Об индивидуальных учебных планах
Места у нас действительно мало. Нет актового зала, спортивный всего один. Зато детей много - 935 человек. Хотя когда-то мы могли похвастать четырьмя, пятью, а то и шестью классами на параллель. Но теперь из-за необходимости перевести максимальное число ребят в первую смену (во второй с этого года осталось лишь 20 процентов учащихся) пришлось ограничиться всего тремя классами в каждой параллели. Но это предел, на меньшее мы уже пойти никак не можем, иначе будем вынуждены перечеркнуть все свои завоевания: урезать содержание образования и значительно потерять в качестве. Дело в том, что уже несколько лет мы работаем по технологии индивидуальных учебных планов, и профильное образование, о котором столько сегодня говорят, для нас уже вчерашний день. Помню, когда мы только начинали, коллеги не верили, что в наших бытовых условиях эту технологию удастся реализовать, ведь она требует огромных площадей. Но у нас получилось. И сегодня в 11-х классах существует 25 вариантов индивидуальных учебных планов, а в 10-х - 23. Более того, модель эта дает результаты столь фантастические, что мы шагнули дальше и ввели ее на уровне основного общего образования.
Почему мы так горячо рекомендуем эту технологию? Начнем с того, что она здоровьесберегающая. Ребенок не обязан учиться 37 часов в неделю при шестидневке или 34 - при пятидневке. В его расписании может оказаться и 33, и 32 часа, но это будет набор тех самых дисциплин, которые нужны лично ему. Ведь профильное образование в его традиционном виде не предполагает сочетания на повышенном уровне таких «несочетаемых» предметов, как физика и обществознание, математика и биология. А между тем в вузах открываются новые специальности, которые требуют от абитуриентов серьезных знаний именно в таких необычных вариациях.
И естественно, чем больше учеников, тем свободнее вы в своих маневрах, потому как воплотить в жизнь все эти многочисленные индивидуальные траектории с двумя классами на параллели финансово очень трудно.

О пятидневке
К пятидневке у нас сложное отношение. От субботних занятий в гимназии освобождены только начальная школа и одиннадцатиклассники - для них это день самоподготовки. Чем чревата пятидневка? Для школы и детей - уменьшением количества часов и как следствие обеднением содержания образования. Для родителей - необходимостью нанимать репетиторов. Ушли бы мы с пятыми классами на пятидневку, и пришлось бы отказаться от углубления по английскому языку. В старших классах суббота спасает от перегрузки, хотя и не спасает от 7-8 уроков в день, которые заканчиваются не раньше трех часов. Но принимать подобное стратегическое решение в одиночку школа не вправе. И мы предоставим возможность детям и родителям самим выбирать свой график пятидневной или шестидневной учебы.
Об экзамене
ЕГЭ мы сдаем очень неплохо, хотя и не можем похвастать большим количеством стобалльников. Но мы за ними не гонимся: стобалльники - штучный товар. Но в то же время попробуйте в условиях массовой школы сделать так, чтобы средний балл по обществознанию был 78, а по русскому языку - 77.
Не буду скрывать, нас огорчило, что Министерство образования и науки решило убрать критерий ЕГЭ из показателя эффективности деятельности школ. Мы в своих внутренних документах о стимулирующих выплатах эту строку сохранили, потому что знаем, чего стоят учителю стабильно крепкие баллы ЕГЭ.

