бьет по малому бизнесу».

По мнению С.Борисова, «наша экономика все больше напоминает кочегара поезда, подбрасывающего топливо в мировую систему, только в этом поезде нет наших вагончиков, и мы, и это самое ужасное, «разгоняем» только чужую экономику». Если и дальше собираемся добиваться роста ВВП только через традиционные сырьевые схемы, а не через малый бизнес. «Но тогда нам и правительство не нужно. Надо оставить всего два министерства: одно - добычи и экспорта, второе - импорта и справедливого распределения. А все остальное нам не нужно, в том числе наука и образование. Для работы на буровых нам Запад охотно предоставит своих специалистов», - утверждает президент «ОПОРЫ».

Президент «ОПОРЫ» уверен, что серьезнейший пласт проблем малого бизнеса связан с вопросами собственности. Если малый бизнес в массе своей собственности не имеет, то говорить о серьезности малых предприятий как класса не приходится. Нет собственности - значит, нет возможности получить кредит. Значит, малые предприятия - временщики, а не тот средний класс, который должен составлять основу общества.

Из лекции Вячеслава НИКОНОВА «Конституционный дизайн»:

- Конституция должна исходить из того, что источник власти - народ, который ставит целью защитить свои права от возможных посягательств со стороны государства. Поэтому в конституции должны быть четко сформулированы эти права и защищены разделением властей по вертикали и горизонтали с установлением для народа возможности выбирать основные ветви власти. С этой позиции взглянем на действующую Конституцию. И прежде чем говорить о правах, посмотрим на обязанности.

Их у нас не так много: заботиться о детях и нетрудоспособных родителях, охранять историческое и культурное наследие, платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, защищать Отечество. В самих этих пожеланиях нет ничего дурного. Но, когда они включены в Конституцию, они не только не несут полезной нагрузки, но могут быть вредны. Во-первых, дело в принципе. Вместо того чтобы накладывать ограничения на государство, эти статьи ограничивают носителя суверенитета и единственный источник власти - народ. В государствах с давними демократическими традициями старались не записывать обязанности в конституцию. Иначе получается, что народ ограничивает сам себя. Во-вторых, записи об обязанностях не несут полезной нагрузки, так как не могут быть статьями прямого действия, а вся Конституция - документ прямого действия.

Если уж люди хотят создать себе ограничения, то это лучше сделать путем издания соответствующих законов через избранные представительные органы. В принципе в демократическом обществе у людей обязанность одна - выполнять законы, принятые государственными органами в рамках установленных законом полномочий.

Некоторые права зафиксированы в конституциях практически всех демократических стран. К ним относятся гарантии религиозной свободы, свободы печати, право собираться мирно и без оружия, неприкосновенность личной собственности, равно как избирательное право и т.д.

Российская Конституция содержит в себе дополнительно достаточно внушительный набор так называемых социально-экономических прав: право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на отдых, право на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, право на благоприятную окружающую среду, право на жилище, причем малоимущим и некоторым другим - бесплатное. Подобные статьи в конституционном праве появились впервые в СССР и странах Восточной Европы, а затем перекочевали в некоторые западноевропейские конституции. Но необходимость включения социально-экономических прав в Основной Закон далеко не бесспорна.

В иерархии конституционных прав политические права первичны, а социально-экономические права вторичны. Кроме того, социальные права, как они зафиксированы в Конституции, звучат скорее как пожелание, которые в документе прямого действия неуместны. Представьте - Конституционный суд должен оценить законность некоего жилищного законодательства, которое приняла Дума, а в Конституции уже гарантировано право на жилье. То есть любой документ, который не гарантирует каждому человеку (не каждой семье, а каждому человеку) права на жилье, а просто улучшает положение в этой сфере, уже может рассматриваться как неконституционный.

Как в этом контексте выглядит действующая Конституция? По набору прав там все в порядке. Но, во-первых, беспокоит слишком широкий спектр ситуаций, при которых могут быть ограничены права человека. А именно: «В целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц, а также обеспечения обороны страны и безопасности государства». Эта формулировка открывает очень и очень широкие возможности для ограничения прав. Во-вторых, Конституция разделяет все права на не подлежащие ограничению ни при каких условиях, и те, которые могут быть урезаны.

5. Дискуссия.

Обсуждение проблем:

Может ли Конституция РФ обеспечить успешное развитие России?

Нужна ли России новая Конституция?

Представление группами результатов своих исследований с позиции заданных ролей: ученых-политологов, политиков, предпринимателей, граждан.

Ведущий объявляет тему дискуссии и предлагает группам представить свои сообщения по заданным проблемам. Каждое выступление должно длиться не более 7-10 минут. После выступления группы участники дискуссии задают ей вопросы. На это отводится не более 5 минут. Ведущий поочередно предоставляет слово каждой группе и следит за регламентом. После выступления групп проходит общее обсуждение темы дискуссии. Учащиеся могут высказать свою точку зрения, свое видение проблемы. Затем ведущий подводит итоги дискуссии.

6. Рефлексия.

Предложите учащимся высказаться по следующим вопросам:

Что нового вы узнали о конституции? Как эти знания могут помочь вам в жизни?

Что человеку нужно знать о конституции?

В каких формах работы при изучении темы вы принимали участие?

Какие задания вы выполняли?

Чему вы научились при рассмотрении вопросов темы?

