Загадочное четверостишие
Нынешний директор Театра на Таганке Ирина Апексимова, которую зритель знает как актрису театра и кино, пригласила в обновленное здание журналистов. В фойе второго этажа гостей встречали афиши новых спектаклей, костюмы персонажей премьерной постановки «Золотой дракон» и уникальный экспонат - гримерный столик Владимира Высоцкого, который специально вынесли сюда, чтобы продемонстрировать прессе. Предмет сам по себе ценный, он к тому же долгие годы скрывал в себе еще одну загадку.
Ирина Апексимова достала из столика ящик и продемонстрировала его оборотную сторону.
- Тут четверостишие, написанное карандашом, - пояснила она. - Не могу и не имею права утверждать, что оно написано самим Владимиром Семеновичем...
- Это почерк Марины Влади, - с полной уверенностью заявил Вениамин Смехов, также присутствовавший на встрече.
- По этому поводу еще будет проведена серьезная экспертиза, - сказала Ирина Викторовна. - В общем, такие у нас находки.

Память

Ремонт в Театре на Таганке продолжается - сейчас работы идут в мемориальной зоне, которая расположена на территории служебной части. По окончании реконструкции эти помещения будут открыты для публики. Все желающие смогут осмотреть и рабочий кабинет Юрия Петровича Любимова, и гримерную Владимира Семеновича Высоцкого.
- В нашем театре много замечательных материалов, связанных с историей труппы, есть люди - носители бесценной информации. Мы планируем показывать зрителям не только какие-то вещи, костюмы, видеохронику, фотографии, но и проводить тематические лекции и встречи, - поделилась планами директор театра. И добавила, что впереди еще одна большая работа - систематизация архива Юрия Любимова к 2017 году, когда будет отмечаться 100-летие выдающегося режиссера.

Премьеры
Словом, планов громадье. Но сейчас главное, что театр открыт и ждет зрителей. Публику на малой сцене встречают сразу две премьеры.
Спектакль «Золотой дракон» уже показали 10 и 11 декабря. Дадут его и в предновогодний вечер 31 декабря. Жанр постановки определен как сюрреалистический трагифарс. Действие разворачивается в доме, где расположен азиатский ресторанчик быстрого питания. И там, словно в огромном котле глобального мира, варятся герои, даже не понимая, что они лишь специи в кастрюле с острым супом.
Спектакль по пьесе Роланда Шиммельпфеннига, одного из самых популярных современных драматургов в Германии, поставила Валерия Суркова, молодой режиссер, выпускница Школы-студии МХАТ. Это первая премьера Театра на Таганке, которая вышла из проекта «Репетиции». Проект является творческой лабораторией, цель которой - найти и раскрыть таланты молодых режиссеров. Сейчас «Репетиции» готовят еще несколько премьер. Впереди «Земля Эльзы» (режиссер Семен Серзин), «Кориолан» (режиссер Анна Потапова), «Петербург» (режиссер Вячеслав Тыщук).
Каждый месяц проходят новые сессии проекта «Репетиции», где молодые режиссеры представляют эскизы спектаклей, а экспертный совет выбирает лучшие, которые в итоге будут пополнять основной репертуар театра.
24 декабря на малой сцене состоится еще одна премьера - музыкально-поэтическое представление «Флейта-позвоночник». Это композиция Вениамина Смехова по стихам и письмам Маяковского (Смехов исполняет и одну из главных ролей), которую поставила режиссер Галина Аксенова, супруга Вениамина Борисовича.
- В свое время Евгений Евтушенко предложил мне создать эту композицию по «рецептам» любимовского жанра поэтических представлений, - рассказал Смехов. - Надеюсь, спектакль получился не только на радость актерам, но и зрителям. Он уже был показан и в Сеуле, и в Иркутске, и в Париже. А 16 ноября в обожаемом самим Маяковским Риме мы представили композицию и итальянцам, и русским. Судя по реакции публики, получилось здорово!
А в начале следующего года, 31 января, спектаклем «Добрый человек из Сезуана» для зрителей откроется и основная сцена Театра на Таганке.
В финале встречи Ирина Апексимова подчеркнула, что наряду с новыми постановками в Театре на Таганке будут продолжать идти спектакли Юрия Любимова:
- Пока есть актеры, занятые в этих постановках, под которых они и создавались, пока зритель на них идет, они будут жить в Театре на Таганке.

Между тем

Министерство культуры России планирует реформировать систему поддержки театров и перейти на «побилетное финансирование». Согласно новым правилам сумма, выделенная театру государством, будет зависеть от количества зрителей, то есть чем больше билетов продается, тем выше компенсация из бюджета. Схему протестируют в 2016 году, а повсеместно запустят в 2017-м, когда будет введена единая электронная система продажи билетов. Сейчас основными показателями госзадания для театра являются количество показов спектаклей и новых постановок.