Об управляющем совете
Гимназия №19 имеет статус региональной базовой площадки по развитию государственно-общественного управления. Наш управляющий совет, в который входят 15 человек - представители школьной администрации, городской общественности, Департамента образования, а также учителя, ученики и родители, - это высший орган государственно-общественного управления. Избирается он на три года. Нынешний созыв уже четвертый.
Думаю, что любой руководитель, имеющий опыт работы с управляющим советом, подтвердит: сложнее всего привлечь в него кооптированных членов, так называемых общественников. Мы приглашали в свои ряды депутатов, предпринимателей, но быстро поняли - это тупиковый путь. Поразмыслив, пришли к выводу, что наша судьба по-настоящему интересна лишь тем, кто когда-то имел отношение к гимназии, - выпускникам и родителям выпускников. И не прогадали: эти люди были рады вернуться в нашу бурную, кипучую жизнь, полную сложных, но таких интересных задач.
Для нас совет - отнюдь не свадебный генерал, не фиктивная организация для галочки, не оппозиция, вставляющая палки в колеса, но реально работающая структура, решающая серьезные стратегические задачи развития гимназии. Вот, например, встал вопрос о безопасности детей на дороге. Возле школы довольно оживленное автомобильное движение, нужны «лежачие полицейские», специальные знаки. Управляющий совет сам дошел до главы ГИБДД города и вопрос этот решил. Одно дело, если бы этим занималась я, писала бы письма, просила, объясняла. Уверена, мне бы вежливо отвечали, но сдвинуть дело с мертвой точки было бы невероятно сложно. От родителей же так просто не отмахнешься...
Представители управляющего совета проверяют готовность кабинетов к новому учебному году, с их помощью принималось решение о введении школьной формы, с ними же согласовываются и правила проведения промежуточной аттестации. Например, педагоги считали, что промежуточная аттестация по музыке, физкультуре и изо должна быть не менее серьезной, чем по русскому языку и математике. Но родители и дети предложили проводить ее в форме праздников и концертов. Конечно, для учителя это дополнительная нагрузка: одно дело - устроить зачет и выставить оценки, другое - написать сценарий и организовать яркое действо. Но результат того стоит.
По инициативе управляющего совета мы проводим ежегодные общественные слушания по самым острым и насущным вопросам гимназической жизни. Работает общественная приемная управляющего совета, куда со своими замечаниями, идеями и пожеланиями может обратиться любой учитель, ученик и родитель. Управляющий совет находится в постоянном контакте с представителями всех субъектов образовательных отношений гимназии, используя различные формы переговорных площадок.

О подводных камнях
Сотрудничество с управляющим советом - непростое испытание для директора. Требуются колоссальная выдержка и сосредоточенность. К каждой встрече я серьезно готовлюсь, продумываю доводы и аргументы, знаю, что просто «заболтать» какую-то проблему не получится. Нужно учиться слушать, слышать, идти на компромисс. Но, поверьте, отвечать за все в одиночку куда сложнее. Управляющий совет - мой соратник, с которым я всегда могу разделить груз ответственности и радость побед.
Когда в гимназии встал вопрос о качестве питания в школьной столовой, мы с управляющим советом приняли решение в каждом классе создать комиссию общественного контроля: 32 класса - 32 комиссии, в каждой по 2-3 родителя, итого 90 человек! Они работают автономно, не ставя меня в известность, в какой день придут, на какой перемене. У входа их встречает дежурный администратор, ведет в столовую, и родители смотрят, сколько и чего лежит в тарелках у детей. Качество питания действительно повысилось - работники столовой теперь всегда в тонусе.
Эта история в очередной раз доказала: с любой проблемой можно справиться без лишней паники, спокойно и рационально, главное - найти заинтересованных в ее решении.

Имя в истории школы

Нина Зиновьевна Поповичева пришла работать в липецкую школу №19 в октябре 1969 года. Была вожатой, учителем, завучем, а в октябре 1984 года возглавила школу. «Эпоха Поповичевой» - время смелых инноваций и небанальных решений. Например, с 1992 года начинается эксперимент по введению программы «Классный воспитатель». Благодаря неиссякаемой энергии Нины Зиновьевны в марте 1994 года школа №19 получает право набирать гимназические классы, а в 2000-м ей присвоен статус гимназии. Заслуженного учителя РФ Нины Зиновьевны Поповичевой не стало 18 сентября 2002 года. А уже в мае 2003-го гимназии №19 было присвоено ее имя.

Липецк