Безусловно, современные технологии предоставляют много удобных сервисов для получения фактических данных о самых разных предметах. Я и сам, когда встречаюсь с незнакомым термином, обращаюсь в Интернет за пояснениями.  А не далее как пару месяцев назад я за несколько дней овладел нехитрой, как оказалось, наукой по разработке сайтов на одном из бесплатных ресурсов. Стал ли я при этом образованнее? Сомневаюсь. Безусловно, какие-то мои персональные качества изменились и улучшились, но к образованию это не имеет отношения.
Ведь что такое образование? Это не только набор «справочных данных», позволяющих решать практические задачи уже известными способами. Образование - это и возможность строить свою жизнь, формировать круг личного и профессионального общения, занимать активную позицию в социальных отношениях (в том числе так называемых социальных лифтах) и совершать прорывы в неизвестное во всех этих областях. Общение с преподавателем дает навыки решения нестандартных задач, которых еще нет в Интернете, поскольку это задачи будущего. Преподаватель дает главное - системный подход и правила отхода от него, то, что называется школой.
То, о чем говорит известный  физик, - сертификационные центры, портфолио, отмена дипломов и, очевидно, университетов - очень хорошо укладывается в рамки  современного общего цивилизационного тренда - фактическое распределение населения по профессиональным признакам, которое может легко заменить более грубое и зримое классовое и расовое различие прежних времен. Этому трудно и, наверное, невозможно противодействовать, но мы должны понимать, что в терминологии современного бизнеса термин «потребитель» используется намного чаще, чем слово «человек». Но те, с кем мы общаемся по личным, общественным или деловым вопросам, хотят видеть в нас не только и не столько специалиста более или менее широкого профиля, но и личность с внутренней энергией, жизненным практическим опытом и стремлением находить цели, ставить задачи и решать их. Если мы не видим друг в друге человека, мы неинтересны друг другу, следовательно, мы заменяем встречу звонком, звонок - письмом, письмо - смайликом. Все  наши личные возможности тоже превратились в смайлик.
Энергичность многим присуща с рождения, а опыт, системное мышление,  представление о «пределе прочности» известных, казалось бы, доказанных теорем, способность предугадывать «круги на воде» до того, как камень упадет в воду, - это приобретенные навыки. Можно набить свои шишки, совершить свои ошибки, но эффективнее воспользоваться тысячелетним опытом человечества по непосредственному контакту ученика с учителем, тем более если общение происходит в лабораториях, в поле или в форме свободной дискуссии.
Как работодатель, имевший возможность наблюдать карьерные успехи тех, кого принимал на работу, могу утверждать, что лучше всех продвинулись не те, кто имел замечательное портфолио, рекомендации и сыпал цифрами, как канал РБК, а только те, кто помимо всего этого сумел своевременно обрести счастливую способность не ограничивать картину мира экраном компьютера или планшета. Только живой человек и  иногда хорошая книга могут найти и тронуть в другом человеке такие струны, чтобы его мозг заиграл и выдал значительно больше, чем предначертано самой продвинутой, но неживой технологией.
Многих своих вузовских преподавателей я вспоминаю с таким же теплом и благодарностью, как и свою первую учительницу. Наверное, это правильно, если путевку в жизнь нам дает Учитель (с большой буквы), а не принтер, сколько бы D у него ни было.

​Сергей ЧЕФРАНОВ, директор ЗАО «Белгородская областная типография»