Учредителями фестиваля «Мы вместе» стали комитет по образованию, администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Воспитатели России». В организационный комитет было подано более 300 заявок участников. Но по итогам отбора на сцене гимназии №587 Фрунзенского района выступили 19 участников-победителей - солисты и коллективы детских садов, школ, частных образовательных учреждений.
Приветствуя участников и гостей фестиваля, начальник отдела общего образования комитета по образованию Надежда Спиридонова сказала, что концерт - это заключительное мероприятие большого фестивального марафона, в рамках которого ребята сначала выступали у себя в районах, но совсем не заключительное по сути. Наоборот, инициатива проведения фестиваля принадлежит педагогам города, и совместными усилиями многих энтузиастов ее удалось воплотить в жизнь, поэтому это только начало интересного и яркого пути.
То, что путь действительно будет насыщен сочными красками, показала выставка лучших работ детского творчества, которой гости могли полюбоваться. Причем создать очередной художественный шедевр можно было прямо в холле актового зала гимназии №587, что детвора и делала с удовольствием.
Концерт победителей фестиваля открылся волшебными словами «Дети, творчество, успех», и, собственно, все зрители могли лично убедиться, что это действительно магическая формула. Потому что все номера, вокальные и танцевальные, несли в себе радость и красоту. Недаром зал не уставал рукоплескать. Сами маленькие артисты, выступив на сцене, возвращались в зал, чтобы посмотреть на сверстников и поддержать их бурными аплодисментами. Собственно, в этом и проявлялась «генеральная линия» проведения подобного праздника - быть вместе. Детям с ограниченными возможностями здоровья и здоровым детям. И в этом совместном взаимодействии здесь и сейчас создается инклюзивное творческое пространство, где общение друг с другом становится нормой.
Вообще, по словам Надежды Спиридоновой, история инклюзивного образования в Петербурге имеет долгую историю. В городе давно поняли, что принцип «мы вместе» обогащает все общество. Если одним он дает социализацию, включение в активную общественную жизнь, то других учит быть добрее, терпеливее, учит готовности помочь. Причем, как ни парадоксально, маленьким детям в меньшей степени необходимо объяснять законы сосуществования, они принимают сверстника таким, какой он есть. Другое дело взрослые. Есть родители, которые, к примеру, выступают противниками того, чтобы в группе детского сада или в классе школы вместе с их ребенком учился ребенок-инвалид. Но, как считает Надежда Спиридонова, это преодолимо, тем более что сегодня в петербургской системе образования работает много мудрых педагогов, способных открыть таким родителям пользу от данного союза.
Что касается «мудрых педагогов», то с этим трудно не согласиться, особенно если знать, кто и как их готовит. На фестивале ребятам с ОВЗ помогали студенты-волонтеры из санкт-петербургского педагогического колледжа №1 им. Н.А.Некрасова, и к директору Некрасовского колледжа, председателю Санкт-Петербургского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Воспитатели России» Татьяне Голядкиной то и дело подходили родители и воспитатели со словами благодарности.
- Действительно, комитетом по образованию продумана политика подготовки кадров, и несколько лет назад в колледже были введены 3 новые специальности, которые готовят ребят к работе с детьми с ОВЗ, - поясняет Татьяна Александровна. - В этом году мы впервые выпустили преподавателей адаптивной физической культуры и преподавателей для коррекционной начальной школы. А в 2016 году будет первый выпуск специалистов по специальному дошкольному образованию.
Чтобы подготовка специалистов была качественной, мы готовы ребят не только вооружить знаниями, но и давать им специальную практику. В этом нам здорово помогают школы и детсады, предоставляющие свои базы. Ведь научиться чему-то можно только у своих старших коллег и только на практике.
Кроме того что мы организовали практику в образовательных учреждениях, где реализуются программы специальной направленности, у нас еще продумана целая серия мероприятий внутри колледжа. Например, мы дружим с организацией «Даун-центр» и проводим совместные праздники. На них студенты общаются с детьми с синдромом Дауна, и если на первых праздниках наши ребята немного боялись, не зная, как подойти, как себя вести, то сейчас такое чувство, что они всю жизнь общались с такими детьми. И этот опыт неоценим.
Кроме этого мы очень тесно сотрудничаем с работодателями. Темы курсовых работ, выпускных квалификационных работ, особенно по этим специальностям, согласовываются с работодателем. То есть, работая над курсовой или выпускной работой, ребята пытаются решить те проблемы, которые стоят перед образовательными учреждениями для детей с ОВЗ. Таким образом, у этих работ практическая направленность. Мы также приглашаем работодателей на защиты, на конференции, чтобы ребята понимали, что то, над чем они работали, востребовано. Между прочим, такие встречи помогают работодателям увидеть, кого мы готовим, и выбрать себе специалиста. Например, в прошлом году в ходе таких мероприятий несколько наших выпускников получили прямо в зале место работы. Хочу только добавить, что ребята на эти специальности приходят особенные.
- Почему?
- Думаю, многие идут по зову души. Конечно, есть и отсев, но это правильно, лучше сразу понять, что не сможешь работать, чем потом мучить себя и детей. Те же ребята, что остаются, действительно готовы работать с такими детьми. А когда начинается практика, то становится видна значимость этой работы, причем не столько для ребенка с ОВЗ, сколько для будущего педагога. Это необыкновенный внутренний подъем, когда получаешь отклик от детей, родителей, когда тебя ждут и верят тебе. Мне кажется, что благодаря таким студентам, а впоследствии учителям, меняется отношение общества к детям с особенностями развития. Они наше общество лечат.

Справка


В Петербурге сегодня детских садов с группами для детей с особыми потребностями 480, коррекционных образовательных учреждений - 56. В общеобразовательных школах обучаются 2800 детей с инвалидностью. В рамках инклюзивного образования обучаются 900 детей. 1300 детей обучаются с помощью дистанционной формы.

Санкт-Петербург