Марина С., учитель русского языка и литературы, Новгородская область:
- C середины прошлого учебного года у многих педагогов снизилась зарплата. Поэтому в нынешнем учебном году мы стараемся не то чтобы отработать 36 часов в неделю - взять себе еще больше, полторы-две ставки, чтобы было чем кормить семью. Я думаю, все зависит от лояльности администрации школы, если взаимоотношения между директором и педагогами хорошие, администрация не будет никого заставлять отсиживать 36 часов - психологическое напряжение у педагогов и без того очень велико.

Светлана С., учитель географии, Нижний Новгород:
- Не то слово! Наш директор постоянно хочет лишить нас возможности уйти после уроков домой. Чуть не ежедневно обязательные для всех планерки, совещания, оперативки по поводу и без повода. На наше возмущение он отвечает именно тем, что наша обязанность  отбывать 36 часов. В последнее время он придумал вообще особое издевательство - устраивать педсоветы по субботам, хотя большая часть коллектива в субботу не работает.

Ирина МАРУЩАК, и. о. директора гимназии №295, Санкт-Петербург:
- В нашей гимназии такой «повинности» нет. Мне кажется, регламентировать, лимитировать учительский труд вообще не очень правильно. Да, учитель провел урок, но трудно найти школу, в которой педагог сразу же после этого уходит домой. Ему еще заполнять электронный журнал, проводить мероприятия в рамках классного руководства, взаимодействовать в рамках своего методического объединения. Если учитель не присутствует в школе, то он точно работает на семинаре, учится на курсах повышения квалификации, ведет внеурочную деятельность и т. д. Если он будет отсиживать положенные часы в школе, то когда ему готовиться к новым темам, заниматься самообразованием, участвовать в профессиональных конкурсах, ездить с детьми на экскурсии и конференции?

Светлана Р., учитель русского языка и литературы, Воронеж:
- В обычное время никакого прессинга не ощущается, потому что к учебной нагрузке прибавляется проверка тетрадей, заполнение электронного журнала, составление всяких бумажек-отчетов. Где час просидишь во время «окон», где два после работы. А в каникулы иногда ничего, все нормально, а иногда вводят журнал «приходов и уходов» - отмечаешь, во сколько пришел и во сколько ушел, а администрация все проверяет.

Ирина Д., преподаватель математики, Екатеринбург:
- Мне начальство никогда не предъявляло претензий, что я мало времени провожу в школе, думаю, я нахожусь в ней больше, чем 36 часов в неделю. Помимо уроков, которые веду в разных классах, слежу за состоянием компьютеров, интернет-сети, есть чем заняться. Кстати, и других не замечала за бездельем. В результате оптимизации, которая, похоже, в нашем учебном заведении прошла успешно, практически каждый педагог имеет большую нагрузку и не имеет свободного времени.