Хотелось бы поделиться теми наработками, что возникли в процессе реализации проекта «Мозаика граждановедения». Главная цель - привить навыки сравнительного анализа, а также освоить систему ценностей, необходимую для существования в разнородном мире. Было разработано и апробировано внеклассное мероприятие, которое имеет два варианта. Первый представляет игру, в которую могут играть ребята из разных классов.

Первый вариант

Цель: привнести в гражданское образование стран сравнительный кросскультурный аспект, необходимый для того, чтобы школьники лучше узнали различные стороны из жизни стран, поняли, что жизнь в многоликом мире не только разъединяет, но и позволяет найти многие объединяющие моменты, дающие возможность мирно жить всем вместе.

Ход игры

4 класса (желательно параллель одних классов) заранее знакомятся с историей, политической жизнью, культурой и традициями стран, о которых пойдет речь во время игры. Классам не объясняется до начала игры, что они будут делать, но ребята предупреждены о том, о каких странах и каких направлениях их жизни пойдет речь.

Игра будет проходить в 4 этапа (в четырех кабинетах), где их ждут руководители этапов. Каждый кабинет - это этап, где происходит выполнение задания командами, а руководитель этапа проставляет затем баллы. Для игры было взято четыре страны, поскольку историю, культуру и политические аспекты этих стран очень интересно сравнивать: Великобритания, Россия, США, Япония.

Первый этап

Перед началом игры происходит жеребьевка, которая определяет, какую страну каждая команда представляет. На данном этапе команды должны были создать из материала, имевшегося в кабинете (цветная бумага, клей, фломастеры, белая бумага, картон), карту, флаг и куклу (бумажную), по внешнему виду которой можно было бы определить, что она представляет ту или иную страну. На работу команды получают 15 минут. Изготовленное сдается руководителю, который делает отметку в листе.

Второй и третий этапы - мозаика вопросов и стран, а ребятам интересно проверить себя, что они помнят и знают.

Второй этап

На данном этапе команды получали кроссворд, который необходимо было разгадать за 10 минут.

Вопросы для кроссворда

Горизонталь:

1. На этом европейском полуострове уместились две монархии и одна республика. (Скандинавия).

5. Эти международные документы не носят обязательного характера для стран, подписавших их. (Декларация).

6. Именно поэтому специалисты по рекламе не используют белый цвет в Азии, желтый - в Мексике, черный - в России (Траур).

7. Население этой страны категорически возражает против импорта говяжьей тушенки (Индия).

11. «Человек без улыбки не должен открывать магазин». В какой стране придерживаются этого правила? (Китай).

13. Символом этой партии США уже больше 100 лет является осел (республиканская).

Вертикаль:

2. По численности населения это государство - самое большое из всех членов ООН (Китай).

3. В США - штат, в России - область или край, в Древней Греции - полис, в Древнем Египте - ... (Ном).

4. Россия - Российская федерация, Швейцария - ... (Конфедерация).

8. Парламент этой страны до сих пор голосует «выходя в двери» (Великобритания).

9. Ветвь этого дерева можно увидеть на флаге Кипра и на флаге ООН (маслина).

10. Эта река Апеннинского полуострова более двадцати веков служит символом бесповоротного решения. (Рубикон).

Третий этап

«Правда - неправда». На этот этап дается команде 10 минут.

1. В Африке жареные муравьи считаются лакомством (Правда. Муравей - деликатес).

2. В ресторанах Японии подают «дьявольскую рыбу», от которой можно умереть. (Правда. Это деликатес, но если рыба плохо очищена достаточно одного куска, чтобы умереть).

3. 250 лет назад в России в рот не брали картошку. (Правда. В Россию картошка попала в XVIII веке).

4. В Шотландии не заставишь никого съесть мясо кролика. (Правда. Шотландцы считают, что кролик принадлежит к семейству грызунов).

5. Голубые розы растут только в Китае. (Неправда. Голубых роз, как и черных, в природе не существует).

6. В Австрии дети шарахаются от Санта-Клауса. (Правда. В Австрии Санта-Клаусу помогают своего рода дьяволята с рожками и хвостами. В день праздника они бегут и нападают на детей).

7. Президент США Франклин Рузвельт признавался своему собеседнику: «Сегодня утром я убил свою бабушку». (Правда. Данную фразу Рузвельт употреблял для того, чтобы снова привлечь внимание собеседника, который переставал его слушать).

8. Мы не знаем, кто придумал знак доллара. (Неправда. История сохранила не только имя этого человека, но и дату этого события. Оливер Поллок, 1 апреля 1778 года).

Четвертый этап

На этом этапе команды возвращаются к тем странам, название которых они получили в период жеребьевки. Дается 15 минут. Они должны рассказать о политическом устройстве, обычаях и традициях «своей» страны.

Команды прошли все этапы, получили баллы, листочки отданы жюри, которое подсчитывает баллы и подводит итоги игры. Нужно наградить все команды, сказав о том, что они победили в той или иной номинации. Почти всегда получается, что команды побеждают на одной из станций, за это они и должны быть награждены.