7. Оценивание.

После окончания дискуссии учащиеся заполняют Лист достижений, где оценивают свою работу по данной теме и работу групп.

Учащиеся могут заполнить по каждому этапу занятия Лист достижений или участия, где они отмечают свою работу: устные выступления, подготовку доклада, поиск дополнительных материалов, письменный или устный ответ на вопрос, выполнение роли, заполнение таблицы, создание схемы, анализ социологического опроса, участие в дискуссии. При этом для осмысления своих действий учащиеся могут использовать следующую шкалу:

Неудачное (выступление, ответ и т.д.) - многое не получилось, мог/могла выступить значительно лучше).

Удовлетворительное - средний результат работы, неплохо, но могло быть и лучше.

Хорошее - добротно сделанная работа, без блеска, но не было никаких слабостей.

Отличное - работа выполнена с максимальной эффективностью, все получилось.

Собственная оценка - ___________________

Учащиеся отмечают ту позицию, которая соответствует их самооценке.

Приложения

Дискуссия

«Мы находим несколько решений одного и того же вопроса не столько потому, что наш ум очень плодовит, сколько потому, что он не очень прозорлив и, вместо того чтобы остановиться на самом лучшем решении, представляет нам без разбора все возможности сразу» (Ф.Ларошфуко). Скорее всего это высказывание в первую очередь относится к дискуссии. Но так ли прав автор, говоря, что много позиций сразу - это плохо? И как выбрать «самое лучшее решение», если не представляешь себе всех остальных? Именно поэтому дискуссия является важнейшим элементом общественной жизни и инструментом принятия решения.

Дискуссией называют обсуждение какого-либо спорного вопроса на собрании, в печати, частной беседе; спор. В переводе с латинского слово «дискуссия» означает - исследование, рассмотрение. Можно выделить два основных значения его:

1. Способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе.

2. Метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины. (Данная методика увеличивает включенность учащихся в реализацию групповых решений путем возложения и принятия ответственности; повышает эффективность и заинтересованность путем предоставления им возможности проявить компетентность и удовлетворить свои потребности в признании и уважении. Существуют различные формы организации дискуссии - производственные совещания, мозговые штурмы (метод группового обучения и стимулирования познавательной активности, основанный на процессе совместного решения поставленных проблем, учащихся побуждают к свободному выдвижению идей с последующим их критическим рассмотрением), опрос (беседа, анкетирование, интервью), дебаты (прения, обмен мнениями, выработка аргументов и контраргументов), дискуссия в «Аквариуме» (класс делится на две группы - одни непосредственно принимают участие в обсуждении вопроса, другие следят за соблюдением правил обсуждения) и др.

В ходе дискуссии, какой бы из ее видов ни выбрал учитель, школьники могут приобрести определенные знания (в зависимости от темы дискуссии могут быть подготовлены статистические сведения, предложено ознакомиться с материалами периодической печати, обращено внимание на исторические аспекты, а также выявлен круг социально-политических или других проблем с возможными подходами к их решению), умения и навыки (коммуникативные, высказывание собственного мнения, аргументация своей позиции, анализ ситуации, выделение наиболее важного выступления, нахождение контраргументов в споре, цивилизованное ведение дискуссии), личностные качества (взаимопомощь, терпимость к другим позициям и мнениям - толерантность, умение слушать товарищей, уважение их взглядов, свободное выражение собственной позиции, противостояние давлению окружающих).

Вместе с тем при организации дискуссии преподаватель может столкнуться и с рядом трудностей, среди которых слабые навыки разговорной речи у учащихся, соревновательный уклон и стремление непременно победить в споре, нетерпимость к другим мнениям и взглядам, чрезмерная эмоциональность, формальность обсуждения проблемы, недостаточность знаний по заявленной теме, крайности во мнениях - нигилизм или полное отсутствие критичности, неумение распределить время, доминирование отдельных учащихся в ходе дискуссии. Наконец, всегда очень сложно оценить участие в данном виде работы. Ниже приведены рекомендации, которые помогут преодолеть эти трудности.

Очень важно предварительно выработать правила ведения дискуссии, а также критерии оценки выступлений ее участников. Лучше всего, если это станет предметом обсуждения в классе, а не будет предложено учителем в готовом виде. Предлагаем некоторые возможные варианты правил и критерии оценки.

Правила ведения дискуссии:

1. Не допускать выпадов против личности.

2. Высказываться четко, кратко и по теме обсуждения.

3. Выбрать ведущего дискуссии, ответственного за время и правила ее проведения.

4. Дать высказаться всем желающим, уважительно относиться к любой точке зрения.

5. Внимательно слушать друг друга, не говорить одновременно.

6. Постараться проанализировать разные точки зрения.

7. Не допускать излишнюю эмоциональность.

8. Не повторяться, продвигать дискуссию дальше через выдвижение новых идей, сообщение новой информации.

Очень важно, чтобы школьники имели представление о критериях оценки участия в дебатах. Среди основных критериев могут быть названы точность аргументов и контраргументов, четкость выражения мыслей, логичность, умение выделить главное, отделение фактов от субъективных мнений, видение сути проблемы и др. Эти критерии могут быть предварительно обсуждены в классе и выработаны школьниками.

Татьяна ИВАНОВА, Галина СМИРНОВА, учителя истории и граждановедения