На мой взгляд, вопрос этот нужно ставить иначе: всем ли детям нужны домашние задания одинаковые по объему и сложности? Потому как у каждого ребенка свой темп освоения нового материала, кто-то успевает все понять и закрепить еще на уроке, другим требуются часы упорных дополнительных тренировок. Вот про себя могу честно сказать - я домашние задания делал крайне редко. И это не мешало мне учиться если и не отлично, то вполне нормально. Хотя, естественно, были предметы, готовиться к которым нужно было обязательно, иначе в школе можно было не появляться.  
Убежден, что любые задания, в том числе и домашние, следует дифференцировать. Они должны в первую очередь зависеть от амбиций самого ребенка. Если один старшеклассник претендует на высокие баллы ЕГЭ, ему надо давать более сложное и объемное задание. Если же перед нами гуманитарий, который планирует сдавать базовую математику, и ему важно лишь порог преодолеть, так, может, стоит оставить его в покое и просто поддерживать имеющиеся знания на минимальном допустимом уровне? Учителя, конечно, меня вряд ли поддержат, но, коллеги, давайте посмотрим правде в глаза: неужели каждый ваш ученик сегодня одинаково прилежно выполняют все то, что вы задаете ему на дом? И, возможно, будет куда больше толка и пользы, если мы начнем давать задания в зоне ближайшего развития каждого конкретного ребенка? Я не большой поклонник опыта Финляндии, но в данном случае целиком и полностью поддерживаю наших северных соседей, которые подбирают учебный материал в соответствии с индивидуальным темпом ребенка.
Поэтому прежде чем давать всему классу очередное задание на дом, стоит подумать, каждому ли ученику оно нужно, для того чтобы быть успешным. Если оно идет ребенку в перегрузку, не оставляет времени на отдых, значит, оно не нужно. Даже медики уже признали существование синдрома отличника. Чаще всего им страдают девочки, которые пытаются честно выполнить всю работу и тем самым доводят себя до нервного истощения.  Давайте не превращать домашнее задание в фетиш, в задание ради задания, а будем относиться к нему как к подспорью, помогающему освоить учебный материал на том уровне, на который претендует ученик.

NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.