Чтобы разобраться с этими и другими вопросами, обратимся к истории. Идея создания интерактивной доски пришла Давиду Мартину, основателю компании SMART Technologies, еще в 1987 году. Являясь преподавателем университета, он задумался, а   можно ли объединить функционал проектора, на котором демонстрировались слайды, с возможностями обычной меловой доски, добавив обратную связь и возможность взаимодействия с содержимым в реальном времени? Так, на этой идее была создана компания  SMART, а в 1991 году выпущена первая в мире интерактивная доска. И вот уже почти четверть века интерактивные доски используются в образовании, программное обеспечение обрастает новыми функциями, предоставляя все больше и больше возможностей для качественного интерактива, а мы… Мы все еще недалеко ушли от их использования только как устройства для демонстрации слайдов.
Безусловно, никто не отрицает тот факт, что с появлением программ для создания презентаций, таких как PowerPoint, в наших уроках прибавилось наглядности, появилась другая форма фронтальной работы и даже некоторый интерактив, созданный на основе использования анимации. Но это программное обеспечение создавалось для проведения офисных презентаций, а не уроков. Пакет приложений, в который входит Power Point, так и называется - Microsoft Office. В чем принципиальная разница, спросите вы? Презентация обычно строго спланирована, вы точно знаете, сколько времени будет выделено на ваше выступление, о чем конкретно вы должны рассказать, и в конце вам будут заданы вопросы, на которые вы будете отвечать, возвращаясь к тому или иному слайду. При проведении же урока важно, чтобы дети имели возможность дополнять урок собственным содержимым, взаимодействовать с объектами, делать примечания, использовать дополнительные элементы визуализации. Для решения этой задачи требуется специализированное программное обеспечение, такое как SMART Notebook.
Сразу стоит отметить, что наличие интерактивной доски в вашем кабинете само по себе не гарантирует того, что ваши уроки выйдут на новый уровень качества знаний. Моя личная глубокая убежденность заключается в том, что если учитель хороший, то, даже оказавшись с детьми в пустыне и рисуя пальцем на песке, он сможет их научить своему предмету. Другое дело, что разумное использование новых технологий приносит в ваш класс больше наглядности, предоставляет возможность качественно иного взаимодействия между учениками. Опыт, который мог бы быть слишком дорогостоящим, опасным или попросту нереальным, сейчас можно провести на любом уроке.
Каждый раз, участвуя в конференциях, образовательных семинарах, просматривая материалы в сети Интернет, мы сталкиваемся с отличными примерами использования интерактивной доски, но некоторые из нас все еще не внедряют ее в свою педагогическую практику. Находится множество аргументов, чтобы этого не делать. Вот самые популярные из них.
Аргумент 1. Моя доска этого не умеет
Производителей интерактивных досок огромное количество, даже в рамках одной школы очень часто случается видеть в разных кабинетах доски от разных производителей. Первое, на что мы смотрим, приходя на урок к коллеге, - на бренд: «У вас SMART? Ну, моя этого не умеет!» Но ведь на самом деле интерактивная доска просто отображает информацию с вашего компьютера, и единственное, что ограничивает ее возможности, - это установленное на этом ПК программное обеспечение. Поэтому наладить нормально функционирующую экосистему в рамках образовательного учреждения оказывается возможным, если использовать одно и то же программное обеспечение. Так, программа SMART Notebook, например, работает на досках любого производителя. И теперь учителя могут беспрепятственно обмениваться разработанными уроками между собой вне зависимости от того, с какой конкретно доской они работают.

Аргумент 2. Интерактивная доска предназначена для детей младшего школьного возраста, старшего школьного возраста,
для развлечения…
Так как большинство широко транслируемых уроков для интерактивной доски всегда очень яркие по содержанию, возникает ложное мнение, что это развлечение, что доску можно использовать для игр, во время праздников, но никак не для реальной работы на каждом уроке. На самом деле в программном обеспечении для интерактивных досок заложен функционал для работы на любом уроке, будь то объяснение нового материала, закрепление или проверка знаний, а также для  абсолютно любой ступени образования, начиная от дошкольного и заканчивая высшим. Если говорить конкретно о программном обеспечении SMART Notebook, то помимо универсальных функций, которые можно применять на любом уроке, в нем также заложен широкий специализированный инструментарий. Например, для учителей математики - встроенный виджет Geogebra, который является одним из мощнейших инструментов для работы с математическими объектами в реальном времени. Также есть возможность проводить опросы в формате ЕГЭ и моментально получать подробную статистику, не используя никаких других приложений. А в обширной галерее и большой коллекции готовых разработок вы без труда найдете материалы для любого предмета и класса.

Аргумент 3. Меня этому не обучали
Вот это действительно веская причина. Любая новая технология требует от педагога временных затрат на ее освоение. Как бы интуитивно понятен и прост ни был интерфейс программного обеспечения, оценить спектр его возможностей, найти им применение на своем уроке и начать творить - дело не одного дня. При этом в институтах повышения квалификации работников образования крайне мало курсов по обучению работе с интерактивной доской или их насыщение далеко от реальных задач учителя.
Тем не менее на всей территории нашей страны есть авторизованные учебные центры, проводящие курсы по работе с интерактивной доской. Грамотные специалисты помогут вам раскрыть потенциал интерактивной доски и реализовать авторские творческие задумки. Внимая словам Юлия Цезаря: «Великие дела нужно совершать, а не обдумывать их бесконечно», найдите силы и время сделать еще один рывок в своем саморазвитии. А первый шаг уже сделан - вы прочитали эту статью!

​Ирина ОВСЯННИКОВА, учитель информатики и математики, аспирант Московского городского педагогического университета, образовательный консультант SMART