Второй вариант называется «Парад стран». Он тоже был апробирован и очень понравился как детям, так и учителям, так как не только интересен, но и сделанный материал полезен для разных предметов.

В параллели четыре седьмых класса, которые получают задание, выполняемое ими в течение месяца. Представители во время жеребьевки получают название страны, над историей, обычаями и современной жизнью которой им предстоит работать.

Они должны за месяц не только собрать материал из разных областей жизни выбранной страны, но и оформить его. Оформленный материал отдается в подарок библиотеке, где им могут пользоваться все учащиеся.

Задание было дано по четырем странам: Великобритания, Россия, США, Япония.

На «параде», он завершает месяц работы по сбору и оформлению материала. Команды не только должны были представить страну, но и быть в костюмах или деталях костюмов стран, которые представляют. Команды в костюмах проходят почетный круг, а у возглавляющего колонну в руках флаг страны, о которой им предстоит рассказать. Выступление команд проходит под музыку, которая всем подсказывает, какая это страна: Россия - «Калинка», Великобритания - «Jingle Вells», США - «кантри», Япония - характерные восточные мотивы. После выступления команд происходит вручение подарков библиотеке, но в данной игре нет победителей и побежденных - награждаются и отмечаются все команды.

Можно в начале игры дать задание представителям шестых классов, в игровой форме рассказать о том, как были открыты эти страны. Это вызовет дополнительный интерес к игре и покажет учащимся еще раз, что предметы, изучаемые в школе, взаимосвязаны и тот материал, который они собрали, пригодится им как на истории, так и на географии и страноведении.

Вот так у нас, в гимназии № 2, началась работа по международному проекту Россия - США «Мозаика граждановедения».

За период работы над проектом была создана небольшая игра, представляемая на компьютере. Она занимает 10-15 минут и может служить разминкой перед началом урока или быть его завершением, либо ее можно использовать так, как захочет учитель. Игровое поле - это старинная карта, так как вопросы, получаемые командами, из истории стран Великобритании, России, США и Японии. Можно играть по четыре человека для того, чтобы каждый внес свой вклад в победу команды. Внизу игрового поля появляются вопросы, на которые должны ответить члены команды. Правильный ответ - шаг вперед, к победе. Отвечать нужно быстро, а то команда может проиграть.

В конце игры победители могут быть оценены пятерками, а остальные - как учитель захочет их оценить или как он с ребятами договорится до начала игры.

Игра сделана так, что можно заменять вопросы, вводить новые, можно даже заменить страны, так как карта, по которой «идут» команды, - мировая. Есть эти же вопросы и на английском языке, и мы предполагаем их послать в октябре 2004 года нашим партнерам в США.

Примерные вопросы для игры

США:

1. Как назывался корабль на котором первые колонисты прибыли из Англии? (Мэйфлауэр).

2. На «чаепитие» в этом городе ушло рекордное количество заварки? (Бостон).

3. Как звали человека, заложившего первый камень в основание Капитолия? (Джефферсон).

4. На гербе США орел держит в клюве ленту, на которой девиз: «E pluribus unum». Что означает? (Из многих единая).

Великобритания:

1. Известный гимн призывает Британию править. А чем править? (Морями).

2. Он стал первым королем, казненным по приговору депутатов. (Карл I).

3. В 1825 году этот англичанин создал «Ракету», которой пользовались его современники. Как его имя? (Стеффенсон).

4. В 1879 году английский землевладелец потребовал со своих арендаторов повышенную плату за землю. По решению местного профсоюза рабочие отказались на него работать, почтальоны - доставлять почту, торговцы - не заходили в его имение. Как его фамилия? (Бойкот).

Япония:

1. Только в этот порт Япония вплоть до XIX века пускала европейцев, да и то не всех. Название порта. (Нагасаки).

2. Этот титул, означающий в переводе «Величественные врата», носит император Японии. (Микадо).

3. Почему средневековые японские кузнецы, изготавливающие мечи, долгое время не продавали свои изделия в Японии? Они говорили: «Наши мечи хотят пить каждый день. Если мы будем продавать их в Японии, - не останется японцев». (Очень острые).

4. Этот остров находится между Китаем и Японией. В средние века он часто подвергался нападению с Востока и Запада. Что придумало население для защиты? (Карате).

Россия:

1. Кто стоял у истоков первого русского государства? (Рюрик).

2. Так появилось слово «деревня». (От слова «дерн»).

3. Древний Рим, как и Москва, стоял именно на этом. (На холмах).

4. Так назывались первые воинские подразделения, созданные Петром I. (Потешные).

После каждого вопроса даны три варианта ответов, из которых выбирается правильный. Если ответ был дан неправильно, то ход не засчитывается и команда остается на месте. Игра вызвала интерес у учащихся и была просьба сделать такие же по разным периодам истории. Разработано несколько уроков по проекту, которые будут проведены в гимназии. Они вызывают интерес у детей.

Надежда ПЕТРОВА, учитель истории, гимназия № 2, исследователь проекта «Мозаика граждановедения», Красноярск