- Алексей Геннадьевич, если верить статистике, мы только на полпути к электронным школьным библиотекам. Помимо бумажного цифровой формат имеют пятьдесят два процента. Остальные сорок восемь - это классические комнаты со стеллажами книг, журналов и газет. При этом технологическая среда убежала далеко вперед...
- Да, вопросы к содержанию работы школьных библиотек, особенно после введения в действие Федерального закона об образовании, новых ФГОС, действительно очень актуальны. Поэтому в самое ближайшее время территорией перемен в школе станут именно библиотеки. В 2016 году Минобрнауки России начинает реализацию проектов, направленных на системную модернизацию деятельности школьных библиотек. Совместно с Русской школьной библиотечной ассоциацией разрабатывается концепция развития школьных информационно-библиотечных центров. И уже в январе 2016 года ее проект будет направлен в регионы для организации широкого профессионально-общественного обсуждения.
- Можете кратко сформулировать суть и задачи концепции?
- Фактически она станет стратегическим ориентиром деятельности всех школьных библиотек страны. В рамках концепции будут сформированы единые подходы и требования к их работе, причем, что очень важно, при обязательном сохранении их многообразия. Концепция предусматривает и оптимизацию деятельности библиотек.
- Оптимизация ведь не означает сокращение? Имеется в виду перезагрузка работы школьных библиотек?
- Именно так, и прежде всего за счет внедрения сетевых форм работы. По сути, у всех школьных библиотек страны появится головной центр. Им станет Научная педагогическая библиотека имени К.Д.Ушинского. В 2016 году на ее базе появится федеральный информационно-методический центр, который должен будет скоординировать работу по формированию федерально-региональной системы сопровождения деятельности школ и школьных библиотек. Помимо этого федеральный информационно-методический центр будет содействовать профессиональному развитию педагогов-библиотекарей. И это очень актуально в свете того, что появятся образовательные программы повышения квалификации для педагогов-библиотекарей, профессиональный стандарт педагога-библиотекаря и новое модельное положение о школьной библиотеке. Хочу особенно подчеркнуть, что разработка и принятие этих важных для отрасли документов будет сопровождаться обязательным обсуждением в профессиональной среде в тесном контакте с регионами и Ассоциацией школьных библиотекарей.
- Минобрнауки проводило анализ лучших региональных практик, которые можно было бы транслировать?
- Конечно. Если приводить конкретные примеры, то прежде всего хочу назвать опыт работы Ульяновской области. Это один из немногих регионов страны, где принята и действует областная программа развития школьных библиотек. Здесь ежегодно проходят съезды библиотекарей. С 2012 года введена должность заместителя директора школы по информационно-библиотечному обслуживанию. Совершенно закономерно, что библиотеки как пространство для развития и досуга стали более востребованными, а сама Ульяновская область получила статус победителя Всероссийского конкурса «Самый читающий регион».
Интересный опыт реализован в Удмуртской Республике. Там отработали краткосрочные проекты по переподготовке библиотекарей. В Вологодской и Липецкой областях на базе школьных библиотек создаются профильные ресурсные центры. В Республике Саха (Якутия) и Свердловской области организована экспериментальная деятельность библиотек как педагогических подразделений школы, а в Астраханской области и Красноярском крае - как информационно-библиотечных центров.
Важно, что в рамках ФЦПРО в 2016 году на конкурсной основе будет оказана финансовая поддержка регионам, которые уже имеют эффективный опыт по модернизации деятельности школьных библиотек и которые примут участие в апробации новых пилотных моделей информационно-библиотечных центров, в формировании федеральной сети инфраструктуры чтения. Планируется, что в 2016 году поддержку на условиях софинансирования получат 20 регионов страны.
Кроме того, на конкурсной основе будет оказана финансовая поддержка в виде грантов образовательным организациям, на базе которых создаются школьные библиотеки, отвечающие современным требованиям. Предполагается, что эти школы будут включены в Национальную сеть по отработке нового содержания и технологий работы школьных информационно-библиотечных центров.
В рамках проекта пилотные школы будут обеспечены изданиями, как входящими в перечень для обязательного чтения - в рамках освоения образовательной программы, так и в перечень для внеклассного чтения. Школам предоставят доступ к федеральной информационно-библиотечной системе, в том числе через единый каталог электронных учебно-методических ресурсов гражданско-патриотической направленности.
Хочу особенно подчеркнуть, цель проекта не в том, чтобы забить книжками полки школьных библиотек, а в том, чтобы обеспечить и активизировать процессы формирования в системе общего образования новой технологической информационно-образовательной среды, создать условия для повышения квалификации педагогов-библиотекарей.

Это факт


По оценке российских экспертов уровень обновляемости фондов школьных библиотек в стране составляет сегодня 1% при норме ЮНЕСКО 8-10% в год.

По состоянию на 1 октября 2014 года в организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, функционирует 45729 библиотек, из них 23859 (или 52%) имеют цифровую (электронную) библиотеку. Общий фонд школьных библиотек составляет более 616 миллионов экземпляров книг, включая учебники и учебные пособия.